История ритуальных масок. Значения африканских масок Африканские маски и их значение

Содержание

Ритуальные маски народов мира

История ритуальных масок. Значения африканских масок Африканские маски и их значение

Древние люди, не знающие законы природы и не защищенные от ее «капризов», для того чтобы выжить были вынуждены предпринимать различные действия, чтобы оградить себя, свое племя от ее негативного воздействия. Обожествляя животных, растения, различные природные явления, они старались задобрить их «духов», исполняя ритуальные пляски, связываясь с ними другими способами.

Для более тесного сближения с выбранным в качестве «защитника» представителем природы (животным, растением, природным явлением, мифологическим существом) ими использовались тотемные маски. Древние люди думали, что надевая их на себя, они приобретают характерные качества своего покровителя, преображаются в него, получают возможности для более тесного общения.

Для изготовления таких ритуальных масок они брали те материалы, которые были у них «под руками»: трава, кора, древесина, кожа и кости животных.

Назначение и виды масок

Тотемизм лежал в основе всех современных религий, поэтому и маски в той или иной форме, присущи все ныне живущим на Земле народностям.

Разумеется, сегодня ритуальные предметы уже не играют такой значительной роли в жизни современного человека, но по-прежнему остаются элементами их культур, несмотря на то, что после прохождения такого значительного промежутка времени иногда трудно понять происхождение и назначение конкретной маски.

Современные ученые выделяют несколько функций, которые могут исполнять данные элементы культурного и исторического наследия человечества, среди которых наиболее типичными и значимыми являются следующие:

  • «персонификация духа» для борьбы с враждебными силами;
  • возможность обмануть злых духов;
  • увековечить память наиболее почитаемого предка, например, жреца или вождя племени;
  • перевоплощение в существо из сакрального мира – тотемное, мистическое.

Нельзя не отметить и ту зрелищность, привлекательность действия, которая создавалась при помощи маски. Именно она легла в основу создания карнавальных, театральных масок.

Однако, в первую очередь, это, как и специальные ритуальные музыкальные инструменты, один из атрибутов ритуала, действа до сих пор сохранившегося в культурах некоторых народов мира. Ритуалы призваны обеспечить переход между мирами: повседневным (обычной жизнью человека) и сакральным (потусторонним, загробным, иным измерением).

Создать между ними прочную связь, «тесное общение» без использования ритуальных (культовых, мистических) предметов невозможно.

Для «налаживания» такого контакта использовались не только ритуальные маски, музыкальные инструменты, еда, питье. Иногда, для этого наносились увечья, приносились жертвы, в том числе и человеческие.

Сегодня эти действия можно считать уже пережитком прошлого, который встречается достаточно редко и является уголовно наказуемым деянием.

Все встречающиеся в современном мире маски подразделяются учеными историками, этнографами, антропологами на несколько разновидностей:

  • культовые (ритуальные);
  • военные, встречаются у некоторых племен аборигенов Африки, Океании, Америки, в качестве принадлежности к какому-либо тайному союзу, при совершении обряда посвящения юношей в мужчины, во время отправления актов правосудия, при совершении военных набегов;
  • свадебные;
  • погребальные;
  • танцевальные;
  • театральные.

Еще одна общепринятая классификация подразделяет маски на виды в зависимости от того, что (или кого) именно она отображает, имитирует:

  • человеческие лица;
  • устрашающие, искажающие или карикатурные изображения;
  • животных, ныне живущих, вымерших или мифических;
  • наголовники, которые не только скрывают лицо человека, но и закрывают всю голову и так далее.

Несмотря на столь значительное разнообразие видов масок, смысл их, основная выполняемая ими функция в любом случае одна – закрыть лицо, не дать остальным участникам ритуала (шоу, действа, религиозной феерии) увидеть эмоции, переживания, ощущения, которые всегда отражаются на лице.

Сокрытие лица от окружающих, в переводе с языка символов, означает символическую «смерть личности».

В процессе совершающегося ритуала, отправляемого культового действия, одевающий на себя маску представитель племени, сообщества как бы «умирает», перестает существовать в виде, привычном для остальных присутствующих, и «возрождается» в новом облике.

Такая «смерть» является обязательным элементом перехода между повседневным и сакральным мирами. То есть, главный, основной феномен маски, первопричина ее появление – символизм пребывания личности в состоянии «смерти».

Пожалуй, нет на нашей планете ни одной культуры, в которой маски не использовались бы в том или ином качестве, виде. Они были наиболее широко распространены в доисторический период существования человечества. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с Каменного века до настоящего времени древние наскальные рисунки, изображающие охотников в масках животных, совершающих ритуал привлечения удачи.

https://www.youtube.com/watch?v=ZMlDn4RgZUY

Маски используются и до сих пор. Например, театральный, цирковой грим, то же можно считать своего рода маской, под которой актер скрывает свое лицо, перевоплощается в человека, роль которого исполняет на сцене. Большое распространение в западных странах сегодня получили различные карнавалы, карнавальные шествия, в которых обязательно есть участники в масках.

