Дидактические игры по сенсорике 1 младшая группа. Сенсорное развитие путем самообразования

Содержание

Сенсорное развитие младшая группа дошкольного возраста

Дидактические игры по сенсорике 1 младшая группа. Сенсорное развитие путем самообразования

Дидактические игры по сенсорному развитию детей проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительностью 10-15 минут.

Дидактическая игра используется не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей.

Основными методами деятельности педагога с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности. Конкретизация общения воспитателя и ребенка по ходу игры.

Сенсорное развитие детей младшего возраста план с сентября по октябрь

месяц             1 неделя               2 неделя                 3 неделя                     4 неделя
                   сентябрь«Завяжи бант кукле».Дидактическая задача: Закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по цвету.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Подбери фигуру»Дидактическая задача:Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.           «Башня»Дидактическая задача:Закрепить представление об относительной величине предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Воздушные шары»Дидактическая задача:Учить различать и называть 4 основных цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук через действие с предметами.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»
                 октябрь«Подбери по цвету»Дидактическая задача: Закрепить у детей представление о четырех основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по цвету.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Кому какая форма»Дидактическая задача:Закрепить представления детей о геометрических фигурах, закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»       «Что там?»Дидактическая задача:Закрепить умения детей устанавливать отношение 2 предметов по величине при составлении матрешки.   «Снеговик»Дидактическая задача:Развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.Учить закручивать и раскручивать пробки.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»

Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста план с ноября по декабрь

месяц             1 неделя               2 неделя                 3 неделя                     4 неделя
                     ноябрь«У кого какое платье?»Дидактическая задача:Закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать   четыре основные цвета цветах (красный, синий, желтый, зеленый).Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Геометрическое лото»Дидактическая задача:Закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»     «Сбор фруктов»Дидактическая задача:Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»       «Цвет и форма»Комплексная игра лото.Дидактическая задача:Закрепить представление детей о 3 геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины.
                               декабрь«Бусы из соленого теста»Дидактическая задача:Укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, формировать умение сочетать по цвету, развитие концентрации внимания.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»   «Разложи яички в свои домики»Дидактическая задача:Формировать умение различать и правильно называть 4 основные цвета, учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету), развивать мелкую моторику пальцев рук.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет» «Разложи карашдаши по стаканчикам»Дидактическая задача:Формировать умение различать 4 основных цвета, учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»       «Тактильная коробочка»Дидактическая задача:Используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста план с января по февраль

месяц             1 неделя               2 неделя                 3 неделя                     4 неделя
                                   январь«Цвет и форма»Комплексная игра лото.Дидактическая задача:Закрепить представление детей о 3 геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Геометрическое лото»Дидактическая задача:Закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Разноцветные палочки»Дидактическая задача:Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Найди такой же»Дидактическая задача:Закрепить умение группировать предметы по величине, путем накладывания один на другой.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»
                     февраль«Волшебный мешочек»Дидактическая задача:Учить детей запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать наощупь, думать, видеть закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способности маленьких пальчиков.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Кому какая форма»Дидактическая задача:Закрепить представления детей о геометрических фигурах, закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Сбор фруктов»Дидактическая задача:Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Подбери фигуру»Дидактическая задача:Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

Сенсорное развитие в первой младшей группе план с марта по апрель

месяц             1 неделя               2 неделя                 3 неделя                     4 неделя
                           март«Голововомка»Дидактическая задача:Закрепить умение собирать из нескольких частей целое, по образцу, затем по памяти. Развивать мелкую моторику пальцев рук.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет«Тактильная коробочка»Дидактическая задача:Используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет           «Чего не хватает?»Дидактическая задача:Развивать зрительное восприятие, закреплять основные цвета, называть фигуры (треугольник, круг, квадрат).Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет«Волшебный мешочек»Дидактическая задача:Учить детей запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать наощупь, думать, видеть закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способности маленьких пальчиков.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»
                 апрель       «Веселое ведро»Дидактическая задача:Соотнесение цвета с цветовым полем и соотнесение формы с отверстием, развитие речи за счет слов, обзначающих цвета и формы, развивать умение находить предметы наощупь.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет«А давай мы , поиграем»Дидактическая задача:Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет         «Подбери фигуру»Дидактическая задача:Закреплять представления о геометрических формах, упражнять в их узнавании и называть их.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет       «Найди пару»Дидактическая задача:Закрепить умение подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства и различия. Развивать наблюдательность.Ход   игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет.

