Что такое турбийон.

Содержание

Что такое турбийон?

Что такое турбийон.

Переводящийся с французского языка как «вихрь», турбийон впервые появился в механических часах более 200 лет назад. Известный французский часовщик Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент конструкции оформил в 1801.

Интересно, что споры о необходимости и эффективности изобретения Бреге начались уже через несколько лет после внедрения первых турбийонов.

Недоброжелатели утверждали, что в горизонтальном положении новое усложнение имеет только отрицательный эффект, так как детали этой конструкции оказывают лишнее сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.

При этом спрос на турбийоны только рос, и совсем скоро изобретение Бреге стало своеобразной игрушкой для богачей. Европейцы с толстыми кошельками заказывали для себя часы с турбийонами, которыми можно было хвастаться сразу по двум причинам. Во-первых, сам механизм таких часов стоил приличных денег, во-вторых, всегда можно было уколоть собеседника тем, что его часы не такие точные.

В 1920 году был спроектирован первый, так называемый парящий турбийон, который крепился к механизму только с нижней стороны.

Благодаря такому расположению, на циферблате можно было увидеть каретку и спуск в ходе вращения.

В 70-е годы разработки турбийонов несколько застопорились из-за появления кварцевых часов, но уже спустя десять лет компания Audemars Piguet выпустила первые часы с турбийоном с автоматическим подзаводом.

Исторически турбийон считался демонстрацией мастерства часовщиков, а вот его практическая значимость обсуждается до сих пор. Большинство специалистов сходятся во мнении, что он хоть и незначительно, но все же компенсирует действие силы земного притяжения.

Виды турбийонов и особенности их конструкции

Конструкция турбийона предполагает наличие анкерной вилки, баланса и анкерного колеса, которые расположены на каретке – вращающейся площадке. Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке намертво закреплено колесо, которое отвечает за передачу энергии к балансу.

В зависимости от используемого типа каретки различают традиционные и парящие турбийоны. Первый подразумевает крепление каретки в механизме с двух сторон, второй – только с нижней стороны механизма.

Парящий считается более эстетически привлекательным, так как в нем нет перекладины над кареткой, загораживающей обзор.

С другой стороны, турбийон, закрепленный всего в одной точке, более чувствителен к механическим воздействиям, да и сложность такой конструкции гораздо выше.

По скорости вращения каретки турбийоны бывают карусельными, минутными и полуминутными. Минутные – самые сложные и распространенные – представлены в коллекциях только топовых производителей механических часов. Карусельный впервые был показан в 1982 году.

Такие модели отличаются наличием в каретке промежуточного колеса, создающего зацепление с анкерным колесом. Изготовление турбийона карусельного типа требует меньшей точности и обходится гораздо дешевле.

Одним из самых известных производителей является компания Waterbury, в часах которой механизм делал один полный оборот за час, а к платине крепилась минутная стрелка. Тридцатисекундный турбийон был показан только компанией Parmigiani.

Турбийоны тогда и сейчас

Прошли времена, когда турбийон был невероятно дорогим устройством, доступным только очень богатым людям. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к снижению их стоимости.

Компания STT (ранее Progress) сделала едва ли не самый большой вклад в доступность механизма, поставив турбийоны чуть ли не на массовое производство.

В итоге в конце прошлого века стоимость неплохих часов с турбийоном составляла 16-20 тысяч долларов.

Следующий революционный момент случился в 2000 году, когда на выставке в Гонконге были показаны турбийоны китайского производства. Механизм был признан сыроватым, но все же получил удовлетворительные отзывы. Уже через несколько месяцев появились первые такие часы стоимостью около тысячи долларов.

В нынешнем десятилетии модификаций стало только больше.

Так, турбийон вращающийся сразу в трех плоскостях, создавался специально для модели наручных часов, в которой часы могут располагаться в любом положении.

Производители Frank Muller и Jaeger LeCoultre создали турбийоны с двумя каретками: внутренняя имеет привычную конструкцию, а внешняя дает возможность внутренней вращаться в перпендикулярной плоскости.