В отдельных племенах принято расписывать лица яркими красками, наносить на них татуировку, что тоже служит своего рода маской, способом придать своему лицу какую-то особенную эмоцию, отобразить определенное чувство.

В некоторых современных религиях маски применяются при отправлении определенных религиозных обрядов. Например, при погребении усопших, для того чтобы «помочь» душе как можно быстрее пройти свой последний путь в загробный мир, воспрепятствовать злым духам завладеть делом усопшего.

Маски Древнего Рима

Древнеримские маски имеют много аспектов. Например, маски из фарфора, керамики использовались для украшения крыш домов в качестве оберегов, охранявших дома от злых духов. Скорее всего, этот обычай связан с захоронением усопших в домах-саркофагах, которые также украшались аналогичным образом.

Еще один обычай использования масок в Древнем Риме связан с похоронными обрядами. Погребальные маски усопших выполнялись из воска, который был в те времена достаточно дорогим материалом. Выбор вида воска для создания посмертной маски отображал социальное положение усопшего, а реалистичность изделия позволяла как-бы «заменить, воскресить» человека.

И, разумеется, нельзя не упомянуть о карнавале «Сатурния» – зимнем безудержном веселье для всех древних римлян. Маска на лице вела к вседозволенности, возможности «пуститься во все тяжкие» без опасности быть узнанным.

Африканские маски

Пожалуй, наиболее широко сегодня используются маски аборигенами Африки. Ритуальные африканские маски можно увидеть во время празднования сбора урожая, обряда инициирования юношей, при проведении военной подготовки.

В зависимости от степени развития общества для изготовления масок используют дерево, металл, кожу, солому, перья, кости. Возникшие в далекие времена, они мало изменились и считаются сегодня необычными, оригинальными произведениями искусства. В этом качестве они представлены в частных коллекциях богатых европейцев, в картинных галереях, музеях.

В африканских племенах получили распространение маски трех видов:

  • закрывающие только лицо;
  • представляющие собой некое подобие шлема, и защищающие не только лицо, но и голову;
  • имеющие вид короны.

Африканцы очень часто при изготовлении масок придавали им черты своих предков. Они верили, и верят до сих пор, что во время вхождения в транс, в тело человека, на котором надета эта маска, вселяется дух предка, для того чтобы дать дельный совет, поведать о чем то очень важном, значительном.

Отдельные мастера достигали в искусстве изготовления ритуальных масок больших высот. Они передавали полученные знания, умения своим детям. Такие «художники» получали в своем племени особый статус, к ним относились с почтением, ведь только они могли передать маске определенную энергию.

Аборигены уверены, что надевший маску человек теряет присущую ему индивидуальности, им овладевает дух, представленный в виде маски. Человек говорит его словами, производит действия, которые «навязаны» ему прототипом маски. Поэтому изготавливаемые ими изделия являются отображением добрых и злых духов, мифических и реальных существ, усопших предков и тотемных животных.

В давние времена, когда племена вели общее хозяйство, маски считались общей собственностью, были предметом гордости и самой большой ценностью всех членов племени. Считалось, что в ней обитает дух, покровительствующий всему семейству.

Во время церемонии, человек, надевший маску, впадает в глубокий транс, вступает в контакт с прообразом, духом маски, общается с ним и в танце передает всю получаемую информацию своим соплеменникам.

Для более однозначного, адекватного толкования передаваемых сведений, в некоторых случаях танец жреца, шамана, сопровождавшийся традиционной для африканских племен музыкой, песнями трактовал мудрец.

Тысячи лет ритуалы, культовые церемонии были неотъемлемой частью традиционной африканской культуры. Вторжение западной цивилизации привело к образованию на территории Африки новых государств, изменению границ, ареалов расселения коренных жителей. Сегодня религиозные культовые пляски, ритуалы встречаются только среди племен, наиболее закрытых от внешнего воздействия.

Маски индейцев

У коренных жителей Южной и Северной Америки также существовала традиция изготовления масок, которые использовались для совершения религиозных культов, церемоний, исцеления больных, для других целей. Процедура изготовления маски была сложной и достаточно продолжительной. Вождь племени внимательно следил за соблюдением правил и этапов создания каждой маски.

Сегодня широко известны, пользуются спросом в качестве сувениров и являются предметом торговли маски Качина, изготавливаемые аборигенами народности Хопи. Но еще недавно они воспринимались как своеобразный «канал» для связи с древними духами Качина.

