Картотека (младшая группа) на тему: Темы Бесед во второй младшей группей. Перспективный план бесед для детей младшей группы

Содержание

Картотека бесед во второй младшей группе детского сада, ежедневное планирование, ситуативный разговор

Картотека (младшая группа) на тему: Темы Бесед во второй младшей группей. Перспективный план бесед для детей младшей группы

Для реализации образовательной миссии современного детского сада от педагогов требуется применение широкого спектра методических приёмов взаимодействия с детьми.

Но среди новаторских интерактивных технологий обучения в смешанных группах не теряет своей актуальности речевой приём беседы.

Остановимся на важных нюансах подготовки и проведения этого вида работы во второй младшей группе (дети 3–4 лет).

Беседа с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — это разновидность речевых способов взаимодействия, представляющая собой углублённую форму разговора со всей группой детей или индивидуально, используемую для детального раскрытия сути конкретного явления или объекта. Будучи диалогической формой разговора, беседа имеет вопросно-ответный характер.

Беседа — важный речевой приём в работе с детьми

Цели и задачи беседы во второй младшей группе

Любой элемент учебно-воспитательного процесса имеет триединую цель: познавательную, то есть обучающую, развивающую и воспитательную:

  • расширяет кругозор малышей (к примеру, дети 3–4 лет узнают об опасностях, которые таят в себе привычные игрушки, такие как песок);
  • стимулирует любознательность в познании окружающего мира, себя и других людей (например, малыши узнают самые интересные достопримечательности своего города);
  • способствует речевому развитию (для детей второй младшей группы это очень важный аспект образования, так как именно в этом возрасте дети осваивают весь звукоряд языка, а также получают представление о грамматическом строе речи);
  • воспитывает умение взаимодействовать в коллективе — и с детьми, и со взрослыми.

Учитывая то, что в 3–4 года происходит активное освоение речи, развивающие задачи беседы выходят на первый план:

  • обогащение активного и пассивного словаря (в отличие от первой младшей группы, когда пополнялся в основном пассивный);
  • развитие связной монологической и диалогической речи (дети не только отвечают на вопросы педагога, но и учатся поддерживать разговор на ту или иную тему друг с другом, например, выясняют правила обращения с книгой — то, чего не было в первой младшей группе);
  • развитие умения систематизировать высказанные мысли (так, в процессе беседы на тему «К нам пришли гости», дети, называя слова-приветствия, формулы вежливости, составляют правила этикета при приёме гостей);
  • формирование умения слушать и слышать собеседника (эта цель проходит сквозной линией через все годы обучения в ДОУ).

Беседа учит малышей слышать и слушать собеседника

В зависимости от приоритетной цели беседы, а также места её проведения в процессе изучения конкретного материала, Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) выделяется несколько основополагающих принципов классификации бесед, ряд из которых применяется во второй младшей группе.

. По критерию содержания выделяются этические и познавательные беседы, которые, по мнению большинства методистов, не практикуются во второй младшей группе.

Этические — только со старшими дошкольниками, так как требуют определённого социального опыта детей, а познавательные вводятся в практику со второго полугодия средней группы из-за того, что они опираются на аналитически осмысленные имеющиеся знания.

При этом элементы и одного, и другого вида бесед всё равно обязательно (!) присутствуют в разговорах с малышами.

Беседа в работе с детьми 3–4 лет часто используется для обобщения пройденного материала

Обычно педагог составляет картотеку бесед на весь год, объединяя разговоры разных видов и тем. Однако существует практика создания блока разговоров по отдельным видам или темам. Вот ряд примеров.

Таблица: картотека бесед на тему безопасности во второй младшей группе, автор — Виктория Нечаева (фрагмент)

. Во второй младшей группе беседы на тему безопасности планируются раз в две недели, то есть 17 раз в год. Ситуативные беседы проводятся вне плана. А индивидуальные составляются под конкретную проблему в группе, например, если у детей или ребёнка проблемы с поведением за столом.

Перспективное планирование бесед во второй младшей группе

Беседа во второй младшей группе проводится один раз в неделю. Исключение составляют лишь ситуативный и индивидуальный разговор, имеющий прецедентный, то есть ситуационный характер.