Не так давно специалисты Patek Philippe создали уникальные часы с турбийоном с десятидневным запасом хода. В компании сделали акцент на том, что турбийон в их разработке – это не просто украшение, а функциональное устройство, положительно влияющее на точность хода часов. Турбийон даже не разместили на виду, а скрыли под циферблатом. В итоге увидеть его можно только через заднюю крышку.

Говоря о точности хода, современные производители (A. Lange and Sohne, Blancpain, Corum, Omega) указывают, что точность хода составляет +6-4 секунды в сутки, что считается более чем приличным показателем для механических моделей.

Турбийон принято считать одной из сложнейших компликаций механических часов (на уровне с вечным календарем и минутным репетиром).

Современный турбийон – это не самое дорогое удовольствие, доступное как для поклонников часов премиум-класса, так и для сторонников бюджетных моделей.

Аккуратно и точно сделанный турбийон не только положительно скажется на точности хода часов, но и станет отличным визуальным дополнением, визитной карточкой наручных часов.

Что такое часы с турбийоном, принцип действия механизма часов турбийон

Что такое турбийон.

Эффектное французское слово tourbillon – это обозначение не менее эффектного часового механизма, который в переводе означает «вихрь».

Фактически, турбийон в наручных часах сейчас уже не столь актуален, поскольку был придуман более двух веков назад, когда джентльмены носили часы в нагрудных карманах.

Суть этого гениального изобретения состояла в том, чтобы компенсировать неточность часового механизма, на который влияла земная гравитация, причем исключительно в вертикальной плоскости.

Даже сейчас этот незаурядный механизм не только продолжает выполнять свои прямые функции, хотя уже разработаны и более современные методы корректировки хода часов, но также служит мерилом статусности и высокого социального уровня хозяина столь незаурядного хронометра, символизируя владение эксклюзивным и необычным предметом.

Турбийон в часах – что это такое и как он работает?

Что такое турбийон, спросите вы? Это устройство, которое нейтрализует земную гравитацию, влияющую на хронометр.

Часы с турбийоном

На часовой механизм воздействуют силы притяжения. В результате дисбаланса происходит значительная погрешность в ходе часового механизма.

Чтобы нивелировать действие притяжения и обеспечить точность, используется специальная конструкция. Это микроплатформа, которая вращается вокруг своей оси с частотой одного оборота в 60 секунд.

С помощью встроенного колеса баланса и механизма спуска динамично меняется положение центра тяжести относительно поля гравитации.

В пределах минуты часы и спешат, и отстают. Таким образом, осуществляется компенсация гравитационной погрешности хода часового механизма

Маленький ураган

Механизм часов турбийон – очень красивая и выразительная часть хронометра, придающая дизайну модели индивидуальность и магическую экстравагантность. Это одно из усложнений, которое обеспечивает точность хода часового механизма в пределах+1/-2 секунд в сутки.

Такие часы стоят дорого, поскольку миниатюрный механизм содержит множество деталей, которых в некоторых моделях насчитывается до сотни, а сборка – дело кропотливое и требует профессионального мастерства.

Кроме того, настройка и регулировка миниатюрного механизма турбийона – дело времязатратное, и хотя часы с турбийоном в настоящее время уже не входят в разряд диковинок, настоящие фирменные модели престиж-класса выпускаются ограниченными тиражами.

Часы с турбийоном престиж-класса

Обращаясь к истории…

В 1795 году французским часовщиком швейцарского происхождения Абрахамом Луи Бреге, который стал основателем известной часовой марки Breguet, был сконструирован революционный на ту эпоху механизм турбийона, обеспечивающий точность хода часов в вертикальном положении. В 1801 году Бреге запатентовал изобретение.

В виду сложности ручной сборки и настройки часов с турбийоном, дело это считалось под силу лишь самым искусным мастерам. Такую вещь могли позволить себе приобрести истинные ценители коллекционных часов и очень состоятельные люди.

Поэтому в течение почти 200-та лет было выпущено сравнительно немного моделей. Во второй половине 20-го века, когда развитие микротехнологий происходило особенно интенсивно, и стала доступна автоматизация процессов, часы с турбийоном снова возродились.

В частности фирма Progress выпустила сверхточный tourbillion под названием Preciplus.

