Когда ребенок должен кушать самостоятельно комаровский. Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Содержание

Как научить ребенка есть ложкой: самостоятельно – Мой ребенок

Когда ребенок должен кушать самостоятельно комаровский. Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Малыш растет, и приходит время научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Этот предмет интересует кроху очень давно, он с удовольствием хватает чайную ложечку, размахивает ею и бросает на пол. Не препятствуйте его увлечению, но постоянно напоминайте, зачем нужны столовые приборы.

Купите кукольный сервиз, вместе с ребенком усаживайте игрушки за стол и «угощайте» их вкусными блюдами.

Не забывайте, что дети учатся на примере взрослых и если их всегда кормят в одиночестве, они не видят, как кушают мама и папа, – в этом случае объяснять правила поведения за столом придется очень долго.

Насколько легко будет ребенку научиться кушать самостоятельно, зависит от усердия и терпимости родителей. Развитие каждого ребенка идет по отдельному сценарию – нельзя выявить четкие рамки периода обучения. Индивидуальную готовность определяет мама. Самое главное – чтобы малыш чувствовал себя комфортно во время уроков.

Использование ложки – первый навык самообслуживания

Некоторые мамы совершают ошибку, не давая малышу самостоятельно развиваться. Ребенок хочет сам покушать ложкой, попить из чашечки, взять тряпку и вместе с мамой протереть пыль.

После таких упражнений приходится мыть и свое чадо, и все окружающие его предметы.

Не нужно сердиться на кроху, подумайте: а у вас с первого раза получается любое новое дело? Найдите повод каждый раз похвалить его, скажите, что сегодня уже получается лучше, чем вчера, и малыш в следующий раз приложит все силы, чтобы порадовать маму.

Еще до года у младенцев проявляется желание что-то сделать самостоятельно. Воспользуйтесь этой возможностью и учите его первым навыкам самообслуживания. потребность ребенка – пища, с решения этой задачи и нужно начать.

Определите, какие кушанья больше всего нравятся сыну или дочери, и для первых уроков составьте именно такое меню. Научить ребенка есть ложкой проще, начиная с густых блюд: пюре, каш.

Очередь супа подойдет, когда он сможет держать столовые приборы ровно.

Любой младенец хочет скорее вырасти и научиться делать все, как мама с папой. Объясняйте ребенку, что с ложки кормят только маленьких, а большие дети и кушают, и одеваются сами.

Хорошо, если в семье есть старшие братья и сестры, – покажите на их примере, что подросшие дети все делают самостоятельно. Не спешите, наберитесь терпения.

Придет время, когда ваш малыш тоже захочет стать большим и самостоятельно схватится за ложку.

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы.

Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Кроха начинает понимать, что ложка нужна вовсе не для игры, а для получения пищи. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

К году ребенок предпринимает первые попытки управлять ложкой, ему уже хочется кушать самому. Не все получается, часто еда проходит мимо рта. Главное – он учится подражать движениям взрослых.

 По нормам кушать самостоятельно кроха начинает к полутора годам, но многое зависит от темперамента ребенка и взглядов родителей.

Зачастую у мам, дающих мало свободы действий, ребенок начинает самостоятельно есть лишь в 2 года, в то время как дети ясельной группы осваивают навык самостоятельного питания в среднем в 1 год и 3 месяца.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование.

Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды.

Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся.

Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

Необходимые предметы

Обучение кушать ложкой без помощи взрослых требует не только моральной, но и материальной подготовки со стороны его близких. Теперь кормление будет занимать больше времени. Первое время не все содержимое ложки будет попадать «по адресу», поэтому основательная уборка прочно войдет в расписание.

Чтобы кормление не выбивало маму из сил, ей следует приобрести:

  • непромокаемый передник для малыша;
  • клеенчатый материал, которым она застелет пол;
  • детский стульчик для кормления;
  • посуду для обучения самостоятельному кормлению.

Порции еды нужно увеличить в 2-3 раза, так как многое прольется мимо рта. Приготовьте любимое лакомство малыша, это мотивирует его съесть больше. Но не готовьте для этого супы. Сначала, малыш учится есть густую пищу, лишь потом – жидкую.

Какой должна быть правильная ложка?

Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку.

Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу.

Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.

Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.

Детская посуда должна быть:

  • небольшой;
  • легкой:
  • безопасной:
  • удобной.

Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.

В продаже можно встретить модели из разных материалов.

  • Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
  • Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам. Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи. Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой  в большей степени, чем для кормления.
  • Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.

Принципы обучения

Для достижения результата молодые родители должны соблюдать 4 основных правила.

