Игры с детьми по духовно нравственному воспитанию. Картотека игр на нравственное развитие старших дошкольников

Методическая разработка тематического сценария по духовно-нравственному воспитанию дошкольников 5 – 6 лет

Игры с детьми по духовно нравственному воспитанию. Картотека игр на нравственное развитие старших дошкольников
Формирование у детей моральных представлений о положительных и отрицательных поступках, чувствах и эмоциях (добре и зле), на примере поступков людей, сказочных персонажей; формировать у детей внутреннее стремление помогать другим людям.

Базовая степень вовлеченности в благотворительность: дети слышали и участвовали в благотворительных акциях.

Цель: формирование у детей моральных представлений о положительных и отрицательных поступках, чувствах и эмоциях (добре и зле), на примере поступков людей, сказочных персонажей; формировать у детей внутреннее стремление помогать другим людям.

Задачи:

  • закрепить знания детей о значении слов: добро, доброта;
  • формировать понимание добрых и злых поступков;
  • формировать умение детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи;
  • стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
  • развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
  • развивать моторику, двигательную активность, координацию движений;
  • способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;
  • поощрять стремление детей совершать добрые поступки;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, животным.

Словарная работа: развитие монологической и диалогической речи, закрепление пословиц о добре «Добро побеждает зло»; активизация словаря «благотворительность».

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений о добрых поступках людей: Е. Пермяк «Пичугин мост», В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное Слово», Ш. Амонашвили «Доброта», А. Лопатина, М. Скребцова. «Беседы и сказки о семье», М. Скребцова. «Сердце матери», «Нежность», А. Лопатина. «Ежиха – портниха».
  • Прослушивание песни «Дорога добра» (из кинофильма “Маленький Мук”), «Подари улыбку миру». Автор текста Сазонова, музыка А. Варламов. Песня из мультфильма «День рождения Кота Леопольда», «Если добрый ты», «Улыбка» В. Шаинский.
  • Музыка во время прослушивания притчи: EnnioMorricone -LeVent, LeCri (Крик ветра).

Создание детьми творческих работ на тему «Добро и зло в сказках».

Преемственность младшего и старшего дошкольного возраста: помощь в проведении режимных моментов, организации досуга (показ кукольных спектаклей), совместные игры, изготовление атрибутов для игр и подарков своими руками.

Совместное творчество детей и родителей, организация фотовыставки «Я в мире доброты».

Участие в проекте, организованном совместно с Общественным движением “ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ” и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам.

Форма организации детей: НОД с показом презентации.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня мы будем искать ответ на вопросы: что такое доброта? зачем творить добро? что такое благотворительность. Мы научимся различать добрые и злые поступки, и поймем, какие поступки делают мир лучше.

– Свой рассказ, я хочу начать с притчи:

Слайды со 2 по 7

«Однажды старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— Дедушка, а какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Дорогой мой, всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, как вы понимаете эти слова? Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, если вы совершаете дурные поступки, часто злитесь, обижаетесь, во всем видите плохое – то значит, вы кормите злого волка. А если вы доброжелательные, дарите хорошее настроение, помогаете окружающим, совершаете хорошие добрые поступки – это значит, что вы кормите доброго волка.

Слайд 8 «Добрый волшебник»

Дети, посмотрите, кто появился?– волшебник. Он добрый или злой? Как вы догадались? Хотели бы вы с ним встретиться? Подружиться? Почему?

Воспитатель: Правильно, это добрый волшебник, он может сделать чудо.

https://www.youtube.com/watch?v=cIntdRE2ZuI

Добрый человек, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый, сердечный.

А еще он прислал нам письмо.

Слайд 9 «Злой волшебник»

Воспитатель: Что вы скажете про этого героя? Он вам нравится или нет, почему? А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, грубый, жадный, завистливый.

Воспитатель: Давайте прочтем его письмо.

Ребята, что он нам рассказал про себя, вы встречали таких людей?

А мы можем помочь ему стать добрее?

Ответы детей.

Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а доброту можно увидеть? Ответы детей. Увидеть в поступках, чувствах человека.

Слайд 10

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру! Давайте встанем в круг.

Я вам хочу предложить поиграть в игру с мячом. Будем по очереди кидать мяч и заменять предложенные мной слова на добрые.

