Комплекс оживления у грудничков. Проявление комплекса оживления младенца

Содержание

Комплекс оживления: в каком возрасте проявляется у ребенка, что такое

Комплекс оживления у грудничков. Проявление комплекса оживления младенца

На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы — это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Чувствуя рядом маму, малыш спокоен и счастлив, он начинает реагировать на мир положительными эмоциями, что является залогом благополучного развития психики.

Определение понятия

Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

  • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
  • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
  • осознанная улыбка, выражающая радость;
  • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
  • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название — «комплекс».

Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Отсутствие комплекса или его запоздание

Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний.

Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга.

Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

Недоношенный ребенок, или перенесший травму при родах, получивший желтуху или страдающий асфиксией, овладевает комплексом в более поздние сроки или не овладевает вовсе.

Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией — улыбаться или хмуриться.

В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

Заключение

Комплекс оживления — это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

Когда и в каком возрасте появляется комплекс оживления у ребёнка, что это такое и что он включает в себя

Комплекс оживления у грудничков. Проявление комплекса оживления младенца

Очень часто молодые неопытные мамочки у своего педиатра спрашивают, нормально ли развивается их ребёнок. Физиологические параметры специалисту будет несложно оценить, ведь для этого существуют определённые показатели и нормы.

С первого дня жизни малыш проявляет разнообразные двигательные реакции. В начальный период такая реакция может вызываться всеми внешними предметами, но с течением времени малыш её начинает направлять на определённый предмет, который появился в его поле зрения. Именно тогда начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка.

В психологии существует несколько толкований понятия «комплекс оживления». Но основным из них является следующее: комплекс оживления — это двигательно-эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого человека.

Комплекс оживления включает в себя:

  1. Реакции ые (вокализация) — младенец к себе привлекает внимание протяжным гулением или короткими громкими вскриками.
  2. Оживлённые движения — ребёнок навстречу взрослому выгибает спинку, двигает головкой, тянет ручки, закидывает ножки и прочее.
  3. Радость младенца начинает выражаться улыбкой.
  4. Сосредоточение зрительное — младенец на протяжении длительного периода пристально рассматривает взрослого, уделив особое внимание его глазам.
  5. В первые секунды контакта ребёнок замирает.

Эти показатели являются основными составляющими, которые все вместе должны проявляться. Именно из-за этого совокупность этих реакций и зовётся комплексом.

В каком возрасте формируется комплекс оживления

В психологии сказано, что при рождении младенец испытывает огромный стресс. Связано это с тем, что окружающая среда, в которую он попал имеет огромное отличие от той, в которой он находился до рождения. Именно сейчас ему всё кажется опасным и новым.

Примерно через 14 дней после рождения младенец начинает осваиваться и привыкать, интересоваться вещами, которые его окружают и фокусировать на них свой взор, узнавать родные голоса, чувствовать безопасность, когда рядом находятся близкие люди.

К концу первого месяца после рождения малыша начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка. Именно в этом возрасте реакции начинают проявляться комплексно, а взгляд на предметы и людей становится более осознанным.

Важным новообразованием в этом возрасте является установление с малышом зрительного осмысленного контакта. Сознательно он ещё не способен отличать лица родителей от прочих лиц. Это он сможет делать только в возрасте 6 месяцев.

После этого времени ребёнок всем подряд перестанет улыбаться и будет более настороженным к незнакомым ему людям. Но именно сейчас он сознательно начинает смотреть в глаза.

В возрасте 2,5 – 3 месяца малыш абсолютно счастлив, он постоянно улыбается, активен и показывает всем своим видом, что желает узнать как можно больше нового.

Постепенно комплекс оживления преобразуется в более сложные поведенческие формы, которые основываются в отдельности на каждой реакции. Примерно это происходит в возрасте 4 месяцев.

Комплекс оживления — это именно тот период, когда максимальным должно быть общение с малышом. Очень важно все свои действия сопровождать речью. В психологии сказано, что именно мамина речевая активность влияет на ребёнка: он будет постоянно одиноким и замкнутым или же станет центром компании.