  1. Непринужденная обстановка. Нельзя заставить ребенка кушать ложкой. Применяя насилие, вы получите обратную реакцию. Попробуйте заинтересовать ребенка, мотивировать его на обучение. Например, купите яркую ложку с детскими рисунками. Малыш точно захочет подержать ее.
  2. Степенность. Кормление может затянуться, но ребенок не должен спешить. Хвалите малыша, играйте с ним, но не торопите.
  3. Удобное время. Для освоения нового навыка следует выждать момент, когда ребенок настроен на игру. Он не слишком голоден, бодр, не хочет в туалет, в хорошем настроении.
  4. Помощь. Педагоги убеждены, что не нужно возвращаться к кормлению из бутылки или из рук мамы, когда родители уже начали приучать ребенка самостоятельно держать ложку. Но зачастую это утверждение понимается слишком буквально. Ни в коем случае не оставляйте ребенка с неподдающейся ложкой один на один! Корректируйте движения. Помогайте, когда это требуется. Ощущение беспомощности повергнет ребенка в панику, а затем спровоцирует капризы и отказ от самостоятельного питания.

Как учить малыша правильно кушать?

Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться.

Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.

Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу.

Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту.

Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду.

Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.

Совет

Когда малыш сильно двигает ложкой, тарелка может скользить по столу. Чтобы ему было удобнее, приобретите специальную детскую тарелочку на присоске, которая будет надежно закреплена. Но пользуясь такой тарелкой, следите за тем, чтобы малыш с усилием не пытался снять ее со стола, в этом случае все ее содержимое по инерции может разлететься по всей кухне.

На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту.

Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно.

Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.

Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок.

Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам.

Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.

Ошибки родителей

Маленького ребенка нельзя заставлять делать то, что он не хочет. Родители, которые воспитывают детей по системе Монтессори или похожим методикам, без принуждения быстро приучают ребенка обслуживать себя самостоятельно. Не заставляйте кроху брать ложку, если он отказывается это делать. Через некоторое время ему самому захочется кушать, как папа и мама.

Начинайте обучение, когда ребенок веселый, а на столе стоит его любимое блюдо. Не ругайте, если он бросит ложку и начнет хватать еду руками. Лучше возьмите сами столовый прибор, зачерпните из его тарелки, покажите своим примером и объясните словами, что так кушать намного вкуснее и приятнее. Не начинайте обучение, если малыш не в настроении, капризничает или плохо себя чувствует.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

Когда ребенок должен кушать самостоятельно комаровский. Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Научить ребёнка пользоваться ложкой не всегда удаётся без различных осечек. Маме нужно набраться терпения, поскольку приёмы пищи станут более продолжительными, а сам процесс привития навыка займёт не одну неделю.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Оптимальный возраст

Важно понимать, что точные сроки, когда ребёнок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.

Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им неинтересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

  • самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
  • не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
  • поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
  • в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Правильная подготовка

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.

Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.

Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой. Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.

Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку.

Если правильно подловить момент, то можно с определённой уверенностью утверждать, что уже в 18 — 20 месяцев ребёнок сможет сам съесть негустой творог, кашку и даже суп.

Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.

Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.

Малыш не может существовать изолированно и одновременно учиться различным полезным навыкам. Задача родителей – демонстрировать действия с предметами, желательно последовательно и поэтапно.

В случае с приучением ребёнка к ложке также есть определённая последовательность действий, которая включает несколько важных шагов:

  1. Постелите на пол возле детского стула клеёнку. Столешницу также лучше чем-нибудь прикрыть.
  2. Следующий пункт: поставьте на стол тарелку с присоской, положите в блюдо кашу или пюре.
  3. Ребёнку следует надеть чепчик, чтобы потом дополнительно не мыть ему голову, и повяжите нагрудник.
  4. Сядьте перед своим чадом, зачерпните ложечкой немного еды из его чашки. Проглотите кашу и не забудьте похвалить себя и вкусное блюдо.
  5. Затем отдайте столовую принадлежность крохе. Если у него не получается держать её в кулачке, вам нужно зажать своей рукой ложечку в детской ладони и зачерпывать таким образом кашу из чашки.
  6. Если ребёнок сам ест, но не всегда доносит ложку до рта, придерживать детскую руку не нужно. Пусть учится справляться с трудностями своими силами.
  7. Когда малыш устанет кушать столовой принадлежностью и отложит её в сторону, докормите его, обязательно похвалив за проявленную самостоятельность.

Несмотря на защитный передник, ребёнок может испачкаться практически с головы до ног. Вот почему опытные мамы рекомендуют по возможности выбирать лето в качестве лучшего периода для приучения. В этот сезон малыша можно раздеть до плавок, а потом помыть.

Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует вводить овощное пюре в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.

Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Правила этикета за столом для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки. Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками, включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом. Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.

