Дидактическое пособие по обучению счёту в детском саду своими руками. «Математические игры и счётный материал своими руками Счетный материал для дошкольников

Счетный материал: математический набор «Учись считать», как научиться на счетах «Абакус», деревянный материал и карточки для школьников

Дидактическое пособие по обучению счёту в детском саду своими руками. «Математические игры и счётный материал своими руками Счетный материал для дошкольников

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность.

Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности выбора

На занятиях по математике предметы представляют собой элементы множеств, с которыми нужно произвести определенные действия. Относительно них может быть поставлен конкретный вопрос об их количестве. Здесь не уточняются какие-то моменты, которые могут быть интересны на занятиях по другому предмету. Например, если идет речь о птичках на ветке, то абсолютно неважно, какие это птицы.

К данному виду наглядных пособий относятся счетные палочки, счеты, счетные доски, или, как их называют по-другому – абаки, арифметический ящик, геометрические мозаики, различные наборы тематических или геометрических фигурок для счета, кассы счетных материалов.

Правильный выбор средства для обучения детей сделает обучение занимательным и увлекательным. Важность этого обусловлена тем, что малыши вплоть до начала обучения в начальной школе познают и запоминают новое гораздо эффективнее, если их заинтересовать.

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов.

В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5.

В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения.

Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Обучение математике в детских садах с помощью счетного материала

Дидактическое пособие по обучению счёту в детском саду своими руками. «Математические игры и счётный материал своими руками Счетный материал для дошкольников

Обучение счету — это обучение оперировать отвлеченными понятиями. Ребенок способен легко представить два яблочка или четырех зайчиков, но не числа «два» и «четыре». Развитие мышления идет от наглядно-предметного до абстрактного. Дети мыслят предметными понятиями, которые можно увидеть и потрогать.

Счету в дошкольном образовательном учреждении начинают учить с трехлетнего возраста. Процесс этот должен быть (обязательно) наглядным, опираться на конкретные предметы. Таким предметом и становится счетный материал: палочки, мячики, игрушечные белочки.

Зайчики и морковки позволяют детишкам понять, что такое счет и числа

Каковы свойства и задачи счетного материала

задача счетного материала — визуализировать процесс счета и делать усвоение новых знаний более легким. Другой задачей является удержание неустойчивого детского внимания. Это происходит благодаря свойствам демонстрационного материала — яркой насыщенной окраске и содержанию, интересному для дошкольника (предметы для счета — игрушки или герои сказок).

Материал для обучения счету должен:

  • отвечать санитарно-гигиеническим нормам (изготовлен из безвредных веществ, быть достаточно крупным);
  • быть наполненным воспитательным и образовательным содержанием;
  • быть эстетичным.

Свойства счетного материала диктуются возрастом обучаемых. Так для младших школьников с уже развивающимся отвлеченным мышлением подойдут неброские палочки, чтобы не отвлекать игровым содержанием детей от сути задачи.

Обратите внимание! Ребята в детсаду, напротив, нуждаются в ярких игровых наборах, использовании игровых сюжетов, чтобы понять механизмы счета.

Обучение счету в садике, как и получение других познавательных навыков, должно соответствовать федеральным стандартам — ФГОС ДО (приказ от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; вступил в силу с 1 января следующего года).

Какой бывает раздаточный счетный материал

Для обучения счету и арифметическим действиям используют самый различный материал. Выбор его зависит от возраста детей, конкретной темы, используемых образовательных методик.

Кубики и игровые наборы

Детям младшего возраста лучше давать начальные математические знания, пользуясь кубиками или игровыми наборами.

Одинаковые по размеру и по окраске кубики, яблочки, груши, морковки, цыплята — все это составляет счетный материал по математике в детском саду. Сюда же относятся и специальные кубики, предназначенные для обучения счету по методике Зайцева.

В ходу и комплекты из дерева, выкрашенные в насыщенные цвета, и пластиковые наборы. Подобные пособия помогают малышам легко усвоить счетные операции, научиться складывать и вычитать. Кроме того, в результате манипуляций с мелкими предметами развивается моторика и координация движений.

Внимание! Необходимо убедиться, что пластиковые наборы изготовлены из высококачественного материала, соответствующего гигиеническим стандартам, установленным для детей. 

Обучение счету в детском саду лучше проводить как игру. Например, можно собирать урожай яблочек с подсчетом их количества, покормить пять белочек.

Счетные палочки

Современные палочки для счета изготавливаются как из дерева, так и из пластика. В принципе это те же игровые наборы, но более формализованные, без привязки к игровым сюжетам.

Это счетный материал для детей, обучающихся в начальной школе и посещающих подготовительную группу дошкольного учреждения.

  Задача счетных палочек — облегчить понимание математики, сделать наглядными совершаемые арифметические действия.

Пластиковые палочки разных цветов помогает детишкам постарше освоить счет до десяти

Простейшая модель наглядности — пальцы на руке. Их всегда использовали для обучения счету.