Сенсорное развитие детей младшей группы план на май

месяц             1 неделя               2 неделя                 3 неделя                     4 неделя
                                                      май«Разноцветные палочки»Дидактическая задача:Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Геометрическое лото»Дидактическая задача:Закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Бусы из соленого теста»Дидактическая задача:Укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, формировать умение сочетать по цвету, развитие концентрации внимания.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»«Кому какая форма»Дидактическая задача:Закрепить представления детей о геометрических фигурах, закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.Ход игры смотри: « картотека игр по сенсорике с 2-3 лет»

Читать полностью Рабочая программа в 1 младшей группе по ФГОС на 2016-2017 учебный год

Готовый план по самообразованию: развитие сенсорики

Дидактические игры по сенсорике 1 младшая группа. Сенсорное развитие путем самообразования

Доброго дня уважаемые воспитатели. С вами, ваша Татьяна Сухих.  Сегодня хочу предложить тему, которая многим будет интересна. Это тема о сенсорике и готовый план по самообразованию.

Что такое сенсорика?

Особым периодом для становления психического и физического развития детей является раннее детство. Это время, которое благоприятно для воспитания сенсорики. Без этого невозможно развитие их умственных способностей.

Формирование сенсорики у малышей развивается через восприятие и вырабатывание ими представления о цвете, форме, положения в пространстве, величине, вкусе, запахе предметов.

Трудно переоценить значение сенсорного развития для дошколят.

Именно в раннем возрасте важным является совершенствование работы органов чувств, а также накапливание взглядов о внешнем мире и опознавание изобретательных способностей. Такое развитие готовит дошколят к обучению в школе.

Воспитание сенсорики у детей – это совершенствование восприятий, ощущений, представлений и других процессов. Они учатся сравнению и установлению закономерностей, принятию самостоятельных решений, в результате которого познается мир.

В жизни каждый ребеночек сталкивается со свойствами тех или иных предметов, знакомится с живописью, музыкой, литературой, скульптурой. И каждый из них усваивает этот процесс стихийно.

Если это происходит без контроля взрослых, то такое знакомство часто приобретает неполноценный, поверхностный характер.

И здесь последовательное, систематическое и планомерное  воспитание сенсорики приходит на помощь карапузу, и ее  формирование является первостепенной в детском развитии и требует большого внимания.

Развитие сенсорики для двух- трехлетних детей через игры

ЦельЗадачиЖелаемые результаты
Повысить теоретический уровень воспитателя, профессиональное мастерство и компетентность1.     Обучение детей различиям основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного, белого.2.     Ознакомление малышей с формой круга, квадрата, прямоугольника.3.     Ознакомление с величиной предметов:   большой, средней, маленькой.4.     Формирование навыков самостоятельной работы.5.     Повышение самооценки детей и уверенности в себе.6.     Совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.7.     Сплочение детского коллектива.1.     Закрепление знаний малышей о порядковом счете, названий геометрических фигур.2.     В формировании математических способностей дошколенка положительная динамика.3.     Улучшение развивающей среды.