Оценка статьи:

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?

Когда ребенок должен кушать самостоятельно комаровский. Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша.

С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно.

И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью.

Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, – обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

 Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр.

«Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось.

В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», – делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу – научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Несколько советов, как научить кроху кушать ложкой

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

← Как воспитывать ребенка?Как заинтересовать ребенка? →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Комаровский: советы главного педиатра

Когда ребенок должен кушать самостоятельно комаровский. Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

  • 28 Марта, 2019
  • Детки 1-3 года
  • Светлана Фунтова

Все мамы знают, что каждый этап развития малыша имеет свои возрастные рамки, когда малыш начинает самостоятельно сидеть, ходить, появляются первые зубки.

Так, по мнению специалистов, в возрасте полутора лет ребенок должен уметь самостоятельно кушать ложкой. Однако на практике не все так просто. Молодые родители переживают, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников и задаются вопросом, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

Комаровский дает некоторые рекомендации и объясняет проблемы, связанные с этим вопросом. Рассмотрим подробней.

Как выбрать ложечку

Одним из главных вопросов, с которым сталкиваются родители в процессе обучения – какую ложку выбрать.

Обычно используются следующие виды приборов: резиновые, серебряные, пластмассовые, анатомические или железные.

Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но на практике было доказано, что лучше всего начинать приучать ребенка с помощью пластмассовой ложечки. Они легкие, яркие с них удобно есть.

Согласно советам Комаровского, научить ребенка кушать ложкой самостоятельно проще, если приобрести красочный столовый прибор. Ребенок воспринимает его как игрушку и с удовольствием использует во время еды. Когда малыш немного подрастет, пластмассовый прибор необходимо заменить на сделанный из металла.

Этапы процесса обучения

Можно отметить несколько важных этапов, которые дети проходят в процессе обучения самостоятельному умению кушать.

  1. Игра. Ложка, которую взрослые дают малышу, воспринимается им, как новая яркая игрушка. Малыш рассматривает ее, вертит в руках, не особо связывая ее с едой.
  2. Копирование. Ребенок уже осознал предназначение столового прибора, но по причине недоразвитой возрастной координации движения ему не всегда удаются. Часто он не может донести ложку до рта.
  3. Обучение. Малыш целенаправленно может зачерпывать еду ложкой и вполне неплохо кушать, иногда опрокидывая пищу на себя.
  4. Привыкание. Ребенок приобрел достаточный опыт, уверенно держит ложку и самостоятельно может есть простые блюда.

Если ребенок не жует и отказывается есть с ложки

Как говорит доктор Комаровский, научить ребенка кушать ложкой самостоятельно сложно, но нет таких детей, которые бы не научились к 5-6-летнему возрасту жевать и глотать. Жевательный рефлекс есть абсолютно у всех людей, но активируется он в разное время: у одних детей раньше, у других позже.

На вопрос, почему рефлекс не развивается раньше, педиатр отвечает, что мешают этому в первую очередь родители. Излишне опекая свое чадо, они не торопятся давать ему твердую пищу, опасаясь, что ребенок подавится.

В результате в двухлетнем возрасте, когда кроха уже самостоятельно должен есть пищу кусочками, он продолжает получать от родителей перетертую еду.

Нередко педиатры, в особенности старой школы, говорят мамам, что в 9 месяцев малыш должен кушать с ложки, а в 12 месяцев самостоятельно управляться ею и попадать в рот. Якобы это свидетельствует о нормальном нервно-психическом развитии крохи.

В свою очередь, Комаровский категорически не согласен с этим утверждением. Умение владеть ложкой скорее важнее для родителей ребенка и не является крайне необходимым для него самого.

Проще говоря, если малыш ест с ложки, а тем более сам, родители безмерно гордятся собой.

Если же наоборот или, что еще хуже, вообще ее не приемлет, для большинства мам это повод для беспокойства, означающий, что где-то она поленилась, не настояла, не нашла подход.

По факту потребность начать самостоятельно кушать, воспользовавшись ложкой, у ребенка все равно сформируется. В результате он в кратчайшие сроки научится держать и доносить ложку до рта. Поэтому если чадо предпочитает в 9-10 месяцев есть жидкую кашу из бутылки, не нужно упорствовать и принуждать делать это ложкой.

Если ребенок не хочет пищу в виде кусочков

Педиатры предупреждают, что такая проблема часто свойственна детям, находящимся длительный период на грудном вскармливании, а их родители не торопились вводить прикорм. Если же данная проблема актуальна, не стоит искать причины, нужно действовать.

В первую очередь родители должны объективно оценить возможности малыша жевать. Для этого необходимо пересчитать количество зубов ребенка и обратить внимание на их расположение.