Если рядом с малышом постоянно молчать, то это чревато ночными кошмарами, дефектами речи и задержкой развития. Главное, не переусердствовать с общением. Малышу требуется отдых.

В норме комплекс оживления малыша длится до 4 месяцев.

После достижения этого возраста реакция малыша меняется, более осмысленным становится поведение, появляются осознанные эмоции и перемены настроения.

Что должен уметь делать ребёнок после 4 месяцев

Очень важно, чтобы кроме развития физического, у ребёнка были следующий ряд навыков:

  1. Умение без помощи взрослого самостоятельно переворачиваться.
  2. Держать головку лёжа на животике.
  3. При помощи взрослого садиться и в таком положении держать головку.
  4. Когда малыша держат подмышки, он должен кончиками пальчиков на ногах отталкиваться от твёрдой поверхности.
  5. Сознательно захватывать предметы и, раскрывая ладошки, похлопывать по ним.
  6. Целенаправленно вместо соски засовывать себе в ротик пальцы или при грудном вскармливании помогать себе ручками.

Чем ребёнок старше, тем меньше заметны его проявления комплекса оживления. Но некоторые реакции становятся более значимыми и осознанными.

Что ребёнок должен уметь

Есть некоторые навыки, которыми должен владеть каждый ребёнок в определённый период развития. К таким навыкам относятся:

  1. Игра в простые эмоциональные игры со взрослыми; узнавание предмета, который ему показывают; удивляться в моменты, когда взрослый то убирает, то показывает игрушку; следить за показанным предметом.
  2. Игра с предметами.
  3. Ощупывание своих волос, рук, лица и прочих частей тела.
  4. Удивляться своему отражению в зеркале.
  5. Откликаться на своё имя гулением или эмоционально. Среди людей выделить того, кто его окликнул и взглядом следить за ним.
  6. Улыбаться на появление нового человека или игрушки.
  7. Произносить звуки, которые похожи на о, а, п, м,б.

Родителям, которые воспитывают первенца, необходимо знать, что комплекс оживления — это явление обязательное, которое у каждого ребёнка должно проявляться. Если же тех реакций, которые были перечислены выше, у малыша не наблюдается, то незамедлительно нужно показать ребёнка специалисту.

Почему важна взаимосвязь родителей и детей

Новорождённый постоянно должен взаимодействовать с людьми, которые ему помогают развиваться психологически. Примерно до 6 месяцев взрослый и малыш взаимодействует на эмоциональной основе с помощью разнообразных реакций.

Общение эмоциональное происходит с помощью разнообразных движений, соответствующих определённой эмоции, при этом применяются интонации голоса, позы и мимика.

Когда малыш достиг возраста 6 – 8 месяцев, приходит следующий этап общения ребёнка с внешним миром и родителями, а также людьми, которые его окружают. Этот этап зовётся ситуативно — деловой.

В этот период вместе с эмоциональными проявлениями появляется взаимодействие с окружающими предметами.

Из-за активного взаимодействия со взрослым человеком на первом этапе своей маленькой жизни ребёнок развивается психологически и переходит на новый уровень своего формирования. Общение систематическое помогает стимулировать сферу ребёнка эмоциональную: так он скорее познаёт окружающий его мир.

Общаться кроха с родителями должен с первого дня жизни. Это общение наиболее продуктивно, пока у малыша не развились формы восприятия предметного.

Со временем малыш начинает проявлять интерес к предметам, которые его окружают: он для себя открывает их новые свойства и более активно действует.

Но делать это ему самостоятельно сложно, именно по этой причине взрослый обязан помочь познать ребёнку мир, который его окружает. Только так малыш будет развиваться правильно и быстро.

В этот период жизни создаются предпосылки для нормального развития и формирования младенческой психики и психологии.

Что происходит после комплекса оживления

Комплекс оживления занимает небольшую часть жизни ребёнка. Заканчивается он примерно в 4 месяца. Именно сейчас между родителями и малышом закрепляется надёжная связь. В этот период дети очень активные: они много двигаются и улыбаются. В этот период общение ребёнка со взрослым человеком способствует правильному развитию и формированию у ребёнка слуха, речи и памяти.