Вообще, все индейские племена считали свои маски, независимо от того использовались ли они для ритуалов или нет, живыми существами. За ними тщательно ухаживали, следили, «кормили» маисовой кашей или мукой. Хранили их на открытом воздухе, чтобы дух, воплощением которого служила маска, мог свободно «дышать».

Известны своим искусством создания тотемов и масок и аборигены Северо-западного Побережья Америки. Они создавали маски трех видов:

  • простая маска одного лица вырезалась из цельного куска отличающегося высокой твердостью виргинского можжевельника;
  • механический маски стали изготавливать уже после того, как на территорию Америки вступили европейцы, они привезли с собой стержни, пружины, с помощью которых маска получает возможность совершать различные движения;
  • маска преобразования представляет собой сразу две или даже три маски, соединенные в единое целое, обычно это лицо человека (предка), тотемного животного или птицы.

Такие маски преобразования служили для того, чтобы исполнять желания духа маски – тотемного наследственного духа племени (клана). Надевший на себя маску танцор становился проводником информации, предаваемой духом членам племени, брал ответственность за точное исполнение его воли.

Ритуальные маски Японии

Это островное государство долгое время было закрыто от посещений путешественников, мореплавателей из других государств. Даже потерпевших кораблекрушение моряков, достигших суши, ждал не приют, а смерть.

Поэтому японская культура, присущие ей обычаи существенно отличаются, от традиций других народов.

Но, несмотря на такую закрытость, жители Японии тоже использовали маски для совершения религиозных и других ритуалов.

Если верить историкам, которые в своих суждениях опираются на данные археологических раскопок, то в японской культуре маски начали применять при совершении различных шаманских феерий, мистических ритуалов, магических обрядов, религиозных церемоний и шествий, похоронных процессий уже в 10000 году до нашей эры.

Первые, самые старые изделия изготавливались из глины и ткани. Затем появились резные деревянные маски с наклеенными на них волосами. Они представляют собой образы людей, героев, животных, птиц, демонов, чертей, мифических существ, призраков, божеств.

И сегодня в провинциях и городах Японии проводятся различные карнавалы, шествия, привлекающие множество зрителей, как самих японцев, так и туристов из других стран.

Во время этих празднеств на улицах городов разыгрываются театрализованные представления, спектакли с участием мимов, актеров в ритуальных масках.

Египетские маски

Египет известен как колыбель всей современной цивилизации, страна пирамид, в которых хранятся саркофаги и погребальные маски правителей древнего государства. Сложный ритуал погребения предполагал изготовление мумии, лицо которой покрывалось такой погребальной маской. Защищенные гробницами, саркофагами многие из них сохранились и по настоящий день.

Существовали и другие маски, не менее важные для соблюдения традиций и обрядов египтян. Свои лица прикрывали, например, маги, жрецы, жрицы. Эти изделия имели ритуальный, культовый смысл, изображали богов и богинь и предназначались для получения от прообразов магических сил, способностей.

Ознакомиться с погребальными и другими египетскими ритуальными масками, другими предметами, которые археологи достают из древних захоронений можно в различных европейских музеях. В Каире, в Музее египетских древностей, выставлена, например, всемирно известная погребальная маска царя Тутанхамона.

Маски в жизни современного человека

Современный человек стремиться познать жизнь предков, ознакомиться с культурой не только своего государства, но и весьма удаленных стран, континентов, проживавших там ранее и проживающих сегодня народностей.

Искусствоведы, этнографы, коллекционеры, путешественники привозят домой из поездок всевозможные сувениры, в том числе и ритуальные маски.

Их используют не только в качестве коллекционных экземпляров, но и для создания интерьера дома, квартиры, как дизайнерское украшение помещения, оформленного в этностиле.

Прежде чем, разместить в своем доме такой роскошный заморский сувенир нужно постараться наиболее полно узнать историю происхождения маски, для какого ритуала она предназначалась и использовалась, какой энергетикой напиталась, какую мистическую, таинственную силу хранит и передает окружающему миру.

Африканские маски и их значение

История ритуальных масок. Значения африканских масок Африканские маски и их значение

4 октября 2015

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих африканских племенам по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами – в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • маски-шлемы;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;
  • маски-доски.

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых ритуалах, надевают их все – и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные сувениры из Африки. Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Какие бывают африканские маски

Ввиду того, что типов масок в Африке существует множество в зависимости от того, какое племя исследуется, сложно классифицировать их вообще. Поэтому разделяют такие:

  • мужские;
  • женские;
  • гермафродитные;
  • зооморфные.

В ряде случаев без наличия определенных знаний и навыков о народностях сложно определить даже то, чья маска – мужская или женская. А вот гермафродитные изделия встречаются очень редко – в Африке половое разделение отчетливо видно во всем.