Blancpain турбийон

Также стоит отметить и компанию Blancpain, которая еще в 1989 году выпустила так называемый «парящий вихрь» – каретка турбийона отлично просматривается из-за отсутствия загораживающих деталей, а направляет ее движение миниатюрный шарикоподшипник. Также накануне 21 столетия ею был создан хронометр с несколькими усложнениями – турбийон уживался с хронографом, автоподзаводом, 192-часовым запасом хода и вечным календарем.

Турбийон в современных моделях

Как упоминалось выше, механизм турбийона осуществляет калибровку часового механизма лишь в вертикальном положении.

Современные часы в процессе эксплуатации все чаще принимают как вертикальное, так и горизонтальное положение в пространстве.

Поэтому одним из революционных предложений стали двухосевые мужские механические часы с турбийоном, механизм которых был умещен в компактный корпус Френком Мюллером.

Мужские механические часы с турбийоном

На самом деле идея корректировки хода в двух плоскостях была предложена еще в 1978 году английским физиком Энтони Ренделлом, но заслуга Мюллера состоит именно в умении уместить этот трехмерный механизм в плоскость наручных часов.

Двухосевой турбийон, который занимает традиционное положение на отметке «6» – это две вложенные друг в друга плоскости-каретки, которые вращаются вертикально и горизонтально. При этом два индикатора, занимающие позиции «5» и «7», отсчитывают 8-минутный и 60-секундный интервалы соответственно.

Первый определяет интервал, в течение которого «тельце» турбийона совершает полный круг в плоскости, перпендикулярной циферблату

В 2004 году на смену модели Revolutuion 2 пришла новая трехосевая Revolutuion 3.

В настоящее время наиболее известны швейцарские часы с турбийоном. Среди именитых часовых мануфактур стоит выделить Patek Philippe, Jaeger-LeCoultre, Breguet, Corum, Jorg Hysec, Audemars Piguet.

Модели этих брендов, как правило, содержат ряд дополнительных усложнений, корпуса выполнены из драгметаллов, отличаются компактными габаритами и небольшой толщиной.

Поскольку этот необычный механизм обладает завораживающим эффектом – его делают доступным для видимости через прозрачные окошки корпуса.

Швейцарские часы с турбийоном

В 2003 году Piaget выпустила часы с трехплатформенным турбийоном, размещенным на отметке «12», толщиной всего в 3,5 мм, который помещен в корпус из белого и розового золота.

Компания Corum прославилась моделью Tourbillon Saphir 999 с турбийоном в гладком корпусе из платины 999,99 пробы, который отлично просматривается через прозрачный сапфир.

Модель же X-Ray бренда Jorg Hysek, напротив, преподносит турбийон, как органично вписанное в хайтековский стиль усложнение, не акцентируя на нем особого внимания, тем самым пророча, что в будущем это устройство станет таким же привычным как ныне автоподзавод.

Но самый совершенный механизм турбийона, запас хода которого заявлен в 240 часов, предложила компания Patek Philippe, представив ценителям модель Ref. 5101P 10 Day Tourbillon. Примечательно, что сам механизм упрятан под циферблат, впрочем, рассматривать его можно через прозрачное сапфировое стекло позади корпуса.

Часы Ref. 5101P 10 Day Tourbillon

Сколько стоят часы с турбийоном?

Стоимость часов зависит от бренда, страны-производителя, а также от того, новая это или подержанная модель. Часы, выпускаемые небольшими тиражами, относят к элит-классу не только в плане дизайна, материалов, функционала и наличия дополнительных усложнений, но и стоимости.

Швейцарские бренды практически все хронометры оснащают «вихревым» механизмом.

Модели, относящиеся к разряду «grande complication», выпускаемые фирмами Jaeger-LeCoultre и Patek Philippe, кроме «урагана», славятся наличием индикации звездного времени, минутного репетира, вечного календаря. Отдельно стоит остановиться на самой дорогой модели в мире Sky Moon Tourbillon, стоимость которой определяется в 1 млн. 200 тыс. евро.

Sky Moon Tourbillon

Модели королевского класса

Одними из самых дорогих и престижных признаны часы Jaeger-LeCoultre – модель Reverse Gyrotourbillon из белого и розового золота, их стоимость составляет от 245 тыс. евро.