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый Грубый – ласковый Отнять – отдать, подарить Поругать – похвалить Ленивый – трудолюбивый Обидеть – защитить Огорчить – обрадовать Грустный – весёлый Крикливый – молчаливый Трусливый – храбрый

Жадный – щедрый

Я принесла сегодня вот такой красивый красный клубок ниток. Хочу предложить поиграть в игру…

Игра «Наши нити добра»

Дети становятся в круг, по очереди называют добрые поступки, передавая клубок. Видите ребята – если делать добрые дела, то мы все связываемся друг с другом невидимыми ниточками добра. Желаю вам всегда делать выбор в пользу добра и любви и дружить друг с другом, заботиться о тех кто слабее и младше, помогать людям и быть отзывчивыми и милосердными.

Слайд 10 «Оцени поступок»

А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки, подумать и оценить поступки детей.

Слайд 11

Воспитатель: Посмотрите, какой это поступок. Почему вы так решили ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это добрый, хороший поступок. Вырастет новое дерево, воздух станет чище, прилетят птицы. Будут радовать нас своим пением.

Слайд 12

Воспитатель: посмотрите, что делает мальчик?

Может он играет? Мальчик стреляет из рогатки, как он поступает? Почему?

Слайд 13

Воспитатель: – Ребята, рассмотрите эту картинку? Что на ней происходит?

Ответы детей.

– Что делают малыши? (малыши играли, а большой мальчик, их обижает).

– Как играют дети? (ответы детей)

– Ребята, а как вы думаете, получается ли у детей игра? Почему (нет) ?

Ответы детей: потому, что большой мальчик, не попросился в игру к младшим, а без разрешения сломал куличик, и этим обидел малышей. Один не хочет уступить другому, отбирает игрушки, злится и получается ссора. А все это происходит от злости , жадности и зависти.

Слайд 14

Воспитатель: Давайте посмотрим следующий слайд, чем он интересен? Ответы детей.

Бывают ситуации, когда человек сам двигаться не может, и он вынужден находиться в специальном кресле, которое помогает ему передвигаться, гулять, любоваться природой, заводить друзей.

Эти люди (с ограниченными возможностями здоровья) тоже хотят жить полной жизнью.

Мальчик, который везет девочку в специальной коляске,(возможно, свою сестренку), совершает добрый, милосердный поступок, гуляет с ней, и это ему нравится. Он понимает, что девочке нужна его помощь.

Слайд 15

Воспитатель: Какого человека мы назовём добрым?

Высказывания детей: Добрый человек любит своих родителей и друзей, хорошо относится к окружающим. Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых. Он заботится о природе и сохраняет её. Добрый человек внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый. Он всегда придёт на помощь.

Воспитатель: верно, ребята. Конечно, вы все правы. А, что такое «доброта»? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Доброта – это чуткость, отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и растениям. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству. Подумайте, о ком или о чём можно сказать «добрый»? (Дети: вечер, путь, рассказ, человек, поступок).

Слайд 17

Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам

Слайды с 18 по 20

Дети смотрят на слайды, и отгадывают имя доброго или злого героя.

Воспитатель: Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными, смелыми, отважными, бескорыстными)

Подумайте, почему люди совершают добрые дела, что они ждут взамен?

По-настоящему добрый человек за свои дела не ждет похвалы или награды, он делает это просто так! То есть он творит добро, благо для окружающих или по-другому это называется благотворительность. «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

Давайте вспомним, в каких еще сказках борется добро и зло?

Ответы детей.

Слайды с 21 по 23

Наши добрые дела

Воспитатель: Ребята, а какие добрые дела мы с вами совершали?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите: Лера была в контактном зоопарке и кормила там животных. Илюша в парке Лосиный остров кормил белочку.

Вы кормили птиц в Измайловском лесопарке во время поездки на Царскую пасеку.

Мы с вами участвовали в акции «Покормите птиц зимой».

Игорь во время воскресной прогулке по Яузе кормил уток.

Вика гуляла со своей пробабушкой, у которой слабое зрение. И Вика аккуратно поддерживала ее во время прогулки.

Вы помогали одеваться на прогулку малышам, учили их делать постройки из строительного материала, показывали сказку «Теремок».

В подарок детям средней группы мы с вами сделали игру «Забрось шарик» из пластмассовых бутылок.

Слайд 30

А еще мы с вами собирали крышечки. КРЫШЕЧКИ – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать город Москва чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением “ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ” и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Рефлексия

Воспитатель: Дети, что нового, интересного и важного для себя Вы сегодня узнали? Какмы можем применить полученные знания?

