Гроза островский сцена прощания катерины с борисом. Анализ прощание Катерины с Борисом по пьесе Гроза (Островский А

Сцена прощания с Тихоном

Гроза островский сцена прощания катерины с борисом. Анализ прощание Катерины с Борисом по пьесе Гроза (Островский А

Тихон просит прощения у Катерины заунизительную сцену, когда попугаемповторял всё, что требовала маменька.Этим прощением он словно возвращаетКатерине надежду.

Именно в надеждеувидеть Тихона в другой обстановке,вдали от маменьки, и если не полюбить,то хотя бы зауважать мужа, Катеринастоль настойчиво уговаривает Тихонавзять её с собой.

Но к концу сцены Катеринаокончательно убеждается, что Тихонсосредоточен лишь на себе и любить, дажеуважать его не за что.

Сцена с ключом от калитки

Внутренний монолог героини – свидетельстводушевной борьбы. Вначале Катерина решаетотвлечься шитьём и смиренно ждатьТихона, заглушив свои чувства.

Но ключот калитки (символическая деталь!),предложенный Варварой, способенпревратиться в ключ от клетки, в которойбьётся вольная птица. Не случайно мотивволи и неволи становится основным вовнутреннем монологе.

Желание воли вконечном итоге становится важнеетерпения неволи.

В некоторых мыслях Катерины сказываетсявлияние Варвары: «Да, может, такого ислучая-то ещё во всю жизнь не выдет.Тогда и плачься на себя: был случай, дане умела воспользоваться». Эти словаотдают практицизмом. Но побеждает вКатерине, конечно, не этот мотив. «Дачто я говорю-то, что я себя обманываю?»Побеждает стремление свободного человекане изменять своей душе, следовать своейнатуре.

3-е действие

Развитие конфликта словно на времязамедляется. Сцены свиданий Катериныс Борисом и Варвары с Кудряшом, рисуемыепо контрасту поэзии и обыденности,предваряют рассуждения странницыФеклуши о «последних временах» и монологКулигина о «невидимых и неслышимыхзапорах». Всё это усиливает мотив неволи.

Интересен разговор Бориса с Кудряшомперед свиданием. При всей простотенатуры Кудряша чувствуется егонравственное превосходство над Борисом:он просит приятеля подумать о Катерине,но тот озабочен только своей радостью.

Обратим внимание на небезупречностьКатерины в первой части сцены свиданияс Борисом (сцена 2, явление 3). Находясьв плену своих страхов, она не замечает,как начинает упрекать своего возлюбленного,перенося только на него ответственностьза случившееся.

Но готов ли Борис ккакой-либо ответственности? Он вначалебез труда перекладывает её обратно, наеё плечи, совсем не по-мужски («вы самивелели мне прийти… Ваша воля была нато…»), а затем в нём побеждает самодовольствои всё та же философия «шита-крыта»(«Зачем умирать, коли нам жить такхорошо?..

Благо, нам теперь-то хорошо…Надолго ль муж-то уехал?»)

Рекомендация. Речевая характеристика персонажа

  1. Общая характеристика героя.

  2. Объём речи героя (много или мало говорит и в каких ситуациях и почему).

  3. Преимущественный строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.п.).

  4. Лексические особенности.

  5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь героя.

  6. Проявление в речи характера и поступков героя.

Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода

Сцена признания Катерины в грехепроисходит в конце 4-го действия. Еёкомпозиционная роль – кульминацияконфликта Катерины с Кабанихой и однаиз кульминаций развития внутреннегоконфликта в душе Катерины, когда желаниеживого и свободного чувства борется срелигиозными страхами наказания загрехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено иподготовлено целым рядом предшествующихобстоятельств:

  • в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;
  • не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;
  • проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;
  • с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;
  • наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха истыда: «Грешна я перед богом и передвами!» Причина её признания не тольков религиозном страхе, но и в нравственныхмуках, терзаниях совести, ощущении вины.

Ведь в пятом действии в момент прощанияс жизнью она победит религиозные страхи,восторжествует нравственное чувство(«Кто любит, тот будет молиться»), ирешающим для неё станет уже не страхнаказания, а боязнь вновь потерятьсвободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё вмонологах первого действия, достигаетсвоего апогея, развивая конфликтпушкинского «Узника»: неволя невозможнадля свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неёспособ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героевна признание Катерины:

  • Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);
  • Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;
  • для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);
  • а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когдавсё сходится для героини воедино: мукисовести, страх перед грозой как наказаниемза грехи, предсказания прохожих исобственные предчувствия, речи Кабанихио красоте и омуте, предательство Борисаи, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехепринародно, в церкви, как принято вправославном мире, что подтверждает еёблизость с народом, показывает истиннорусскую душу героини.

ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. А.Н. Островский. «Гроза». Сцена прощания Катерины с Борисом

Гроза островский сцена прощания катерины с борисом. Анализ прощание Катерины с Борисом по пьесе Гроза (Островский А

Борис и Катерина. Художник С.В. Герасимов.

Тихон и Катерина. Художник С.В. Герасимов.

Задание 8. Чем по­хо­жи Борис и Тихон? Рас­крой­те свою позицию

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)Молчание.Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Борис. За что мне сердиться?

Катерина, Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Борис. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя.

Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо.

Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала…

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать… Вот забыла!

Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

А. Н. Островский «Гроза»

 РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Борис и Тихон – герои пьесы А.Н. Островского «Гроза». Они во многом похожи друг на друга. В чём же это сходство?

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Основная черта, свойственная обоим этим персонажам, — это их слабохарактерность. И Тихон, муж Катерины, и Борис, её возлюбленный, не способны принести счастье героине. Оба зависят от людей, имеющих деньги.

Тихон находится в полном повиновении матери, всё делает по её указке, Борис же зависит от воли Дикого, так как тот даст ему часть наследства, если Борис будет уважительно относится к дяде.

Всё это свидетельствует о том, что оба героя на первый план ставят свои материальные интересы, не способны на поступок, на серьёзные отношения с Катериной, ради которой они были бы готовы отказаться от денег матери и дяди, да и просто начать зарабатывать сами.

В предложенной сцене для анализа ярко виден характер Бориса: он вроде жалеет Катерину, но постоянно думает о том, как бы их не увидели («Не застали б нас здесь!»), боится задержаться, ведь  он «только отпросился у дяди на минуточку».

И хотя в конце он и называет всех «злодеями» и «извергами» и сетует: «Эх, кабы сила!» – это только слова. На действия Борис не способен.

В этом плане Тихон даже вызывает большее сочувствие, когда в конце обвиняет мать в гибели Катерины: «Маменька, вы ее погубили!».

Оба героя помогают автору ярче показать силу характера Катерины, которая, в отличие от этих мужчин, готова бороться за счастье до конца, но не жить по законам Кабанихи и всего «тёмного царства».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.