Очень быстро малютка развивается и очень скоро начинает понимать, что маму можно позвать звуками, а не только плачем. Он не только улыбается, но и начинает громко смеяться, движения его становятся более осознанными, а не хаотичными.

Бывают ситуации, когда период комплекса оживления затягивается. В таких случаях мама должна обращать особое внимание на особенности в развитии своего чада. Это может быть признаком недостаточного количества внимания с родительской стороны или же неполноценного развития. Для установления причины стоит показать малыша специалисту.

Если малыш достиг возраста в 5 недель, но нет никакой реакции на появление родителей, вздрагивания при громком шуме, это может быть признаком патологии в формировании зрения и слуха. Если малышу 4 месяца, но на маму он реагирует, только когда она находится рядом, это указывает на нарушение психомоторной функции и проблемы с развитием.

Комплекс оживления у грудничков

Комплекс оживления у грудничков. Проявление комплекса оживления младенца

› Развитие ›

У дитя в первый год жизни быстрыми темпами идет и физическое, и психическое развитие. Все мамы трепетно следят за прибавками в росте и в весе и сверяют моменты овладевания двигательными навыками с нормами и развитием знакомых детей. Но как отследить, правильными ли темпами происходит психическое развитие крохи?

Психическое развитие малыша также проходит по определенному графику, и первым проявлением его у ребенка становится так называемый «комплекс оживления». Отследив время его появления, вы сможете понять, правильно ли развивается нервная система младенца и созревает его психика.

Когда он появляется?

В норме комплекс оживления должен появиться у грудничка к 2,5 месяцам.

До этого срока развитие психики ребенка постепенно нарастает: кроха начинает лучше видеть и слышать, узнает родных и испытывает первые свои привязанности к людям.

Дитя, заметив движение или услышав голос, поворачивает головку в сторону источника звука или движения, внимательно следит за вами, вглядывается и вслушивается.

К шести неделям грудничок начинает улыбаться, завидев или услышав вас. Это — первое общение ребенка с вами в начальный период. Развитие психики и постепенное снижение тонуса мышц к 2,5 месяцам позволяет младенцу выражать свои эмоции и «разговаривать» с близкими иначе, более ярко и выразительно — с помощью проявления комплекса оживления.

Как он проявляется?

Проявление эмоций и желание общаться с близкими у младенца не зря названо «комплексом», ведь он состоит из целой группы чувственных, психологических и двигательных реакций.

  1. Сначала грудничок словно замирает. Глазами он пристально сосредотачивается на появившемся в помещении взрослом.
  2. Узнав близкого человека, младенец эмоционально оживляется. Он начинает широко улыбаться.
  3. Затем «запускается» двигательная активность ребенка. Дитя радостно и словно бесконтрольно вскидывает конечности и начинает ими двигать. Его спинка выгибается, и к общей картине добавляются покачивания головы.
  4. Дополняют картину комплекса оживления радостные вскрики ребенка — он может певуче гулить, отрывисто произносить гласные или повторять звукосочетания (в зависимости от уровня его развития речи).

К четырем месяцам этот комплекс начинает распадаться на отдельные составляющие, которые перерастают в новый период в иные формы поведения малыша.

Двигательная активность может перерасти в протягивание ручек к маме с призывом взять его из кроватки, гуление развивается в артикуляционные игры младенца, а эмоциональная реакция крохи на появление близких становится ярче — радостная улыбка превращается в счастливый хохот и восторженные вскрики.

Если комплекс оживления не появился?

Поскольку комплекс оживления — практически первая из ступеней психического развития дитя, запаздывание его появления на долгий срок или же полное его отсутствие в этот важный период будет говорить о наличии у малыша патологических состояний нервной системы.

Если к 10-12 неделям у грудничка не замечен комплекс оживления младенца, он не машет радостно ручками и ножками при вашем появлении, не узнает вас и не улыбается при вашем появлении, — обратитесь к психоневрологу. Замедление психического развития или отсутствие эмоциональных составляющих при общении с близкими у ребенка в этот период может сигнализировать о наличии у него задержки развития или даже аутизма.