Дети: Надо быть добрым, заботливым, вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта – это украшений нашей жизни.

Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Подумайте, кому могут помочь наши добрые дела? Как еще мы можем помочь окружающим людям?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как много у вас предложений. Очень хорошее предложение порадовать детей из детского дома. Помните, мы с вами делали игрушки своими руками, давайте их подарим ребятам из детского дома для украшения новогодней елки.

Слайд 31

Звучит песня «Дорога добра» (из кинофильма «Маленький Мук»)

А еще мы можем поехать к ним в гости, показать наш спектакль «Кошкин дом», подарить детям хорошее настроение и найти там новых друзей.

Картотека игр на развитие нравственных представлений у дошкольников

Игры с детьми по духовно нравственному воспитанию. Картотека игр на нравственное развитие старших дошкольников

Цель: уточнить понятие слова «доверие», воспитывать желание самому быть верным своему слову, не обманывать, не подводить других.

Материал: круг, разделённый на сектора, где вписаны начала предложений; карандаш, стрелка.

Ход дидактической игры: поставить карандаш в центр круга, раскрутить стрелку; продолжить предложение, на которое укажет стрелка, объяснить его.

Игра «Тайна мирного дома»

Цель: учить детей строить отношения в семье и обществе, основываясь на светлых евангельских идеях любви и милосердия, помогать близким, заботиться о них.

Материал: домик с окошками — стихами из священного писания — у педагога (целостная картинка), такие же домики, но разрезанные на фрагменты, у детей.

Ход игры: педагог читает стихи из священного писания в окошках домика, поясняет своими словами, о чём в них говорится; дети должны выложить фрагменты дома так, чтобы получилась целостная картинка.

Игра «Что из созданного Богом Вам кажется самым важным»

Цель: закрепить знания библейского повествования о сотворении мира, довести библейскую идею о красоте и целесообразности мира, необходимости заботиться о нём.

Материал: картинки, отображающие живую и неживую природу.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки и выбрать то, что, по их мнению, самое важное из созданного Богом. Объяснить свой выбор. Подвести к пониманию того, что в мире всё красиво и целесообразно, одно без другого не может существовать. Предложить подумать о том, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить этот мир.

Игра «Я могу помочь другим»

Цель: учить детей строить отношения в семье и обществе, основываясь на светлых евангельских идеях любви и милосердия, помогать близким и товарищам, заботиться о них.

Материал: круг, разбитый на сектора, с изображением предметов; карандаш, стрелка.

Ход игры: нужно положить стрелку в центр круга и зафиксировать её с помощью карандашного грифеля так, чтобы она смогла свободно двигаться вокруг него. Раскрутить стрелку щелчком.

Исходя из указанного стрелкой предмета рассказать, что хорошего ребёнок может сделать в этом случае. Например: стрелка указывает на веник, ребёнок может рассказать о том, что он мог бы помочь маме и т.

д.

Игра «Божии заповеди»

Цель: закрепить нравственное содержание заповедей Божиих; воспитывать у детей желание жить, руководствуясь заповедями.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: предложить детям определить, какой заповеди соответствует сюжет картинки, а какие картинки отображают нравственные правила, придуманные людьми.

Игра «Камень мудрости»

Цель : учить детей контролировать своё поведение при общении с другими людьми.

Материал: красивый камень среднего размера.

Ход игры: педагог сообщает детям, что у неё в руках — камень мудрости. Каждый, кто возьмёт его, может говорить всё, что захочет, но только до тех пор, пока он не перейдёт к следующему ребёнку по сигналу воспитателя. Все остальные дети в это время должны молчать и слушать говорящего.

Анализ: в конце игры воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: нравится ли детям, если их перебивают; что они чувствуют, когда хотят что-то сказать, а в это время товарищи разговаривают; что они чувствуют, когда их все внимательно слушают.

Игра «Путь доверия»

Цель: укреплять доверие по отношению друг к другу, развивать любознательность, тактильное восприятие.

Материал: колокольчики для каждого второго ребёнка, повязка для глаз.

Ход игры: дети разбиваются на пары, один из них «поводырь», другой — «слепой». «поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно, время от времени делая паузы, чтобы «слепой» мог потрогать препятствие. «Поводырь» предупреждает об опасности звонком колокольчика.

Анализ: педагог спрашивает у детей: как они чувствовали себя, когда были «слепыми»; бережно ли вёл их «поводырь»; осознавали ли, где они находятся; что лучше — вести или быть ведомым.