Культура Африки такова, что здесь распространены зооморфные маски. Каждая из них воспевает определенное животное, как сильное существо.

В Африке люди веруют, что некоторые существа обладают большой силой, поэтому надевают на себя маски с их изображениями, чтобы обрести часть этой мощи.

В некоторых племенах африканские маски бывают совершенно не поддающимися классификации: это маска для человека любого пола, в форме нескольких животных сразу.

Кто использует африканские маски

Чаще всего макси используют оседлые племена.

Они занимаются этим ремеслом серьезно и с особой кропотливостью.

Рыбная ловля и земледелие без масок и вовсе не обходится: считается, что человек, надевая африканскую маску, перевоплощается в иное существо, которое способно на большее, чем раньше.

Люди в масках общаются с природой, приближаясь к ней, тем самым прося о плодородии.

Рыболовы общаются с водой, это помогает увеличить улов. Также своеобразные маски нужны, когда организовываются ритуальные танцы, свадьбы, посвящения мужчин в следующую возрастную группу, при наделении статуса, достижении определенных высот.

Кочевые народы к африканским маскам более холодны – у них попросту нет времени на подобные занятия.

Если здесь и используются маски, они обычно мягкие, одноразовые, сжигаются сразу после использования, как символ использованной энергии, изжитой силы, перехода от старого к новому, лучшему.

Например, тут есть и человеческие черты, и линии птицы. Также часто встречаются несколькоголовые крокодилы, буйволы, хищные птицы. При этом все животные немного не похожи на себя настоящих – это больше мифические существа.

Как ни крути, но африканский стиль – неповторимый в своем роде. Он оригинальный, богатый, сложный. Глядя на маски представителей африканских племен, сложно сказать, что это обычное украшение.

Маска — сувенир из путешествий может быть опасным

История ритуальных масок. Значения африканских масок Африканские маски и их значение

Маска, я тебя знаю! Забавно угадать, кто скрывается под карнавальной маской. Чего не скажешь о масках, которые так любят привозить из путешествий туристы в качестве сувенира.

Масками украшают интерьеры, особенно хорошим дополнением они служат в этностиле.

Эти маски больше всего хранят в себе мистики и таинственности, что не совсем хорошо, если вы не знаете истинное предназначение этой маски.

Поэтому, прежде чем внести в дом роскошный заморский сувенир, поинтересуйтесь историей происхождения и использования этой маски, о культуре страны.

Ритуальные маски

Такие маски особенно распространены в Африканских странах.

Ритуальные маски несут в себе сакральное значение и предназначены для передачи определенной информации, идущей из невидимого простым людям мира.

Такие маски украшены характерными узорами, мистическими знаками и в них зашифрованы послания, которые защищают присутствующих на похоронной церемонии от вторжения злых сил потустороннего мира.

Такие маски надевают, как правило, мужчины при исполнении ритуального танца, и женщине к этим маскам даже прикасаться нельзя.

Мистическая сила, заложенная в культовые предметы, не всегда имеет защитную силу. Некоторые маски создают для проклятия или сведения бед и болезней на будущего владельца этого сувенира. Соответственно, украсив свой дом таким экзотическим экспонатом, вы нанесёте ущерб энергетике дома.

  • Одним из таких зловещих сувениров считается маска Маруса. В африканских деревнях её подбрасывали к дому людей, которых считали предателями, а сама маска обозначает пожелание проклятия.
  • В Нигерии для погребальных целей создают терракотовые скульптуры с профилем лица.
  • А камерунцы в своих масках больше отражают прошлое.

Разнообразие узоров на масках — это символическое описание стадий преображения человека. Такие маски используют для раздвоения личности, чтобы можно было общаться с душами мёртвых, на специальных сеансах и во время погребения умершего.

  • Некоторые маски используют при жертвоприношении животного, защищая себя от духа смерти. Такие имеют распространение в Заире, и особенно популярна фигура Бванга, на которой изображен властитель различных сил природы.
  • Существуют маски, украшенные клыками, хвостами, черепами, рогами различных животных. Одна из распространенных таких ритуальных масок с Берега Слоновой Кости, обозначающая мировой хаос.

Стоит ли в память о поездке в Африку приобретать такую экзотику, порой несущую зловещую или мистическую силу?

♦Этнический стиль инерьера

Карнавальные маски

История карнавалов уходит вглубь римских времён, когда устраивали праздник в честь Сатурна и окончания сельскохозяйственных работ. Люди радовались собранному урожаю, устраивали пышные пиршества и гуляния. В эти дни рабы освобождались от работы, им разрешали сидеть за одним столом с вельможами, которые кстати ещё и прислуживали своим слугам, т.е. всё было наоборот.

С появлением венецианского фестиваля в эпоху Возрождения появилась и маска, как основной атрибут карнавального костюма. Маска позволяла принять любой облик, уходили прочь условности и можно было позволить новые знакомства и отношения с любым человеком, ведь все были равны.