Отсутствие комплекса оживления — это не приговор. Вместе со специалистом вы поможете малышу занятиями и терапией скорректировать темпы созревания его нервной системы.

Как помочь психике грудничка развиваться?

Безусловно, мы должны помогать нашим детям развиваться и все силы прикладывать, чтобы темпы овладевания двигательными навыками и психического созревания были близки к норме. Психологическое развитие детей тесно связано с общением, ведь даже самый первый знак того, что кроха развивается правильно — комплекс оживления — это по сути своей взаимодействие грудничка с близкими.

Детские психологи долго изучали комплекс оживления, его компоненты, наблюдали и экспериментировали с тем, что заставляет его проявиться в период младенчества, и пришли к следующим выводам:

  1. Активность ребенка обратнопропорциональна активности родителей. То есть, если взрослые «суховато» относятся к малышу в период становления комплекса, не проводят все свое время рядом с ним, комплекс оживления у младенца проходит чаще и ярче. Он словно привлекает внимание к себе, просит общения. И наоборот, при постоянных контактах с родителями, чрезмерной их активности и ласке, грудничок будет редко проявлять эмоции таким образом, и его младенчество может пройти с минимальной демонстрацией такого явления, как комплекс оживления.
  2. «Тиранические» методы воспитания ребенка, когда родители намеренно игнорируют плач малыша, чтобы его не разбаловать, приводят к угнетению темпов психического развития грудничка. Толчками для формирования психики служит ежедневное общение малыша с родителями в период младенчества. Лишенный близости, грудничок будет развиваться медленней и с вероятными отклонениями.
  3. Модель общения, которую ребенок будет использовать в детстве и во взрослой уже жизни, корнями уходит в младенчество, именно — первые 4-5 месяцев. Капризные и требующие активного общения дети вырастают из малышей, которым этого взаимодействия в свое время «не додали», а замкнутые и избегающие общества — из грудничков, пребывание со взрослыми у которых было чрезмерным.

Как видно, психологическое развитие малышей в период младенчества проходит по очень тонкой грани, и важно правильно себя повести, чтобы ребенок вырос нормальным, общительным и в меру открытым для мира.

  • С самого рождения крохи общайтесь с ним при смене подгузника, купании и прогулках;
  • заметив, что младенец увлечен чем-то своим — предоставьте ему время для свободных действий, не навязывайтесь;
  • при проявлении комплекса оживления старайтесь отвечать грудничку, но не перегибая палку: в ответ на улыбку улыбнитесь, на гуление — скажите что-то ласковое, на движения — помахайте крохе рукой;
  • развивайте компоненты, составляющие комплекс оживления, в отдельные проявления: двигательную активность постепенно перенаправляйте в осознанные движения посредством игр, а гуление младенца — в «речевое» общение с вами.

Комплекс оживления у грудничков Ссылка на основную публикацию

Комплекс оживления новорожденного

Комплекс оживления у грудничков. Проявление комплекса оживления младенца

Все мы не раз слышали о комплексе оживления младенцев, и вроде бы знаем, что это такое и как он проявляется. Но вопросы и непонимания все-таки терзают родительскую душу.

Давайте разбираться детально. Начнем с того какие характеристики входят в интересующий нас комплекс.

  • младенец замирает в 1ые секунды общения;
  • младенец зрительно сосредотачивается – как бы «рассматривает», взгляд направлен на лицо «собеседника», он долог и пристален, наибольшее внимание уделяется глазам;
  • улыбка (уже) – показатель радости;
  • оживленные движения – ручки тянуться, головка двигается, ножки вскидываются, спинка выгибается;
  • все вышеперечисленные действия сопровождаются вокализацией, т.е. ыми реакциями, вас привлекают возгласами и гулением.

Комплекс на то и комплекс, все данные реакции должны происходить совокупно.

Когда же развивается комплекс?

Период формирования комплекса оживления начинается к концу первого месяца. Вы скажите, что реакции оживления были и раньше. Да, малыш реагировал на любые раздражители. Но только сейчас его реакции комплексны.

Важно установить с малышом разумный контакт глаз. Ребенок в данном возрасте осознанно смотрит в глаза.