Игра «Ночной поезд»

Цель: помочь детям овладеть навыками межличностного общения, действовать слаженно, с полным доверием друг к другу.

Материал: повязки на глаза.

Ход игры: педагог напоминает, что скоро Рождество, и дети одного маленького города ждут подарки, которые привезёт поезд. Но он поедет ночью через тёмный заснеженный лес, а фары есть только у локомотива. Назначается ребёнок — «локомотив», часть детей — «вагончики», другая часть — «деревья».

«Деревья» должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места, они не должны двигаться, но могут издавать тихое «ш-ш-ш…» в момент, когда «локомотиву» угрожает столкновение с деревом. Дети составляют поезд, положив руки на плечи впереди стоящего, «вагончикам» завязывают глаза.

«Локомотив» везёт вагоны с подарками, осторожно проезжая мимо деревьев.

Игра «Мой небесный покровитель»

Цель: практиковать детей находить среди множества изображений святых образ своего небесного покровителя; воспитывать желание совершать добрые дела, не требуя похвалы; развивать связную монологическую речь.

Материал: репродукции изображений святых.

Ход игры: ребёнок находит изображение своего святого, называет его и рассказывает о ярких фрагментах его жизни.

Дидактическая игра-импровизация «Кто стучит»

Цель: развивать у детей поэтическое чувство, образное мышление, фантазию; активизировать словарь; учить прислушиваться к звукам окружающего.

Ход игры: для импровизации ребёнку предлагается тема «Природа, природные явления», исходя из которой он строит свой ответ. Воспитатель может использовать литературные произведения, где описываются природные звуки и явления. Проводится сравнение вариантов ответов и их обсуждение. Например, ключевые выражения: «тихо стучит», «громко стучит», «поздно стучит».

Воспитатель. Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так тихо стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, кленовый лист. Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так громко стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, горный ветер. Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так поздно стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, лунный свет.

Игра «Доскажи и покажи»

Цель: формировать мышление, диалогическую речь, умение соотносить смысл фразы с действием; подготовить к тому, чтобы в сложных жизненных ситуациях ребёнок смог сделать правильный выбор.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, а ребёнок заканчивает развёрнутым ответом и имитирует его движением.

— Если кто-то отдыхает, то…? (надо вести себя тихо, не шуметь, ходить на цыпочках… Ребёнок показывает всё сказанное в движении.)

— Если заблудишься в лесу, то…?

— Если кто-то плачет, то…?

— Если засохла земля, то…?

— На улице зима, ты собираешься на прогулку, то…?

— Если кто-то провинился, то…?

Дидактическая игра-сказка «Любопытная сорока»

Цель: дать детям понятие о любопытстве как невоспитанности и пороке; развивать связную речь и мышление.

Материал: сказка «Любопытная сорока» Р. Киркоса.

Ход игры: беседа с детьми:

— В каких случаях возникают и задаются вопросы? (Во время изучения чего-либо; в диалоге с целью какого-то действия, работы; для оказания помощи в чём-то…)

— Бывают ли хорошие и плохие вопросы? Почему? (Ответы детей.)

— Почему любопытство считается плохой чертой характера и вредит другим? (От любопытства возникают пустые, не приносящие какой-либо пользы вопросы и разговоры. Это часто нарушает чужую тайну и считается человеческим пороком.)

— Чем любопытство отличается от любознательности? (Любопытный интересуется чужой жизнью, чужими тайнами, это грех и невоспитанность. Любознательный обучается чему-либо, приобретает знания, развивает свои способности на пользу себе и другим.)

Игра «Мяч»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, расширение словарного запаса; воспитание послушания.

Материал: мяч.

Ход игры: прочесть детям стихотворение С. Маршака «Мяч». Беседа с детьми:

— Какими словами в стихотворении мальчик описывает свой мяч?

— Какие действия совершает мяч в стихотворении?

На образном примере мяча нужно объяснить детям, какая беда может случиться от поспешности, торопливости и непослушания.

Вариант игры: называем слово и предлагаем детям подобрать к нему группу слов, подходящих по смыслу.

Например: звонкий — … (мяч, голос, сигнал).

Быстрый — (ум, бег, ответ).

Жёлтый — (цвет, лист, цыпленок, закат).

Весёлый — (человек, мяч, смех, взгляд, голос).

Вариант игры: на каждый удар мяча (можно его перебрасывать из рук в руки) называются поочерёдно слова одного разряда, например: цветы, животные, деревья, птицы и т.д.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.