Одна из самых распространённых венецианских масок — Баута. Своим вытянутым видом она напоминает ритуальную африканскую, тем не менее, венецианская маска использовалась лишь для появления инкогнито, когда высокопоставленные чиновники не желали быть узнаваемыми в обществе. Такую маску мог позволить себе любой гражданин.

Маска, перевоплощавшая любую барышню в знатную особу «Венецианская дама». Такая маска украшалась перьями и драгоценными камнями, необычной причёской. Рассматривается несколько вариантов венецианской дамы: Либерти, Саломея, Фантазия.

Маска кота. Происхождение этой маски связывают с одной историей про бедного китайца, прибывшего в Венецию с одним котом. Спустя время китаец вернулся на родину богатым человеком. Таким он стал благодаря коту, который передавил всех мышей во дворце знатного дожа.

Кота оставили на службе в Венеции за огромное вознаграждение. Рассказав свою удивительную историю успеха, китаец навёл на мысль своих соседей отправиться в Венецию с более дорогим товаром, за который предполагалось выручить больший куш, чем за какого-то кота.

Товар был оценен по достоинству, особенно китайские шелка, за которые не жалко было отдать самое дорогое и ценное, что было у знатного дожа — это кот.

Маска Гражданина, или Вольто. Такие маски разрешалось носить не только на карнавале, но и в определённые будние дни, разрешенные местными властями. Ее мог надеть гражданин любого сословия. Маска Вольто практически полностью повторяла контуры и форму лица.

Маска смерти

Мистерии и карнавалы демонстрировали всегда не только праздник жизни, но и другую её сторону — смерть. Смерть изображали специально ряженые люди в маски и балахоны, напоминающие смерть.

Во Франции такой ряженый назывался Свирепый жнец или Властелин смерти.

Самое знакомое и популярное изображение смерти — это маска-череп, которая одевалась как шапка и балахон костюм с изображением скелета. Такой наряд пришёл из Тибета.

Ещё одна маска, напоминающая смерть — венецианский Доктор Чума. Она жутковата на вид, с длинным клювообразным носом.

Такие маски использовали лекари во время чумы, от которой Венеция страдала несколько раз.

Предполагалось, что различные масла и лекарственные снадобья, которые закладывали в длинный нос, смогут защитить врача от заражения.
Уже позже «Доктор Чума» стал одним из популярных персонажей на карнавале.

Покупая маску, нужно задумываться не только о том, какое место она займёт в интерьере, как украсит стену, но и о её истинном историческом, этническом значении.

Не все маски являются мистическими или культовыми предметами. Многие из них отражают культуру той или иной страны.

Если вы не уверены, какой тайный смысл скрывает маска, не спешите украшать с её помощью свою комнату: интерьерные предметы могут многое рассказать о тайных пристрастиях и увлечениях хозяев дома. А необычная маска может создать неправильное представление о вас у ваших гостей.

Африканская маска и ее магическое значение

История ритуальных масок. Значения африканских масок Африканские маски и их значение

С недавнего времени вошла в моду привычка украшать домашние интерьеры масками: их привозят из экзотических путешествий, покупают в магазинах. Воспринимая маски как символ костюмированных маскарадов, к ним не относятся достаточно серьезно.

Те, кто выбирают этнический стиль в дизайне помещения, отдают предпочтение так называемому африканскому самобытному искусству, не задумываясь над тем, что маски – это не просто обычное убранство для стен.

А многие приобретают внешне понравившуюся вещицу, считая ее защищающим духом для жилища, ничего не зная о ее значении.

Доступ к потустороннему

Появившаяся еще в древности африканская маска играла чрезвычайно важную роль в мистических обрядах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу.

Резное произведение искусства всегда представляло собой оккультный предмет, открывающий доступ к невидимому миру мертвых.

В африканских племенах маски использовались, чтобы соединить между собой жизнь и смерть, они становились своеобразным ключом, открывающим дверь в потустороннее.

Основное значение – защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья.

И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно – защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи.

Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Африканская маска была разных видов, чаше всего в ней присутствовали отверстия для глаз, намного реже делалась прорезь для рта. Держалась конструкция на шнурках, иногда участвующие в ритуальных обрядах придерживали ее зубами за внутренний стержень из дерева. Встречались такие маски, которые носились на лбу или надевались, как шлем до плеч, соответственно, их вес и размер разнились.

Применяемая в ритуалах африканская маска из дерева различных пород и изображающая животных была признана исследователями африканской культуры самой древней. Позднее ее уже делали странных геометрических форм, с чертами, напоминающими человеческие.

Дерево щедро пропитывали маслом, чтобы маска не гнила, и долго ее полировали до блеска.