Приёмы, используемые в беседах во второй младшей группе

Как уже отмечалось, беседа — это разновидность словесной группы средств взаимодействия с детьми. Но при организации работы в рамках этого приёма остальные способы взаимодействия важны ничуть не меньше.

Для реализации образовательных целей беседы педагог комбинирует все группы методических приёмов, в том числе и практические

Методика проведения обобщающей беседы во второй младшей группе

Структура подготовки и проведения беседы с малышами не зависит от её вида и состоит из четырёх этапов. При этом хронометраж определяется задачами и содержанием, поэтому колеблется от 5 минут (например, если разговор индивидуальный и ситуативный) до 15 минут, когда речь идёт об обобщающей, утренней беседе или любой другой.

Таблица: этапы организации беседы во второй младшей группы

Проведение беседы состоит из трёх этапов работы плюс подготовительный этап, включающий выбор наглядности и содержания игр

: беседа как элемент занятия по теме «Овощи и фрукты» во второй младшей группе

Беседы во второй младшей группе являются важным элементом учебно-воспитательного процесса, требующим от педагога тщательной организации. Это касается выбора и содержания, и приёмов взаимодействия с детьми.

При этом нельзя забывать о том, что малыши 3–4 лет сами не смогут полноценно анализировать и систематизировать информацию, поэтому воспитатель должен помогать ребятам делать выводы по теме на каждом этапе разговора.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Картотека бесед во второй младшей группе

Картотека (младшая группа) на тему: Темы Бесед во второй младшей группей. Перспективный план бесед для детей младшей группы

Картотека бесед по ФГОС необходима для эффективного проведения бесед с детьми всех возрастных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Она очень помогает в подготовке.

Картотека: беседы в младшей группе

Классифицировать беседы в младшей группе можно по многим критериям. Но есть самая распространённая классификация:

  • В зависимости от количества участвующих в беседе: групповые и индивидуальные.
  • В зависимости от времени проведения: утренние (проводятся в утреннее время с целью создания позитивной эмоциональной атмосферы в группе) и ситуативные (проводятся по необходимости, когда происходит ситуация, требующая объяснения или разъяснения).
  • Тематический признак: о правилах дорожного движения (ПДД), пожарной безопасности, окружающем мире, правилах поведения, правильном питании, музыке и другие.

Общение в ДОУ

Беседа «Моя семья» в младшей группе

Цель: сформировать представление о ценности своей семьи.

Ход:

  1. «Ребята, как вы думаете, нужна ли вам семья? Почему? Люди, которые входят в семью, называются членами семьи.»
  2. «Каких членов семьи вы можете назвать? Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя, прабабушка, прадедушка, двоюродный брат, двоюродная сестра и другие.»
  3. «Назовите, какие члены семьи есть у вас. А кем вы сами являетесь — сыновьями и дочерями. А ещё? Кто-то является внуком для бабушки и дедушки, кто-то братом или сестрой своим братьям и сёстрам.»
  4. «Большая ли у вас семья? Из скольки человек состоит ваша семья? Семья может быть и большой, и маленькой. Может состоять даже из двух человек. Например, ребёнок и один родитель (мама или папа). Или только муж и жена, у которых ещё нет детей.»
  5. «Семья может быть дружной или не очень. Дружная семья без ссор решает все семейные проблемы, а не дружная бывает и со ссорами, потому что не всегда люди могут уступить друг другу.»
  6. Физкультминутка под песню о семье.
  7. Задание: «А теперь давайте каждый возьмёт лист бумаги, карандаши и фломастеры и нарисует свой семейный обед. Изобразите вашу семью, стол, блюда, которые вы любите есть.»

Младшая группа

Картотека бесед по безопасности во второй младшей группе

Дети 3-4 лет часто становятся жертвами несчастных случаев, поэтому темам безопасности в дошкольном образовательном учреждении нужно уделять особое внимание.

К сведению! Важно донести до родителей детей информацию о необходимости профилактики. На родительских собраниях выдавать памятки и разъяснить, как лучше донести информацию до детей в этом возрасте.

Беседы проводятся с элементами игры, прослушиванием тематических песен, стихов, просмотром раздаточного материала (иллюстраций из книг, карточек, плакатов), а также фильмов, мультфильмов по соответствующей тематике.