Малыш пока еще не умеет отличать лица знакомых от незнакомцев (обладание этим умением придет только к середине 1ого годика). Позже ребеночек будет насторожен при виде неизвестных людей.

В период четырех месяцев комплекс оживления модифицируется в другие формы реагирования, более сложные, они основаны на каждой отдельно взятой.

В чем же смысл комплекса оживления младенца?

С помощью данного комплекса малыш постепенно становится начинателем и побудителем общения! Малыш может заранее «сказать» родителю о своих желаниях и нуждах. Малыш постепенно попадает в среду общения, которая необходима для стимуляции развития психических функций.

Хочу отметить, как только малыш становится инициатором, позвольте ему им быть! Есть тревожные и невротичные родители, которые готовы чуть ли не спать у детской кроватке, они угадывают все желания малыша, даже если тот и не успел о них заявить. Малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, даже не надо стараться и просить об этом.

В будущем могут появиться проблемы в инициативностью в целом. Но я не говорю, что стоит забросить малыша полностью. Запомните, не впадайте в крайности, будьте разумны, подходите ко всему с умом. Все нужды и желания малыша следует удовлетворять в нужное время и в нужном объеме. Но не предугадывайте их!

Обратите внимание! Если перечисленные реакции не появляются в нужное время – это, может быть, тревожный колокольчик. К примеру, если реакции комплекса не появляются до десятой недели, это может свидетельствовать о ЗПР или аутизме. Своевременно обращайтесь к врачу.

Комплекс оживления является той пограничной зоной, после которой заканчивается этап новорожденности, и начинается период развития психических функций малыша.

Данное развитие, как я отмечала ранее, строится с помощью взаимодействия и общения с взрослым.

Как мы уже определили, комплекс оживления – это способ коммуникации с взрослым миром. Данное общение, естественно, зависит от ситуации.

К примеру, если взрослый не обращает внимания на малыша, тот в свою очередь, чтобы привлечь взрослого использует комплекс оживления, машет ручками, «приманивая» взрослого к себе.

Или же наоборот, взрослый активен с малышом, как следствие комплекс не такой оживленный, как в первой ситуации.

Кульминация комплекса оживления!

Самый большой прилив счастья приходится на возраст трех – четырех месяцев. Только малыш услышит голос мамы, как активно начинает издавать разные звуки, двигаться, улыбаться. Обратите внимание на рекламы с детками, чаще всего мы видим именно малышей в таком возрасте. Малыш всегда весел, улыбчив и производит волшебные впечатления.

На данном этапе активно укрепляется связь малыш – родители. Некоторые родители говорят о том, что именно в данный период они испытали самое сильное чувство любви к своему чаду.

Есть ли улыбки после комплекса оживления?

Данный период совсем недолгий. Развитие требует более сложных форм реакции, и на смену данному комплексу приходят другие формы поведения. Данная смена происходит в возрасте четырех – пяти месяцев.

Теперь маленький знает, что позвать родителя можно, не только при помощи плача, но и при помощи других звуков. Улыбка становится звонким смехом. Движениями он начинает управлять. Осознанно изучает свое маленькое тельце и мир вокруг него.

В этот период малыш радуется не только маме – папе, но и другим близким людям. Также его радость вызывают игрушки!

Дорогие родители, обратите ваше внимание!

Случается, что комплекс проявляется с опозданием или же вообще не появляется. Это сигналы! Отреагируйте их, пожалуйста.

Если маленький не активничает в пять недель, не имеет фокуса на лице, не имеет реакции на голос, нет вздрагивания при резком и громком звуке, вероятно, что малыш имеет проблемы с развитием слухового и зрительного анализаторов.

Если маленький в четыре месяца реагирует на взрослого только в том случае, когда он наклонился к ребеночку почти впритык, или, увидев издали не активничает, то, возможно, он имеет проблемы с психомоторикой. Обратитесь к специалисту.

Задача для вас, дорогие мамы и папы, делайте так, чтобы максимально часто вызывать у малыша реакции оживления, всегда говорите с ним, проявляя любовь и заботу!

Растите большими и здоровыми.