На поверхность наносили яркие растительные краски, а для выразительности и устрашающего эффекта добавляли кожаные или металлические предметы, украшали пестрыми перьями и бусами.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте.

Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок.

А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в страшных ритуалах жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст внутренний мир самого творца. Стилизованная яркая поделка – оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.

Африканские маски. Часть 3

История ритуальных масок. Значения африканских масок Африканские маски и их значение

В Музее искусства народов Востока в Москве открылась выставка «Искусство тропической Африки». На выставке показано более 500 произведений из музеев СССР и некоторых частных коллекций.

Среди экспонатов — бронзовые и деревянные бытовые изделия, украшения, традиционная живопись Эфиопии, копии наскальных рисунков Тассили.

Особый вид творчества многих африканских народов составляют маски, которому мы и посвящаем эту статью.

Африканские маски. Часть 3.

Африканская маска — явление многогранное

. Ее можно рассматривать как элемент социальной жизни и образное воплощение религиозных поверий, как принадлежность своеобразного театрального действа — ритуального танца и, наконец, как произведение искусства.

Африканские маски. Часть 3.

Маски — характерное и очень яркое проявление творчества африканских народов

. Они получили распространение у народов тропической Африки, главным образом ее западного побережья от Мали до Анголы включительно. Кое-где они до сих пор играют большую роль в общественной жизни, а чаще всего являются принадлежностью праздничного карнавала.

Необычайно многообразны формы и размеры масок

, материалы, из которых они сделаны, и манера их выполнения. Но смысл их всегда магический. Маски не только отражали содержание местных верований; они были необходимой принадлежностью секретных обществ родовой знати, своего рода мужских клубов, деятельность которых носила в значительной мере культовый характер.

Маски были разных видов

. Лицевая маска снабжена отверстиями для глаз, изредка — для рта. Иногда делают подвижную нижнюю челюсть; пасть, снабженная длинными зубами из тростника, может при этом открываться и с шумом захлопываться.

Лицевая маска закрепляется сеткой или системой шнурков, продетых в верхний край маски и подвязанных двумя лентами на груди или к поясу. Танцор, кроме того, придерживает зубами деревянный стержень, соединяющий боковые края маски. Маски-шлем, покрывая всю голову, не требуют завязок.

Есть маски в виде головного убора, укрепленные на круглой плетеной шапочке в горизонтальном или наклонном положении. Существуют маски, которые носят на лбу, и массивные маски, опирающиеся на плечи.

Можно встретить маски, изображающие неодушевленные предметы, например, — дом с окнами, пилястрами и расписным узором. Иногда стилизация приводит к чисто орнаментальным формам.

При столь большом разнообразии конструкций не удивительно, что по размерам маски бывают от нескольких сантиметров (маски-подвески, «маски дубликаты») до 70 — 80 см; если же принять в расчет всякого рода навершия — до 10 м (например, «большие маски» догонов, употребляемые в исключительных случаях). Вес масок достигает иногда 30 кг (такую маску несут два или несколько человек) и определяет ритм танца, стремительные или плавные движения танцоров. Тяжелая маска позволяет лишь с трудом переставлять ноги.

Материалом для масок служит главным образом дерево различных пород. Процесс изготовления сопровождается заклинаниями и небольшими жертвоприношениями. Для обработки дерева применяют простейшие инструменты — тесло и гибкий нож или скобель из узкой полоски железа с двумя ручками.

Готовые изделия зачищают шершавым листом или наждачной бумагой. Предохраняя дерево от губительного действия тропического климата, его пропитывают маслами и полируют; отсюда — приятная глянцевая фактура.

Маски окрашивают красной, черной и белой краской растительного и минерального происхождения (например, красная — охра, черная — обугленные зерна плодов, растертые и разведенные отваром танина, белая — из смеси извести, толченого риса, а также помета змей и ящериц).

Краски наносят птичьим пером или кисточкой. Для усиления выразительности добавляют детали из кожи и металла, раковины каури, бусы, перья, волокно пальмы-рафии.

Применяют и другие материалы. В Анголе делают маски из древесного волокна по каркасу из прутьев. Бывают плетеные из рафии или тканевые маски-капюшоны. Ашанти (Гана) отливали маски обожествляемых царей из золота и бронзы. Маски-подвески (средневековый Бенин, Конго) резали из слоновой кости.

Маска сочетается с костюмом из волокон рафии или ткани

. Это может быть туника, панталоны, юбка. У догонов юбки из фибры бывают короткие, до колен, — красные, желтые, черные, а длинные — всегда черные.

К юбке полагается нагрудная опояска, тоже из фибры, с плетеными бретельками, иногда украшенными раковинами каури. Если изображается женский персонаж, на груди закрепляют две половинки плода баобаба, окрашенные в черный цвет.