Минутки безопасности в младшей группе (картотека тем):

  • «Ядовитые ягоды» (рассказать об ядовитых ягодах, почему их нельзя есть, особенно обратить внимание на ядовитые ягоды, похожие на съедобные).
  • «Стой, дорога!» (правила перехода проезжей части, правила поведения у дороги).
  • «Красный, жёлтый, зелёный» (беседа о светофоре, для чего он нужен, и что означают его цвета, рассказать о видах светофоров).
  • «Зебра — полосатая подружка. Безопасность на пешеходном переходе.»
  • «Путешествие в машине.»
  • «Автобус, троллейбус, трамвай — ты двери свои открывай!»
  • «Я потерялся» (правила поведения в случае потери в торговом центре, на вокзале или в аэропорту, на улице, в лесу).
  • «Незнакомец.»
  • «Что такое высота?»
  • «Ой, огонь!» (запрет на игру со спичками, зажигалками, газовыми конфорками; детская шалость с огнём; элементарные правила при тушении пожара).
  • «Опасное электричество.»
  • «Кто может помочь?»

Беседа по безопасности

  • «Я умею звонить по телефону» (экстренным службам, родственникам).
  • «Осторожно, клещи!»
  • «Как вести себя с чужой собакой» (беседа о мерах предосторожности при общении с собаками, объяснить, как правильно наладить контакт, если хочется пообщаться, как угощать, вести себя при встрече с агрессивной собакой)?
  • «Кто стучится в дом ко мне?»
  • «Ядовитые грибы.»
  • «Бешенство, что должен знать даже ребёнок?»
  • «Правила поведения в грозу.»
  • «Как вести себя при сильном ветре?»

  Урок ИЗО на тему «Пограничник с собакой» в старших группах ДОУ

Утренние беседы с детьми младшей группы

Беседа в утреннее время играет очень важную роль для детей дошкольного возраста, особенно в младших группах. Утренний разговор сплачивает детский коллектив.

Обратите внимание! Начало дня задаёт в группе положительную эмоциональную атмосферу.

Примерный перечень тем для проведения утренних бесед:

  • «Моя дорога в детский сад» (что видел в это утро, что запомнилось больше всего, о чём разговаривали с тем, кто отводил в детский сад).
  • «Правильное питание и вредная еда.»
  • «Поведение за столом.»
  • «Домашние животные» (перечислить, каких знает, рассказать о своих, если есть, если нет, то о каких животных мечтает).
  • «Овощи и фрукты» (перечислить овощи и фрукты, что можно приготовить из них, как растут).
  • «Сад и огород» (рассказать, для чего нужен сад или огород, про свой, если есть, что растёт на нем).
  • «Моё любимое стихотворение» (назвать автора любимого стихотворения, по возможности рассказать стихотворение наизусть, рассказать, о чем это стихотворение и почему нравится).
  • «Моя мамочка» (рассказать о своей маме, чем она занимается, что любит, как проводит с ней время; нужно ли общение с мамой).
  • «Моя любимая игрушка» (описать свою игрушку, как зовут, как появилась, какую-то историю, связанную с ней).
  • «Дикие животные» (перечислить, каких знают, чем питаются).
  • «Птицы» (назвать разных птиц, описать, как выглядят, предположить, что едят).
  • «Цифры» (посчитать от 1 до 10 и обратно, рассказать про сложение и вычитание, про десятки, сотни).
  • «Чистота — залог здоровья» (почему важно поддерживать чистоту тела и дома, рассказать о мытье тела, стирке одежды, влажной уборке).
  • «Утренняя зарядка» (объяснить пользу утренней зарядки, влияние на здоровье, спросить, есть ли те, кто делает её или те, у кого делают члены семьи, придумать вместе упражнения для утренней зарядки).
  • «Сезоны» (перечислить лето, осень, зима и весна, попросить рассказать об особенностях каждого сезона, объяснить, что год состоит из сезонов, прочитать стихотворение про каждый из сезонов и посмотреть иллюстрации).