Она также оснащена функциями индикации солнечных восхода и захода, звездного времени, календарем. Продукция марки Patek Philippe также оценивается от 150 тыс. евро.

Известную модель Royal Oak компании Audemars Piguet можно приобрести за 100 тыс. евро, а не новую за 85 тыс.

Немецкая мануфактура Moritz Grossmann предлагает модель Benu Tourbillon из белого золота с турбийоном за 168 тыс. евро.

Benu Tourbillon из белого золота с турбийоном

Знаменитая Breguet, которая в настоящий момент объединила усилия с Swatch Group, предлагает престижные модели премиум-класса по цене от 300 тыс. евро. В то же время часы с турбийоном этого бренда можно приобрести и от 70 000 евро, а ношенные от 40 тыс.

Доступные часы с турбийоном

Значительно уступают по стоимости часы мануфактуры Frederique Constant, новые модели которой могут быть приобретены за 30 тыс. евро, а подержанные от 20 тыс. В золотом корпусе – до 40 тыс. евро.

Хронометры Zenith El Primero оцениваются в рамках 35-45 тыс. евро, а модели знаменитой коллекции Portugieser компании IWC (International Watch) приобретут нового владельца за 40 тыс.

Хронометры Zenith El Primero

Альтернатива Европе

Сравнительно дешевые китайские часы можно приобрести у известных восточных марок – Sea-Gul, Fiyta, Beiging Watch Factory, гонконгской Longio Watch.

Стоят хронометры с турбийоном на порядок ниже европейских аналогов гигантов-производителей.

Приобретение реплик, которые собираються на азиатских фабриках с использованием запчастей и технологий оригинального производителя, уступают в цене и престиже, но по уроню качества вполне занимают достойные позиции.

Дешевые китайские часы с турбийоном

Мануфактура Sea-Gul прославилась механизмами ST8000 и флагманом Perpetual, а также моделью с двухплоскостным турбийоном ST8080 GB. Приобрести часы с «вихрем» этого производителя можно в пределах 5-30 тыс. долларов, в зависимости от материала корпуса и наличия одно- или двухплоскостного механизма.

Своеобразные модели в стиле авангарда и хай-тек предлагает компания Fiyta, цены на которые в диапазоне 3-50 тыс. долларов. В стиле аристократизма и утонченности представлены на рынке модели хронометров Beiging Watch. А знаменитые часы Telamon мануфактуры Longio Watch с внушительным дизайном характеризуется запасом хода в 65 часов и водозащитой на глубине 1 км.

Стоимость их около 8 тыс. долларов, в то время как другие модели производителя стоят дешевле – от 2000

Российские часы с турбийоном не встретить ни на отечественном, ни на мировом рынке, по той простой причине, что они не производятся. Возможно, лишь в частном порядке часовых дел мастера готовы заниматься этим кропотливым трудом.

Например, нельзя не упомянуть Александра Миляева, который собственноручно изготовил миниатюрные запчасти и собрал самостоятельно часы с турбийоном.

На это ушло несколько лет и до сих пор мастер не готов поставить точку в своем коллекционном часовом экземпляре, продолжая его усовершенствования.

Для милых дам

Подавляющее большинство часов с усложнениями, коим является и пресловутый турбийон, предназначены для джентльменов. Тем не менее, компания Breguet, носящая имя своего основоположника и изобретателя турбийона, не забыла и о прекрасной половине человечества.

Женский хронометр с турбийоном Classique Grande Complication изменил калибр, корпус стал компактнее и тоньше на несколько миллиметров. Поскольку габариты корпуса уменьшены, турбийон просматривается практически на весь циферблат.

Часы выполнены из белого золота и инкрустированы 73-мя бриллиантами.

Хронометр с турбийоном Classique Grande Complication

Элегантные женские модели представлены в коллекциях Jules Audemars и Millenary компании Audemars Piguet, в линиях Tourbillon, Tourbillon Chronograph и Sceleton Tourbillon, выполненные из белого золота и украшенные бриллиантами.

Цена этих моделей составляет от 190 до 480 тыс. долларов. Оригинальные хронометры престиж-класса предлагаются в коллекции Women`s Collection компанией BlancPain, а также в коллекции Dimier мануфактуры Bovet.