Картинки и карточки

Это визуализационный материал, но, в отличие от игровых наборов, необъемный — следующая ступень отвлеченности при обучении счету. Используется уже не сам предмет, а лишь его изображение. Хотя игра с карточками воспринимается ребенком с не меньшим интересом, чем действия с объемным счетным материалом.

Если речь идет о разрезных картинках, то это становится их дополнительным преимуществом: вырезание из бумаги различных цветов, животных, овощей тренирует мелкую моторику ребенка и расширяет его кругозор.

В эту же категорию пособий относятся двухполосные и однополосные карточки по математике в ДОУ. На первые карточки прикладывают картинки или объемные предметы, а на вторые — накладывают. При этом ребенок сопоставляет форму предметов, их характеристики, сравнивает размеры (больше или меньше, уже или шире).

Лэпбуки

Папку, в которой подобраны и оформлены материалы по определенной теме, называют лэпбуком. Готовит такое дидактическое пособие педагог, в некоторых случаях подготовка может быть поручена родителям.

Оформляют материал в виде мини-книги, снабжают папку окошками и кармашками, где располагаются красочные карточки и т.п. В качестве обязательного компонента в лэпбуке предлагаются творческие задания.

Применяются такие пособия для индивидуальных занятий с ребенком или в небольшой команде из двух-трех детей.

Яркие лэпбуки, посвященные конкретной арифметической теме, предназначены для занятий с двумя-тремя детьми

Можно выделить два основных типа счетных пособий:

  • крупные предметы — плакаты, магнитные доски — относятся к категории демонстрационного материала по математике в детском саду и служат для показывания действий;
  • мелкий материал — карточки, картинки, игрушки — является раздаточным, с помощью которого все ребята одновременно выполняют задания педагога.

Как используется счетный материал в образовательном процессе ДОУ

Обучение математическим навыкам начинают с объемного счетного материала — игровых наборов, кубиков. Со временем переходят на более отвлеченные наглядные материалы — картинки и карточки.

Обратите внимание! Обучение счету проводят в детско-взрослом взаимодействии — то есть при сотрудничестве детей и педагога.

Задействуют в процессе обучения счету материал, соответствующий возрасту ребенка. Дети второй младшей группы хорошо включаются в задания с пазлами, с карточками, где изображение цифры окружено количеством предметов, равным этой цифре (например, около семерки нарисовано семь грибочков).

Даются задания на соотнесение цифры с количеством точек на той или иной карточке. Формируются понятия «много», «мало». Например, ребенку предлагается карточка с изображением паровоза и набор картинок, изображающих вагоны. Их нужно распределить по карточке с паровозом. Педагог обращает внимание ребенка, что сначала вагонов нет вообще, затем прицепляется один, а затем их становится «много».

Красочный объемный материал для счета легко включить в сюжетную игру

Детей средней группы обучают точно оценивать количество предметов — считать до пяти. К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу. Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками.

Дети, посещающие старшую группу садика, должны уметь считать до десяти, складывать и вычитать по единице.

Обратите внимание! Наглядность в обучение счету привносят счеты, сопоставление графического образа цифры с карточкой, на которой нарисовано равное этой цифре количество предметов. Дети хорошо воспринимают и задания на восстановление правильного порядка счета, которые выполняют при помощи карточек с нарисованными цифрами.

Математические навыки, подлежащие освоению в подготовительной группе, — сравнение совокупности предметов в категориях «больше», «меньше», составление числа из двух (один и два — вместе получается три).

Идет усложнение и нарастание отвлеченности наглядного материала.

Это складывание полного изображения после составления пронумерованных частей, картинки с разным количеством предметов или животных, предлагаемые для сравнения (ребёнок подсчитывает количество предметов и записывает итог в нужную клеточку).

Наглядный материал своими руками

Изготовить самостоятельно легче всего картинки и карточки. Изображения для них можно подобрать в интернете и распечатать на принтере.

Внимание! Все картинки для использования в процессе обучения начальным математическим навыкам должны быть распечатаны на цветном принтере. 

Картинки для будущих карточек легко найти в интернете, распечатать и вырезать

Разнообразные карточки, представляющие собой силуэты цветов, деревьев, овощей, фруктов, снеговиков, вырезаются из картона, затем в целях долговечности обклеиваются скотчем или ламинируются. Изготавливается игровое поле для каждого участника — в виде кроны дерева, полянки, корзинки. Туда дети накладывают раздаточный счетный материал — его сортируют по размерам, форме, считают, сравнивают.

Обратите внимание! Все картинки и карточки должны быть яркими и разноцветными, цвета раздаточного материала и игрового поля — контрастными. Например, зеленые елочки на белой снежной полянке, спелые оранжевые плоды на зеленых кронах деревьев.