Комплекс оживления младенца – определение, признаки

Комплекс оживления у грудничков. Проявление комплекса оживления младенца

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека.

Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития.

В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений.

Следует понимать, что он еще не умеет собой управлять, даже ручками и ножками, не способен фокусировать взгляд и понимать все происходящее.

Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит.

Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно.

Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Все эти стадии развития являются важными и значимыми в формировании будущей личности. Каждый младенец должен быть эмоциональным и ярко проявляющим свои ощущения на первом году своей жизни. Для чего это нужно? Для того чтобы обучаться новым навыкам, моделям поведения, осваивать свой организм, быстрее адаптироваться к новому миру.

Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях.

До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.

Комплекс оживления младенца

Как можно повлиять на развитие комплекса оживления младенца? С первых дней его жизни не следует вступать в активное взаимодействие с ним. Малыш пока очень много спит и просыпается, чтобы покушать, что хорошо для его эмоционального и физического развития. На это время ему нужно обеспечить покой, уют и тепло. Когда малыш нуждается во внимании, следует ему его уделять.

В первый месяц не следует его привлекать яркими игрушками и громкой музыкой. Достаточно обычного общения и совместного времяпрепровождения. Уже в последующем можно будет прибегать к подобным мерам.

Комплекс оживления можно распознать по:

  • Зрительной остановки глаз на предмете или человеке.
  • Зрительному изучению предмета или человека. Если малыш смотрит на человека, то концентрируется на глазах.
  • Появлению улыбки на лице, которая указывает на радость малыша увиденному.
  • Активным движениям, которые возникают и указывают на заинтересованность малыша тем, на что он смотрит. Он может вскидывать ручки, двигать ножками, прогибать спинку и пр.
  • Голосовым выкрикам, которыми малыш привлекает к себе внимание.

Все симптомы должны проявляться в комплексе, что и характеризует сам комплекс. Они одновременно в одном промежутке времени проявляются, указывая на то, что развитие малыша происходит соответственно его возрасту.

Однако следует понимать, что малыш подобным образом реагирует на то, что ему знакомо: на людей, которые за ним постоянно ухаживают (мама, папа и пр.), и на предметы, с которыми он постоянно до этого игрался.

Если у малыша имеются какие-то неврологические нарушения, тогда возможна задержка в проявлении комплекса оживления малыша. Реакции могут возникать не одновременно, а частично. В данном случае можно проконсультироваться с детским неврологом, чтобы он посоветовал, как можно устранить проблему.

  1. Первые 2 недели сопровождаются концентрацией внимания малыша на предметах, с которыми он постоянно контактирует.
  2. Уже к концу первого месяца он начинает различать отдельные звуки и понимать, откуда они идут.
  3. Через несколько недель после этого малыш начинает осваивать каждый навык по отдельности и совершенствовать его.

Комплекс оживления сначала мало развит. Ребенок поначалу может улыбаться абсолютно всем людям, не различая, кто его мама, а кто — незнакомый человек. Однако в середине первого года жизни он уже начинает различать лица. Эмоции будут проявляться в зависимости от ситуации и эмоционального настроя, в котором малыш постоянно пребывает.

Если комплекс оживления не возникает в нужное время, следует задуматься над причинами данной проблемы. Может оказаться, что у него развиваются серьезные отклонения, например, задержка психического развития или аутизм.

Родителям рекомендуется как можно чаще и больше общаться с малышом. Однако не следует ждать от него определенных действий и проявлений. Следует позволить ему быть свободным в своих проявлениях, выражать эмоции тогда, когда ему хочется, и делать то, что хочется. Другими рекомендациями будут:

  1. Показывать ему свои эмоции, на которые он будет отвечать аналогичным образом.
  2. Окружать его интересными игрушками, на которые малыш с удовольствием реагирует.
  3. Постоянно включать в его окружение новые предметы: игрушки, развивающие коврики и пр.

Чем полезен комплекс оживления в итоге?

Возникает вопрос, зачем природа дала человеку такое явление, как комплекс оживления, с  которого начинается его эмоциональное и психическое развитие. Ответом может быть лишь генетическая особенность человеческого существа, которое именно таким образом начинает впервые контактировать с окружающим миром, следить за внешними реакциями и отмечать собственные особенности.