В зависимости от начинки и используемых материалов, цены могут быть значительно ниже и доступнее.

Часы Tourbillon Chronograph

Несмотря на современные высокоточные технологии и программное управление, хронометры с турбийоном по-прежнему остаются в дефиците.

Это касается, прежде всего, подлинных марок, выпускаемых всего лишь в количестве нескольких десятков в год, а то и меньше.

Владение столь шикарной вещью позволить себе могут только самые состоятельные личности, к тому же именитые мануфактуры придирчиво относятся к выбору клиентуры.

И хотя сам по себе механизм турбийона далеко не представляет сейчас единственное средство для точности хода часов, в нем заложен исторический и глубинный смысл, олицетворяющий аристократизм, престиж и шик. Именно поэтому такие часы выпускаются ограниченными партиями, как редкие коллекционные вещи для избранных.

Турбийон: что это, конструкция и принцип работы, российские модели часов с турбийоном

Что такое турбийон.

Наверняка многие слышали это трудно произносимое слово “турбийон” и задавались вопросом: “Что же это такое?”

Турбийон – это усложнение в наручных часах, принципом работы которого является особая конструкция узла баланса *, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода.

* баланс – маятниковое колесо, которое совершает колебательные движения от балансовой спирали. От того, насколько равномерны его колебания, зависит точность хода часового механизма, поэтому баланс считается одним из самых важных элементов в часах.

История создания турбийона

Турбийон впервые появился в механических часах более двухсот лет назад. Знаменитый часовой мастер из Франции Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент на конструкцию оформил в 1801 году. В переводе с французского языка tourbillon означает “вихрь”. Забегая вперед, скажем, что всего Бреге собрал 30 подобных “вихревых” механизмов.

Стоит отметить, что, сродни всем изобретениям того времени, через несколько лет после внедрения первых турбийонов начались споры об эффективности новшества Бреге.

Противники утверждали, что в горизонтальном положении новое устройство вносит отрицательный эффект, так как детали конструкции оказывают дополнительное сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.

Однако, несмотря на это, спрос на турбийоны постоянно рос, через пару лет изобретение Бреге стало игрушкой для богатых европейцев. Богачи заказывали часы с турбийоном, в основном, по двум причинам. Во-первых, механизм таких часов сам по себе стоил больших денег, во-вторых, в светских беседах можно было невзначай обмолвиться и поррасуждать о точности хода, приковывая к себе внимание.

В 1920 году был спроектирован первый “парящий” турбийон, который находился в нижней части механизма. Благодаря расположению, на циферблате можно было увидеть и каретку и спуск в ходе вращения.

В семидесятые годы разработку турбийонов затормозило появление на рынке кварцевых часов, но спустя всего десять лет компания Audemars Piguet выпускает первые часы с турбийоном и автоматическим подзаводом.

Изначально tourbillon был задуман для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Поэтому до сих спорно его эффективность в наручных часах.

Каретка классического турбийона вращалась в одной плоскости с вектором тяжести, однако, владелец часто перемещает их в горизонтальную плоскость, положив руку за клавиатуру или на руль автомобиля.

Как тогда турбийон компенсирует погрешности, если позиция заключенных в него деталей не меняется?

Но прогресс не стоит на месте,и в 2003 году швейцарец Франк Мюллер представил миру часы Tourbillon Revolution 2 с единственным в мире двухосевым турбийоном.

Он состоит вложенных друг в друга кареток, вращающихся как по горизонтали, так и по вертикали. Инновационный турбийон работает при любом положении часов.

Совершенный механизм можно наблюдать на циферблате и через прозрачное стекло сзади. Он имеет ручной завод и хороший запас хода в 80 часов.

Уже в 2004 Франк представил часы Revolution 3 с турбийоном, вращающимся уже в трех плоскостях.

На текущий момент практически все известные мировые бренды имеют в своем арсенале часы с турбийоном.

Не отстают и вездесущие китайцы, запустившие в новом веке массовое производство этих замысловатых устройств.

Конструкция турбийона и принцип работы

Из чего состоит и как работает турбийон? На чем основан принцип его работы?

Турбийон состоит из баланса (1), анкерного колеса (2) и анкерной вилки (3), которые расположены на вращающейся каретке (4). Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке жестко закреплено колесо, которое передает балансу энергию.