Этапами работы являются:

  • изучение литературы о сенсорных способностях малыша и развивающих игр с детьми;
  • посещение методических объединений города;
  • изучение опыта деятельности сетевых ассоциаций.
  • создание среды, окружающей ребенка;
  • особые занятия по воспитанию сенсорики;
  • занятия с дидактическими играми, упражнениями с вкладышами, решетками, цветными палочками, дидактическими столиками, втулками;
  • развитие сенсорики, осуществляемое во время обучения на занятиях по конструированию, рисованию;
  • проведение упражнений, тренировок на тактильные ощущения, для освоения понятия формы, величины, цвета;
  • закрепление с малышами всех пройденных материалов;
  • проведение мониторинга.
  • помощь родителей в подготовке дидактических игр и показательных материалов;
  • проведение консультаций, бесед;
  • подготовка консультации родителей о развитии сенсорных способностей у ребят с помощью дидактических игр, упражнений.

Дидактические обучающие игры по сенсорике

форма организации жизни малюток – эта игра. Она является их  естественной и любимейшей деятельностью. С помощью нее дошколята учатся восприятию, осязанию, усваиванию всех сенсорных эталонов и познают мир.

Предложу вам, дорогие воспитатели, некоторые забавы, предназначенные для сенсорного развития и умственного воспитания малышей.

«Удивительный мешочек»

Задача: научить карапузов на ощупь узнать геометрическую фигуру, тем самым развивая осязание.

Развитие игры: предложить деточке ощупать предметы, лежащие в мешочке, найти геометрическую фигуру, снять ее и назвать. Остальные ребята смотрят и следят за игрой.

«Выбери фигуру»

Задача: научить детей осмотреть вещи различных форм, цветов и употребить отмеченные свойства фигуры (форма, размер, цвет) и выработать творческую фантазию.

Развитие игры

1 версия. Попросите малютку взять интересную для него карточку и, используя геометрические фигуры, выложить по образцу рисунок.

2 версия. Предложить детке посредством геометрических фигур составить свою картинку.

«Поиск домика для каждой рыбки»

Задача: развитие зрительной памяти и внимания.

Развитие игры. Карапузику предлагается посмотреть аквариумы и усвоить, где плавает та или иная рыбка. После этого аквариумы убирают. Затем ему предлагают отдельно рыбку и отдельно аквариумы и просят, чтобы он посадил в ту или иную рыбку в свой «домик».

«Теплый– Холодный»

Задача: тренировать ребят тактильным методом установить отличия в текстильных изделиях, совершенствовать способности рассказывать о своих впечатлениях.

Развитие игры. Малышам дают панно с разнообразными типами тканей. Детка тактильным способом должен уметь устанавливать различия изделий из текстиля, и рассказать какие чувственные впечатления получил.

«Легкий — Тяжелый»

Задача: детям дают возможность потрогать предметы и установить меру их тяжести, прочувствовать ее и рассказывать о своих впечатлениях.

Развитие игры. Карапузикам предоставляются предметы различной степени тяжести. Они, прочувствовав степень тяжести, передадут свои чувственные впечатления.

Сенсорное воспитание и его значение

Выделю основные значения сенсорики в воспитании дошколенок:

  • основа для умственного развития;
  • упорядочение хаотичного представления ребенка при взаимодействии с окружающим миром;
  • подготовка к настоящей жизни;
  • положительное влияние на чувства;
  • основа для совершенствования фантазии;
  • возможность овладения детьми новыми способами предметной деятельности;
  • влияние на обогащение речи;
  • влияние на совершенствование слуховой, зрительной, образной памяти.

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Дидактические игры по сенсорике 1 младшая группа. Сенсорное развитие путем самообразования

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Игра для сенсорного развития.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника.

В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности.

Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:

  • на получение знаний об органах чувств;
  • на расширение словарного запаса для описания предметов;
  • на развитие сенсорных систем;
  • на выделение отличительных особенностей объектов;
  • на выполнение практической деятельности.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех.

Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания.

Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка.

Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно.

Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета.

Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки.

Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями.

Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм.

Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше».

Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Дидактические игры по сенсорике 1 младшая группа. Сенсорное развитие путем самообразования

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения.

Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности.

Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

Развивающие игры

Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений.

Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое.

Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ.

Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Пример дидактических игр

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.