Многие ученые отмечают, что чем раньше и полноценнее проходит этап формирования комплекса оживления, тем выше уровень IQ человек проявляет в будущем. Мы же обратим внимание на то, что не только интеллектуальный уровень важен для достижения успеха в жизни, но и EQ – эмоциональный интеллект. Данный показатель считается более важным в достижении успеха.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека управлять и понимать не только свои эмоции, но и понимать и формировать нужные эмоции у окружающих. Поскольку современными успешными людьми становятся те, кто умеет налаживать полезные связи и контактировать с другими, комплекс оживления становится первой стадией на пути формирования EQ.

Комплекс оживления – это начало проявлений своих эмоций и понимание эмоций окружающих, первый контакт с окружающим миром на уровне эмоций, а не физиологии.

Если ребенок вовремя начинает развиваться в данной области, тогда постепенно навыки совершенствуются.

Он обучается не только физическому воздействию на окружающий мир, но и эмоциональному проявлению себя, взаимодействию с людьми на уровне чувств и эмоций.

Становлению эмоциональной сферы ребенка способствуют родители, которые должны следить за окружением малыша и ситуациями, с которыми он сталкивается в первые моменты своей жизни.

Важность комплекса оживления

Комплекс оживления у грудничков. Проявление комплекса оживления младенца

Большинство родителей даже не подозревают, что такое комплекс оживления. Это специальный чувствительный, двигательный и эмоциональный ответ ребенка, который направлен на взрослого. Этот комплекс определяет конкретный период жизни младенца, его формированию доктора уделяют повышенное внимание.

Комплекс оживления присущ детям в младенческом возрасте

Описание

Комплекс оживления не является собранием конкретных жестов и действий. Это метод младенца контактировать со взрослым человеком. Для того чтобы завлечь взрослого человека, малыш начинает трясти ручками и ножками, выдает звуки. Наиболее энергично ребенок это совершает, когда его игнорируют.

В первый месяц жизни младенец находится в своем личном пространстве и почти не проявляет отношения к окружающему миру.

Рождение является источником огромного нервного перенапряжения для малыша, поскольку он оказывается в неизвестном месте, в котором возникают необычные звуки, освещение, непривычный температурный режим.

В момент новорожденности мамочке необходимо почаще брать младенца на ручки, поскольку лишь у нее он ощущает себя в безопасности. У младенца в этот момент эмоции появляются на исходе первого и истоке второго месяца жизни.

В этот период чадо уже может фокусироваться на объектах, энергично откликается на голос и говор взрослого. При близком контакте с родителями у крошки формируется комплекс оживления, реакция на взрослого — это свидетельствует о том, что закончился этап новорожденности, малыш перемещается в другой период своей жизни и комплекс оживления появился.

Развитие

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте со второго месяца жизни. Проявления на внешние раздражители появлялись и прежде, но сейчас они возникают в комплексе. Такой комплекс у ребенка со временем модифицируется в довольно сложный характер действий оживления, организованный на каждом проявлении отдельно. Это возникает приблизительно в четырехмесячном возрасте.

Комплекс оживления у младенца обладает инициативной функцией, которая сконцентрирована на взаимные действия со взрослым человеком. Вдобавок эта функция является ключевой в расположении к эмоциональной функции.

Обнаружение этого в комплексе оживления у ребенка представляет особое значение в науке, так как подтверждает, что младенец на втором месяце жизни осваивает умение общаться со взрослым и что эта взаимосвязь — основное действие оживления до шести месяцев жизни.

Проявления

Комплекс оживления младенца заключает в себе следующее:

  • застывание во время контакта со взрослым в течение нескольких секунд;
  • визуальный контакт — разглядывание взрослого человека, продолжительный, сосредоточенный взор, который сфокусирован на лице, повышенный интерес ребенок проявляет к глазам;
  • смех и улыбка реально обозначает восторг младенца;
  • оживление в действиях — новорожденный поднимает ноги, вытягивает руки, шевелит головой, изгибает спину ко взрослому человеку;
  • звуковые проявления — младенец завлекает внимание пронзительными, непродолжительными возгласами или долгим лепетом.