В зависимости от типа каретки турбийоны подразделяются на традиционные и “парящие”.

В конструкции классического (традиционного) варианта каретка крепится к механизму с двух сторон, парящий же предусматривает крепление только с нижней стороны часового механизма.

Это намного более привлекательно, выглядит завораживающе, так как каретка не загораживает обзор, и вы можете наблюдать работу турбийона на видео.

Есть и небольшой нюанс: конструкция турбийона, закрепленного в одной точке, чуть более чувствительна к внешним механическим воздействиям.

По скорости вращения каретки турбийонов подраделяются на карусельные, минутные и полуминутные.

Самые сложные – минутные – вы можете встретить в коллекциях топовых производителей механических часов. Карусельный тип был впервые продемонстрирован в 1982 году. Модели с ним отличаются наличием промежуточного колеса в каретке, создающего зацепление с анкерным колесом.

Изготовление турбийона карусельного типа предполагает меньшую точность и стоимость производства. Топовым производителем является американская компания Waterbury, в часах этой фирмы механизм делал один полный оборот за час, а к платине крепилась минутная стрелка.

Полуминутный турбийон был продемонстрирован только швейцарской компанией Parmigiani.

Российские модели наручных часов с турбийоном

Канули в лету те времена, когда турбийон был безумно дорогим устройством, доступным исключительно богачам. Оценить точность и гипнотизирующее действие этого механизма теперь могут и простые любители часов. Купить в настоящее время его не представляет особой сложности.

В России одними из ведущих марок часов с турбийоном по праву можно назвать Petroff, стоит также отметить изделия часовой мануфактуры Константина Чайкина.

Модели, которые подчеркнут ваш статус и просто доставят радость как обычным людям, так и коллекционерам.

Подведем итоги

Турбийон сейчас – это сложный механизм и одновременно эстетическое удовольствие для поклонников механических наручных часов среднего и премиум-класса. Он не только положительно скажется на точности хода, но и станет “сердцем часов”, предметом вашего восхищения и гордости.

Что такое Турбийон

Что такое турбийон.

Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.

Предыстория

В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей.

В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов.

Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра.

Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода.

Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов.

Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю.

То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались.

Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются.

Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.

История турбийона

Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге.

Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой.

Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.

Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства.

Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный — лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.

После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.

Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.

Устройство и виды турбийонов

Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке — каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси.

При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок.

Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).

Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон — она имеет оси сверху и снизу.

Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней. Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны.

Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам.

Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.

Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.

По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация.

Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями.

Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители.

Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.

Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут.

Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным. К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу.

Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка. Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «долларовым» часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin.

В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.

Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.

Тенденции в развитии турбийонов

Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом.

Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона.

Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.

Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.

В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении.

Турбийон состоит из двух кареток — одна в другой. Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller.

Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.

Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.

Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе.

При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями.

Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…

Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 — 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.

источники – http://www.horology.ru

Напомню вам еще что нибудь интересного из мира техники: вот например Робот возрастом в 250 лет работает и сейчас, а вот кто знает, что был Летающий паровоз, ну и вспомните еще про Самый большой автомобильный кран в мире Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – http://infoglaz.ru/?p=39741

Турбийон в часах: что это?

Что такое турбийон.

Выбирая часы, покупатели чаще всего отдают предпочтение простым и невычурным моделям, но с обязательным присутствием какой-то изюминки. Из всех прочих особенностей, способных привлечь внимание, несомненным лидером является турбийон — самая престижная, сложная и поэтому дорогая функция.

Что такое турбийон в часах?

Турбийон — это устройство, которое представляет собой анкерное колесо с балансом и анкерными вилками. Оно вращается со скоростью 1 оборот в минуту на каретной площадке и служит для компенсации воздействия притяжения Земли на точность часового механизма. Его изобретатель — француз Абрахам-Луи Бреге.

В 1795 году он создал массивный, с большим количеством деталей прототип современного турбийона и еще несколько лет работал над тем, чтобы поместить его в карманные механические часы. В конце 1805 года в Париже, во время Национальной выставки индустриальных товаров, Бреге представил их публике.

