Интересные названия центров в доу по фгос. Предметно-развивающая среда в старшей группе

Предметно пространственная развивающая среда в детском саду по фгос

Интересные названия центров в доу по фгос. Предметно-развивающая среда в старшей группе
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС является одним из самых важных пунктов, потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности.

А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий. 

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов.

Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. 

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует. 

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС. 

Компоненты развивающей среды 

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место. 

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей. 

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка. 

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка. 

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда. 

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты. 

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды 

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство. 

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно. 

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.

Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами. 

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка.

Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности.

Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей. 

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать. 

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Комментарий специалиста

Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО», автор более 20 научных статей и эксперт Академии профессионального развития поделилась своим мнением на тему развивающей предметно-пространственной среду в детском саду и выделила два способа её организации: 

  1. Разделение пространства на три полифункциональных части-зоны:
  • зона для спокойной деятельности;
  • зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
  • рабочей зоны.

При реализации этого способа важно соблюдение следующих условий:

  • возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон;
  • оборудование рабочей зоны должно включать части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности нитеобразно;
  • необходимо наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка.
  1. Формирование центров активности:
  • центр сенсорики;
  • центр рисования;
  • центр строительства;
  • центр игры;
  • центр песка/воды;
  • центр книги;
  • центр математики, науки;
  • центр кулинарии.

Анна Борисовна отмечает, что в любом случае предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна «поддерживать» программу. Именно это, по её мнению, является главным требованием стандарта. А главная мысль из комментариев к нему — «Среда должна обеспечивать возможность общения».

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Познание |

Интересные названия центров в доу по фгос. Предметно-развивающая среда в старшей группе

Ятьяева Найле Мустафаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №5 “Антошка”
Населённый пункт: АР Крым, Красногвардейский р-н, п.

Октябрьское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию в группах ДОУ с учетом ФГОС”
29.01.

2020
Раздел: дошкольное образование

Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития

ребенка дошкольного возраста.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности

ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, в наблюдении на

прогулке, во время совместной деятельности педагога и ребенка,

и т. д.

зависит успешность деятельности ребенка, статусное положение в детском

сообществе.

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей,

грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи

будет

стихийным,

бедным.

Целенаправленное

обучение

предусматривает

занятия,

игры,

индивидуальное

общение.

Важно

помнить,

что

главным

является

слово

взрослого:

насколько

грамотной,

выразительной,

богатой

будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи

взрослого.

Через общение ребенок реализует себя как личность. Развивая речь, мы

одновременно способствуем развитию всех его психических процессов.

Именно

поэтому

образовательная

область

«Речевое

развитие»,

представленная в ФГОС, занимает важное место.

образовательной области «Речевого развития» направлено на

достижение

целей овладения речью как средством общения и культуры.

П р а к т и ч е с ко е

о в л а д е н и е

в о с п и т а н н и к а м и

н о рм а м и

р е ч и .

Развитие

всех

компонентов

устной

речи:

обогащение

активного

словаря,

развитие

грамматического

строя

речи,

связной

речи-диалогической

и

монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и

интонационной

культуры

речи,

развитие

фонематического

слуха;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте.

Приобщение к художественной литературе (к словесному искусству, в том

числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).

Компоненты речевой развивающей среды:

Речь педагога

Направления руководства речевым развитием детей.

Развивающая предметно-пространственная среда

Качества речи педагога:

Правильность

Точность

Логичность

Чистота

Выразительность

Богатство

Основные направления организации развивающей речевой среды

разных возрастных групп.

I младшая группа.

– Воспитание у детей интереса к общению со взрослыми и сверстниками;

– Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,

чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные

формулы общения;

– Развитие желания детей активно включаться в речевое взаимодействие,

направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без

опоры на наглядность;

– Обогащение и активизация словаря детей за счет слов-названий предметов,

объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных

частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

II младшая группа:

Организация

общения

детей

со

взрослыми

посредством

поручений

взрослого

(даётся

образец

обращения,

словесной

просьбы

и

т.д.);

– Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи

в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

– Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов

для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об

окружающем;

Организация

речевой

развивающей

среды

с

целью

развития

активной,

инициативной речи детей;

– Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного

слушания).

Средняя группа

– Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

– Пополнение речевой развивающей среды наборами картинок, фотографий,

открыток, лупами, магнитами и т.д.;

– Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

– Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного

интереса детей);

Активное

использование

приёмов

формирования

навыков

общения

со

сверстниками.