Это главные составляющие комплекса оживления, которые обязаны выражаться в совокупности. Собрание проявлений именуется комплексом.

Смех младенца — явный признак оживления

Стадии

Малыш подрастает, и у него возникает потребность контакта — это его первичная общественная необходимость. Младенец формируется, и в этот период комплекс оживления включает ряд стадий.

  1. Первичная стадия комплекса оживления именуется застыванием. Подобным способом малыш откликается на внешние факторы. Проявляется в начале второго месяца.
  2. Вторая стадия комплекса оживления — фокусирование. Берет начало на третьем месяце и проявляется энергичностью. Малыш применяет для контакта с окружающей средой определенные проявления (отзывается на улыбку, действиями завлекает взрослых, попавших в обозрение).
  3. Третья стадия комплекса оживления у ребенка именуется лепетом, смехом и усмешками. Подобным способом младенец делает попытки выразить свои позитивные эмоции.

Более энергично младенец развивается в первом полугодии, если на этом этапе жизни он получит в достаточной степени заботу и внимание от близких, то его психическое формирование будет нормальным.

Ребенок будет энергичным, веселым, бодрым, рано начнет лепетать и смеяться — это показатель верного развития младенца. Если ребенок обделен вниманием, то у него наступает пассивность или он постоянно кричит. Его интеллектуальное и физиологическое формирование затормаживается.

Дети, которые чувствуют нехватку общения, предрасположены к неврозам, психическим расстройствам.

Необходимость контакта

Кроме проявления эмоций, комплекс оживления у ребенка играет роль функции взаимосвязи со взрослыми, что подтверждается тем, что, исходя от условий, ребенок может увеличивать или тормозить одну или другую его составную часть.

Младенцу нужно непрерывное общение с человеком, которое способствует его психологическому формированию. Примерно до полугода общение ребенка и взрослого человека осуществляется на основании эмоций, сопровождающихся различными проявлениями.

Чувствительный контакт осуществляется благодаря разным действиям, которые отвечают конкретным эмоциям: применяются жесты, тон голоса.

Когда ребенок достигает возраста 6-8 месяцев, начинается следующая стадия его контакта со средой обитания и близкими — ситуативно-деловое общение. В этот момент наравне с эмоциями возникает манипуляция с предметами.

Вследствие энергичного общения со взрослыми в первые месяцы младенец психически формируется и перемещается на следующие стадии своего развития.

Но самому совершать это ему тяжело, отчего взрослый человек обязан помогать ребенку в познании окружающей среды. Благодаря этому младенец будет стремительно и безупречно формироваться.

На этой стадии основываются предпосылки для естественного развития психики ребенка.

Общение со взрослыми важно в первые месяцы жизни

Смысл явления

Комплекс оживления предоставляет младенцу право быть основоположником контакта. В психологии говорится, что отныне ребенок может:

  • издали заприметить приближение человека;
  • уловить голос;
  • завлечь внимание;
  • оповестить о конкретных нуждах.

Таким образом младенец вливается в процесс взаимосвязи, оказываясь в окружении, которое способствует психологическому и эмоциональному формированию.

Необходимо обозначить тот факт, что, если ребенок пытается проявить инициативу, стоит дать ему эту возможность. Некоторые родители не отходят от ребенка ни на минуту, пытаются по первому звуку, который издал ребенок, удовлетворить его потребности.

Младенцу нет нужды напрягаться, чтобы привлечь внимание, это может неблагоприятно отразиться на активности и предприимчивости. Однако это не означает, что не надо обращать на ребенка внимания вообще.

Все нужды нужно выполнять в свое время и полностью для формирования у ребенка хорошего самочувствия, но не стоит пытаться их предвидеть.

Благодаря комплексу младенец учится привлекать внимание взрослых

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются.

Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам.

Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

В отдельных случаях формирование комплекса оживления может затормаживаться. Это может означать неправильное формирование или нехватка ухода и заботы со стороны близких.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора.

Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата.

Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще.

То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе.

Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.