Вместо карточек могут быть изготовлены сложные и большие аппликации. Как пример можно привести аппликацию, изображающую многоэтажный дом. У него есть треугольная крыша и несколько окон. На крышу помещается цифра, например 7. А окошки дети должны заполнить меньшими цифрами, из которых можно составить семерку (4 и 3; 1 и 6 и т.п.).

Итак, обучать ребенка считать следует не ранее трех лет.

Поскольку счет — это оперирование абстрактными понятиями, а маленькие дети мыслят в категориях «вижу», «могу потрогать», в обучение следует широко привлекать наглядный счетный материал.

Его разнообразие простирается от набора объемных игрушек, кубиков (для малышей) до более отвлеченных картинок и счетных палочек, лэпбуков (для детей постарше).

Дидактические пособия своими руками для детского сада

Дидактическое пособие по обучению счёту в детском саду своими руками. «Математические игры и счётный материал своими руками Счетный материал для дошкольников

Может использоваться для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей 3-7 лет.

Данное пособие очень просто изготовить. На плотном картоне нарисовано дерево, листья которого выполнены в виде небольших кармашков. В них, в зависимости от цели, которую преследует педагог, можно вставлять карточки с числами, картинки, геометрические фигуры и т. д.

С помощью данного пособия можно придумать огромное количество игровых ситуаций по разделам: «Числа и цифры», «Больше-меньше», «Геометрические фигуры», «Цвет, форма, размер», «Количество и счет», «Пространственные отношения».

Каждое игровое задание предваряется вступительными словами из стихотворения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»: «Как у наших у ворот Чудо- дерево растет! Не листочки на нем, не цветочки на нем, а …».

Что выросло на волшебном дереве, озвучивают дети. Примерные варианты игр: 

Примерная тема занятия: «Число и цифра 7»

Цель игры:

Побуждать детей к запоминанию заданной цифры 7, проверить, как идет процесс запоминания цифры.

Ход игры:

Воспитатель: «Как у наших у ворот Чудо- дерево растет! Не листочки на нем, не цветочки на нем, а …»

Дети: «Цифры!»

Воспитатель: «Света к дереву пойдет, Света с дерева сорвет карточку с цифрой 7».

Дети выходят к дереву по-очереди, каждый «срывает» цифру 7, называет ее, выставляет на наборном полотне.

Цифры на дереве могут быть разного размера, цвета шрифта. Таким образом, педагог может определить, кто из детей не усвоил материал.

Примерная тема занятия: «Треугольник. Количество и счет»

Цель игры:

Побуждать детей к запоминанию треугольника, проверить, как идет процесс запоминания данной фигуры.

Ход игры:

На волшебном дереве выставляются различные геометрические фигуры- круги, квадраты, треугольники. Аналогично с игрой №1, воспитатель предлагает «сорвать с волшебного дерева только треугольники. Задание можно усложнить: попросить «сорвать» только красные треугольники. Можно предложить детям сосчитать «сорванные» треугольники.

Примерная темa занятия: «Большой-маленький. Один-много.Цвет»

Цель игры:

Побуждать детей к запоминанию круга, формировать понятия «один», «много», «большой», «маленький».

Ход игры:

После создания игровой атмосферы, воспитатель спрашивает детей: «Что «выросло» на волшебном дереве?» (Разные круги — большие и маленькие). «Сколько маленьких кругов?» (Один). «Сколько больших кругов?» (Много).

Далее предлагаем детям «сорвать» маленький круг. «Какие круги остались на дереве?» (Большие). «Сколько их?» (Много). «Сколько больших красных (зеленых,

черных, желтых) кругов? (Один).

Тема занятия: «Составление задачи. Запись решения»

Цель игры:

Проиллюстрировать задачу, ее ход, помочь детям научиться составлять и решать простые задачи.

Ход игры:

Воспитатель: «Сегодня мы будем сочинять и решать задачи. А поможет нам волшебное дерево. Посмотрите, ребята, кому понравилось наше волшебное дерево?» (Белкам). «Давайте придумаем, что белочки делают на дереве?» (Играют, собирают орехи). «Сколько их было?» (8). «Смотрите, что произошло дальше?»

Воспитатель достает еще одну белку, сажает ее на дерево. «Что я сделала ?» (Вы добавили белок). «Сколько?» (Одну). «Верно. А теперь повторим, что у нас получилось: «На дереве собирали орешки 8 белок.

К ним прискакала еще одна белка. А теперь послушайте мой вопрос: Сколько белочек стало на дереве?» (Дети считают белок. Их 9). «Верно. Ребята, мы сочинили задачу.

А теперь белки помогут нам записать решение. Сколько белок было на дереве сначала?» (8). Значит, какое число мы возьмем?» (8) «Что случилось дальше?» (Прискакала еще одна белка). Белок стало больше. Мы возьмем знак увеличения — плюс- и запишем: решение: 8+1. Сколько белок стало?» (9). «Стало» заменим знаком =. А теперь прочитаем решение полностью: 8+1=9».

Аналогично составляется обратная задача на вычитание.

Спасибо за внимание!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.