Иногда тело укрывают шкурой, даже перьями. Лицо под маской прикрывают капюшоном в форме головного убора или завесой с щелями для глаз.

По существу

маски — это образное воплощение духов

, пантеон местных богов (персонификация сил природы — земли, воды, неба) и обожествляемых предков. Дух-посредник в образе маски привлекается к участию в хозяйственных делах и общественных событиях. Каждый дух, а стало быть, и маска, ведает особой сферой деятельности.

Одни призваны оберегать плоды на деревьях и зерно в кладовых, другие — вызывать дождь; маски необходимы в обряде инициации, которым отмечается половая зрелость юношей и девушек; употребляют их и в погребальном ритуале. Некая «материнская маска» выступает как судья, законодатель и пророчица, а также ночной сторож, охраняющий село от ведьм и леопардов.

Некоторые маски изображают духов легендарных вождей и предков. Современные маски представляют порой шарж или изображают высокопоставленных лиц.

Внешнее выражение духа — образ человека

(бывают маски мужские и женские) или животного. В пантеон масок входят все известные в Африке млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся и насекомые. Зооморфные маски обычно сильно стилизованы.

Различные народы Африки вносят в искусство маски свои образы, свои особые черты. Каждый клан выполняет маски в индивидуальной, часто тотемистической форме.

Стилизованные маски моси (Верхняя Вольта) изображают антилопу с длинными рогами или представляют узкую вертикальную пластину с резным полихромным орнаментом. Изящные маски гуро (Берег Слоновой Кости) отличаются удлиненным овалом лица с выпуклым лбом и узким косым разрезом глаз.

Загадочные маски из Габона легко узнать по мягкой полуулыбке их монголоидного белого лица с красным ртом и высокой черной прической.

Для бага (Гвинея) характерны маски в виде женского бюста, которые носят на плечах. Удивительны маски экои, живущих на стыке юго-восточной Нигерии и Камеруна. Здесь деревянные головы, обтянутые кожей антилопы, изображают покойных членов секретного общества Экпо.

Их зрачки и зубы выложены листовым железом, голова часто увенчана причудливо завитыми рогами. Несмотря на реалистическую трактовку, в них проглядывают демонические черты. Образ этих масок, вероятно, навеян древним обычаем охоты за головами, которой некогда занимались местные племена.

Взаимовлияния привели к распространению некоторых типов масок на широкой территории.

https://www.youtube.com/watch?v=UJUMrTOrZRc

Представляя материальное воплощение духа в образе живых существ, маска в то же время является носителем отвлеченного понятия: силы, изобилия, плодородия, богатства и т. п. Эти понятия укладываются в определенные символы или выражаются наглядными средствами.

Например, признаком богатства считаются толстые, надутые щеки. Если функции духа усложнены или в них различаются какие-то оттенки, маску наделяют дополнительными аксессуарами, синтезируя два или несколько образов.

Человеческая маска часто увенчана птичкой, дополнена рогами антилопы, кабаньими клыками, птичьим клювом. У йоруба и ибо (Нигерия) многофигурные композиции образуют над маской высокую пирамиду.

Маски экои и других племен бывают двуликими, выражая, быть может, всеведение духа, созерцающего прошлое и будущее, даже тройными.

Символическая роль маски

как элемента активного, излучающего жизненную силу, требует предельной экспрессии. Стремясь подчеркнуть определенные свойства маски, прибегают к любым средствам — стилизуют реальный образ, утрируют те или иные черты (например, подклеивать натуральные волосы и вставляют настоящие зубы).[h2]

Диапазон выразительных средств необычайно широк[/h2]: от грубого лубка и очень условной стилизации до талантливого гротеска и реалистического воспроизведения натуры.

Богатые оттенки творчества африканцев вызывают порой неожиданные ассоциации с модными течениями современного западного искусства (экспрессионизм, кубизм, абстракционизм).

Многие словно вырубленные топором образцы напоминают чудовищного робота.

Может ли быть опасна маска как оберег?

История ритуальных масок. Значения африканских масок Африканские маски и их значение

В память о поездке в экзотические страны хочется привезти какой-нибудь сувенир или оберег. Чаще всего им становится туземная маска, выполненная в этническом стиле.

Она привлекает туриста своей загадочностью и непривычной эстетикой, но нередко несет в себе и сакральный смысл. При этом цель использования таких вещей не всегда безобидна.

Перед покупкой сувенира полезно узнать его историю и истинное предназначение.

Маска в культуре и религии

Театральные маски — важный элемент искусства античного мира. Актеры древнегреческих представлений носили образы, изображающие богов, выражения лиц при этом разнились в зависимости от настроения пьесы. Именно отсюда произошел известный символ театра. Как ритуальная, так и декоративная личина могла свидетельствовать о принадлежности к тайному союзу или сословию.