Давать малышу бублик или сухарик, зная, что у него всего два зуба, строго запрещено, в особенности если родители не могут оказывать первую помощь. Пары зубов вполне достаточно, чтобы отгрызть кусочек, но их не хватит для пережевывания пищи.

Поэтому рекомендуется придерживаться той же схемы, что и производители готового питания для детей. То есть начать с пюре, затем перейти на пюре с кусочками фруктов или овощей, потом – густая пища однородной консистенции и в завершении – густая пища с твердыми кусочками.

Но и здесь невозможно обозначить строгие возрастные границы, все дети развиваются по-разному.

Если ребенок не ест без мультиков

Это еще одна проблема, с которой сталкиваются родители. Дело в том, что большинство людей привыкло есть, смотря телевизор. Не мудрено, что ребенок, копируя родителей, делает то же самое.

Более того, некоторые мамы заведомо включают мультфильмы, чтобы ребенок послушно открывал рот и съел всю приготовленную для него порцию еды.

Это происходит уже в том возрасте, когда родители еще и не пытались научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

Комаровский настоятельно рекомендует не формировать у детей такой привычки и самим избавиться от нее. Несомненно, так малыш съест больше, что и является главным минусом.

Когда человек во время приема пищи смотрит в свою тарелку, а не в телевизор, у него вырабатывается желудочный сок, необходимый для пищеварения.

Если же он не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве, это может привести к серьезным заболеваниям желудка.

Как вызвать интерес к еде

По мнению Комаровского, научить ребенка есть ложкой самостоятельно проще, если пища вызывает интерес. Мамы малоежек очень часто спрашивают, как вызвать заинтересовать малыша и привлечь к еде? Здесь можно пойти разными путями вот некоторые из них:

  1. Любого ребенка привлекает что-то яркое и необычное, поэтому можно попробовать оригинально оформить блюдо. Можно поступить так: сформировать пищу на тарелке в форме мордашки или украсить цветами и звездами, вырезанными из овощей. Все зависит от фантазии родителей.
  2. Приобрести яркую посуду с рисунком на дне и пообещать малышу, что по мере того, как он будет есть, перед ним откроется картинка.
  3. Исключить перекусы за 2 часа до основного приема пищи и гулять перед едой. Так ребенок успеет проголодаться и будет есть с большим удовольствием.

Советы доктора Комаровского

Научить ребенка пользоваться ложкой можно, обращая внимание на советы Доктора:

  1. Если малыш не жует, а лижет или сосет яблоко или печенье, не стоит спешить перетирать ему еду. Пусть тренируется, пока не поймет, что удобнее и вкуснее откусывать и жевать.
  2. Прикорм лучше давать специальной детской ложечкой, она имеет меньший объем и не затруднит глотание.
  3. Если ребенок категорически отказывается есть ложкой, жевать и глотать, следует пересмотреть режим питания и давать малышу по-настоящему проголодаться.
  4. Приучая ребенка кушать самостоятельно, нельзя настаивать и заставлять.
  5. Чересчур избирательный ребенок в еде – это не голодный ребенок. Не стоит потакать этому, он должен есть то, что ему приготовили. В противном случае нужно подождать, когда он действительно захочет есть.
  6. Нельзя делать за ребенка то, что он вполне может делать сам. Одно дело, кода мама кормит годовалого малыша из ложки и совсем другое, когда 3-летнее дитя просит покормить его.

Причины отсутствия навыка пережевывания

Часто дети при попытках накормить их из ложки отвечают плачем, отворачиваются или выплевывают пищу. Причинами такого поведения могут быть:

  1. Лень. Если можно получить пищу привычным путем, зачем напрягаться и жевать.
  2. Слишком быстрый переход, тогда малыш не понимает, что должен делать с кусочками пищи, попавшими ему в рот.
  3. Во время еды ребенок часто давится, поскольку пища другой консистенции ему не привычна. Однако со временем он приобретает необходимые навыки, разрабатывает жевательный рефлекс и учится делать глотательные движения.
  4. Неправильная техника кормления также может стать причиной отказа ребенка пережевывать пищу. Если мама слишком глубоко вводит ложку в полость рта, у малыша процесс приема пищи ассоциируется с неприятными ощущениями.
  5. Ребенок попусту боится глотать и жевать. Такой реакции всегда есть причина. Возможно, ранее он сильно подавился и очень испугался, взрослые давали из этой ложки невкусное лекарство и так далее. В таких случаях необходима консультация педиатра.

Доктор Комаровский всегда акцентирует внимание на том, что нужно наблюдать за ребенком и не ограничивать его самостоятельности, тогда и процесс обучения будет проходить легче.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.