Беседа о дороге в детский сад

  • «Дни недели» (по порядку назвать дни недели, поговорить о начале, середине и конце, послушать песенку о днях недели).
  • «Время: часы, минуты, секунды» (изучить часы механические и электронные, послушать стихотворения о времени, разобрать информацию о часах, минутах и секундах).
  • «Месяцы года» (перечислить по порядку каждый месяц; уточнить, какие месяцы к какому сезону относятся, послушать сказку «Двенадцать месяцев», назвать в каком месяце, какие праздники, например, декабрь — Новый год, февраль — День Защитника Отечества, январь — Рождество).
  • «Мой друг» (попросить рассказать, что каждый понимает под понятием «друг», что самое важное в нем, есть друг, если да, то за что его ценят) Физкультминутка под песню «Вместе весело шагать». Задание: нарисовать себя вместе с другом.
  • «Музыка» (рассказать, что музыка бывает классическая и популярная, весёлая и грустная, послушать разные композиции и обсудить их с детьми). Задание: изобразить эмоции от музыки.
  • «Удивительный космос.»
  • «Моя будущая профессия.»

  Развивающие задания для подготовки детей 6-7 лет в школу

Ситуативная беседа во второй младшей группе

К сведению! Ситуативная беседа может помочь воспитателю объяснить детям то, как нужно себя в той или иной ситуации.

Ситуация: мальчик Ваня подошёл к девочке Наташе, которая играла игрушечным паровозиком, и забрал его. Наташа начала плакать.

Воспитатель начинает ситуативный разговор: «Ваня, посмотри внимательно. Почему это Наташа плачет?»

Ваня: «я забрал у неё паровозик.»

Воспитатель: «почему ты забрал его?»

Ваня: «хотел поиграть.»

Разбор ситуации в ДОУ

Воспитатель: «Ваня, если ты хочешь взять игрушку, которой играет кто-то, то нужно спросить разрешения. Нужно подойти и узнать, может ли Наташа дать тебе паровозик поиграть. Если она согласится, то ты можешь взять. Если она откажется, то тебе придётся подождать, когда она согласиться или пойти и выбрать другую игрушку. Ещё можно было предложить Наташе поиграть вместе.

Кто первый должен извиниться? Давай, подойдём к ней вместе, ты извинишься за то, что обидел её и предложишь ей поиграть вместе?»

В данной ситуации воспитатель сразу подсказала ребёнку, что он повёл себя неправильно, как этого можно было избежать, а также вариант решения сложившейся ситуации.

К сведению! Ребёнку, особенно если возраст ясельный, легче усвоить эту информацию, так как она предоставлена ему не через длительное время после сложившегося случая, а сразу же, пока ещё свежи эмоции.

Тема беседы: «Домашние животные».

Цель: систематизировать имеющиеся знания и дать новые о домашних животных, сформировать познавательный интерес.

Беседа о животных

Ход:

  1. «Ребята, каких домашних животных вы знаете? Давайте будем перечислять по очереди: корова, коза, курица, утка, индюк, собака, кошка, попугай, канарейка, хомяк, свинья, кролик, крыса, морская свинка, черепаха, гусь, лошадь, осёл.»
  2. «Поиграем вот в такую игру. Я буду включать звуки, которые издаёт то или иное животное, а вы будете угадывать. Отвечать будет тот, кто первым поднимет руку.»
  3. «Физкультминутка под песню „Танец маленьких утят“.»
  4. «Расскажите мне о своих домашних животных. Я начну первая. У меня живёт собака, её зовут Юта и она беспородная. Взяли мы её из приюта. Она чёрного цвета, а грудь у неё белая. Она среднего размера. Это очень добрая и ласковая собака. Любит вкусно покушать, побегать по снегу и мягкой траве. Теперь ваша очередь.»
  5. «Почему эти животные называются „домашними“? Потому что они живут с человеком в доме или рядом с домом, приносят какую-то пользу, а человек заботится о них. Корова даёт человеку молоко. Человек пьёт молоко, делает из него творог, кефир, простоквашу, сыр, масло. Также даёт молоко коза. У некоторых народов принято употреблять в пищу молоко лошадей (кобылье молоко). Курица несёт яйца. Собака, если живёт в деревне, охраняет двор и дом. Кошка — ловит мышей. Лошадь возит людей верхом, а также грузы. А животные, которые живут в квартире, просто радуют нас, дарят положительные эмоции, учат дисциплине и заботе.»

Задание: слепить из пластилина своего домашнего любимца. Если домашнего любимца нет, то слепить такое, о котором мечтают.

Беседа с детьми 2 младшей группы играет очень важную роль. Малыши нуждаются в получении новых знаний и систематизации уже имеющихся.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.