Маска как атрибут религиозных обрядов известна с древних времен. Она выполняла ритуальную функцию в культуре многих народов. Коренное население Америки, Океании и Азии использовало личины для совершения ритуалов и общения с духами. Шаманы и жрецы облачались в костюмы во время церемоний, принимая образ богов и демонов либо входя с ними в контакт.

Изготовление сопровождало чтение молитв и заклинаний — так вещь приобретала магическую силу и способность оберегать владельца от зла и болезней.

У многих африканских племен маски варьировались по предназначению, например, изделия народа Дан оберегали деревню от пожара, служили для прекращения раздоров с соседними общинами.

Еще одна разновидность воспроизводит облик покойника и используется в похоронных обрядах. Личины являются посредниками между миром живых и мертвых, храня дух почивших предков.

Карнавальные атрибуты: история и значение

Большой популярностью пользовался атрибут под названием “Венецианская дама”.

Костюмированные торжества берут начало в Древнем Риме: на сатурналиях, праздниках в честь уборки урожая ряженые рабы имели право сесть за стол вместе со знатью.

Первые упоминания о венецианском карнавале относятся к 12 веку, а мода на сокрытие лица достигла пика в эпоху итальянского Возрождения. Тогда возник и уличный театр, давший начало персонажам «Комедии дель арте». Позже появились классические маски, не связанные с театральной атрибутикой.

Среди традиционных разновидностей выделяют следующие:

  • «Баута». Была популярная у знати, имеет характерный треугольный подбородок.
  • «Вольто». Нейтральная маска, повторяющая форму лица.
  • «Венецианская дама». Один из самых эффектных женских видов, щедро декорированный драгоценностями.
  • «Коломбина». Полумаска, украшенная перьями, золотом и кружевами.
  • «Моретта». Простая по форме накладка из черного бархата. Ее носили, удерживая зубами штырек, что лишало хозяина возможности говорить.
  • «Чумной доктор». Зловещий атрибут в виде птичьего клюва. Его прообраз — «респиратор», носимый врачами во время эпидемии чумы.

Вне карнавала маска являлась важным атрибутом повседневной жизни. Граждане скрывали лица для того, чтобы инкогнито посещать свидания, театры и даже совершать преступления. Ношение личины сглаживало социальное неравенство: под ними были равны и вельможи, и простые граждане. Теперь же фестиваль собирает множество туристов, которые приобретают маски в качестве сувенира.

Безобидны ли ритуальные маски?

Нежелательно оставлять у себя дома ритуальные атрибуты.

Скептики считают, что суеверия работают у тех, кто в них верит. Однако, среди масок есть и такие, что стоит остерегаться.

Нельзя забывать об изначальном предназначении этих изделий: туземцы использовали их для ритуальных жертвоприношений, изгнания тяжелой болезни и призвания проклятия на врага. Очень часто такой предмет имеет устрашающее выражение лица, поскольку олицетворяет какого-либо демона.

Она нередко украшена клыками или черепами животных, что может принести в дом несчастье.

Маска в интерьере

Конечно же, не стоит бояться вещей из магазина подарков. Насколько зловещими бы не казались вырезанные на дереве лица, шанс случайно натолкнуться на опасный сувенир маловероятен.

Не каждый турист сможет раздобыть настоящую ритуальную маску и потратить на нее крупную сумму: куда проще привезти домой недорогую поделку, найденную на сувенирном рынке.

«Базарное» изделие отличается от предмета культа и ценой, и качеством выполнения, служа всего лишь эффектной безделушкой. Таким сувениром можно без опаски украсить жилище.

Где и как повесить маску — дело вкуса владельца. задача сувенира — удачно вписаться в интерьер. Если масок несколько, можно выделить под коллекцию отдельную стену, в таком случае внимание гостей к необычному украшению обеспечено.

Спальная комната – не лучшее место для таких атрибутов.

Однако на расположение маски есть и табу: ей не место в детской и спальне.

Своеобразный вид сувенира может вызвать неприязнь у членов семьи, а детям вряд ли захочется засыпать с ним в одной комнате. Не рекомендуется вешать маску рядом с другими религиозными атрибутами, в том числе с иконами.

Даже если сувенир несет сугубо декоративную функцию, подобное соседство будет выглядеть нелепо.

Все же многие верят в магическую силу предметов культа. Даже если в руках хозяина — обычная поделка, он стремится использовать ее как оберег. Лучшее место для сувенира в таком случае — прихожая.

Маска в передней поможет защитить жилье и его обитателей от влияния злых сил. Повешенная в столовой или зале, она сплотит семью и уладит разногласия.

Достичь карьерного успеха можно, украсив маской рабочий кабинет.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.