Спустя более двух столетий турбийон уменьшился еще больше, и теперь способен поместиться даже в самые маленькие наручные часы.

Какими бывают турбийоны?

От типа используемой каретки зависит вид турбийона в часах:

  • в традиционном виде каретка прикреплена к механизму с двух сторон и зафиксирована на вращающейся оси;
  • в парящем — имеется только нижнее крепление механизма каретки к оси.

Парящий турбийон спустя столетие после изобретения Бреге, в 1920 году, был спроектирован преподавателем часового искусства Альфредом Хеллвигом. Он упростил конструкцию традиционного (закрытого) турбийона и сделал возможным наблюдение через отверстие на циферблате за его вращением.

Таким образом, турбийон, кроме нивелирования влияния земного притяжения на механизм часов, приобрел еще и эстетическую функцию. Однако по своей конструкции превратился в более хрупкий и сложный механизм.

Со временем изобретение Хеллвига стало прототипом современных наручных и карманных скелетонов, внутренний механизм которых частично или полностью открыт, что позволяет обладателю наблюдать за слаженной работой совершенного устройства, защищенного стеклом.

В зависимости от скорости вращения турбийоны бывают:

  • минутными — самый распространенный и сложный вид, который представлен в коллекциях только самых известных часовых производителей;
  • полуминутными — редкий вид, используемый только одной компанией;
  • карусельными — простой и дешевый вид турбийона (один оборот делает за час, имеет минутную стрелку).

Действительно ли турбийон повышает точность хода?

Известно, что даже самые точные механические часы за сутки отклоняются приблизительно на 15 секунд. Связано это со многими внешними факторами, не всегда зависящими от человека. Один из таких — сила гравитации, преодолеть которую возможно разве что в фантастических фильмах.

Почему же тогда это стало реальным в изобретении Бреге и стало ли? Если бы Бреге, как и его современники, продолжал искать выход в поле законов механики, то, несомненно, потерпел бы крах.

Но он решил действовать внутри самого механизма, запустив в него подвижную каретку, вращающуюся в противоположную сторону.

Таким образом, она уравновешивает гравитационную погрешность и позволяет стрелкам вращаться более равномерно.

Часы с турбийоном на самом деле стали более точными, но покупать их, на удивление, не спешили. За 18 лет своих разработок изобретатель продал всего лишь 35 экземпляров. Объяснить это можно было двумя минусами таких часов:

  • не всем понятен механизм и его назначение;
  • слишком высокая стоимость детали, совокупный вес десятка элементов которой составлял не больше одного грамма.

За точность и столь кропотливую работу определенная часть пользователей и была бы готова платить внушительную сумму, если бы не еще один важный минус, с которым соглашался и сам автор столь грандиозной идеи преодоления гравитации.

Поскольку турбийон первоначально разрабатывался для карманных часов, то классическая конструкция его каретки предусматривала вращение только в одной плоскости — специально для вертикального положения часов в кармане.

Вот почему использование точно такого же механизма в наручных часах имело сомнительную эффективность, ведь наручные часы часто находятся и в горизонтальном положении (например в то время, когда рука лежит на столе, коленях или руле автомобиля).

Функция турбийона в современных наручных часах

Решить спор об эффективности турбийона помогла разработка Франка Мюллера. В 2003 году он представил первые в мире часы с двухосевым турбийоном. Особенность его строения в следующем:

  • он имеет две каретки, вложенные друг в друга и вращающиеся одновременно по горизонтали и по вертикали;
  • каждая его каретка вращается со своей скоростью (1 и 8 минут);
  • на циферблате часов присутствуют две дополнительные стрелки (на 5 и 7 часов), которые отсчитывают циклы вращения осей.

Еще до появления двухосевого турбийона, в конце XIX века, часовщики признали турбийон Бреге для наручных часов бесполезной функцией, которая только усложняет механизм и забирает часть энергии.

Тем не менее, от нее не отказались, а превратили в самый престижный и наиболее изысканный часовой механизм, демонстрирующий высокое искусство. Его главная ценность — в сложности изготовления, использовании драгоценных металлов и потраченных усилиях мастеров. Лимитированные выпуски еще больше подогревают интерес и создают ажиотаж среди коллекционеров столь популярного аксессуара.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.