Старшая и подготовительная к школе группы:

– Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами

речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических

умений,

а

также

умения

грамотно

отстаивать

свою

точку

зрения);

– Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания

(поощрение

рассказов

детей,

трансформация

высказываний

в

связные

рассказы,

запись

и

повторение

рассказов,

уточнения

и

обобщения);

– Организация деятельности в речевой развивающей среды (в пополнении

уголка, акцент делается на расширении представлений детей о многообразии

окружающего

мира

и

организации

восприятия

с

последующим

обсуждением);

– Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого

ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения

качества их речевых высказываний).

Требования ФГОС

к предметно – развивающей среде:

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные

условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком

дошкольного возраста.

Под предметно-развивающей средой понимают определённое пространство,

организационно оформленное

и предметно насыщенное, приспособленное

для

удовлетворения

потребностей

ребёнка

в

познании,

общении,

труде,

физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

содержательно-насыщенной

трансформируемой

полифункциональной

вариативной

доступной

здоровьесберегающей, безопасной

эстетически-привлекательной

Развивающая предметно-пространственная среда

должна обеспечивать:

в случае организации инклюзивного образования – необходимые для

него условия;

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

При организации речевого уголка

необходимо соблюдать следующие требования:

Необходимым

атрибутом

речевого

уголка

является

игровой,

дидактический, наглядный материал.

Наглядный,

дидактический

материал

в

речевом

уголке

меняется,

согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для

детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Уголок

речевого

развития

должен

соответствовать

общему

оформлению группы.

Оборудование и наполнение речевого центра:

1. Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные

шарики;

султанчики;

бумажные

снежинки;

вертушки

карандаши;

колокольчики

из

фольги

на

ниточке

«Буря

в

стакане»;

«Чей

кораблик

доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые

инструменты;

звуковые

коробочки;

детские

музыкальные

инструменты:

рояль,

гармошка,

барабаны,

дудочка,

бубен,

трещотка,

колокольчики,

погремушки;

предметные,

сюжетные

картинки

для

высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:

Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для

твердых

и

мягких

звуков,

картинки

«камень»,

«вата»)

;

индивидуальные

пособия

для

звукобуквенного

анализа;

схемы

слова;

звуковые

дорожки,

звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»;

«Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай,

откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори – не ошибись»; «Тихо –

громко»;

«Общий

звук»;

«Придумай

слова

со

звуком»;

«Испорченный

телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Предметные

картинки-опоры;

артикуляционные

уклады

схемы;

артикуляционная

гимнастика

в

альбомах

на

определенный

звук;

схема

характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и

картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;

альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков

(изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

Мелкие

игрушки;

предметные

картинки;

сюжетные

картинки;

различные

виды

театров;

альбомы

на

каждый

звук;

логопедические

альбомы

для

автоматизации

различных

звуков,

чистоговорки,

стихи,

потешки,

скороговорки;

схема

характеристики

звуков;

схема

слова;

зеркала

в

ассортименте

Лото

на

звуки

С,

3;

Ж,

Ш;

Р,

Л;

«Логопедическое

лото»;

«Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)

5.

Закрепление

навыков,

полученных

на

занятиях

по

обучению

грамоте.

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для

звуко

буквенного

анализа,

кубики

«Азбука

в

картинках»,

«Слоговые

кубики»

и

т.

д.;

пособие

«Говорящая

азбука»;

волшебный

«Читаем

с

подсказками»;

«Тексты

с

хвостами»;

книжки

малышки

и

др.

«Назови,

прочитай,

проверь»;

«Научись

читать»;

«Я

учу

буквы»;

«Найди

букву»;

«Слоговое

лото»;

«Найди

место

звука

в

слове»;

«Прочитай

по

первым

звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико грамматических

категорий.

Предметные

картинки

по

лексическим

темам;

«Большие

и

маленькие»

(употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»;

«Прогноз

погоды»;

«Одень

куклу»;

«В

мире

животных»;

«Детский

компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра;

чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Сухой

бассейн;

массажные

валики,

мячики,

прищепки,

трафареты;

пальчиковые

игры

(схемы-памятки

по

лексическим

темам);

«Мир

твоих

фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку;

«Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Таким образом,

правильно организованная предметно – пространственная

среда

по речевому развитию способствует становлению коммуникативной

компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает

становление полноценного формирования личности ребенка – дошкольника.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.