Конспект клубный час для родителями в доу. Конспект мастер-класса для педагогов

Содержание

Родительский клуб в детском саду, план работы, темы, конспекты

Конспект клубный час для родителями в доу. Конспект мастер-класса для педагогов

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

  1. Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, педагог не только указывает, что нужно проработать дома, но и как (!) это сделать.
  2. Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
  3. Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов последних. Например, если ребёнок второй младшей группы (3–4 года) при подготовке к утреннику на Новый год отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его. А тем более угрожать или шантажировать («Никаких машинок на Новый год, если не будешь учить!»). Выявив с помощью воспитателя текущие интересы малыша, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
  4. Популяризация работы ДОУ в родительской среде. В последние годы из-за социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют (!) в ней.

    Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы.

Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер».

Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Участники родительского клуба:

  • слушают консультации узких специалистов;
  • задают педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

  • заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;
  • клуб чтения, где родители читают и обсуждают психолого-педагогическую литературу;
  • психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
  • мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
  • тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
  • практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, пальчиковые игры в первой младшей группе);
  • решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта);
  • обмен опытом (доклады из первых уст об успехе в решении какой-либо психолого-педагогической проблемы);
  • проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений).В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия

Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам.

За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов.

В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей

. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция

Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

Автор — Малашкина Е.С., педагог-писхолог, Россия.

: из опыта заседания одного родительского клуба

Для успешной учебно-воспитательной деятельности ДОУ необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Работа семейного клуба в целом имеет существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми.

В частности, заседания клуба позволяют обсудить и разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных условий для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и физического развития дошкольников.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Видеть прекрасное»

Конспект клубный час для родителями в доу. Конспект мастер-класса для педагогов

4   0   2863

Задачи: создать атмосферу творческого поиска; содействовать повышению педагогической компетентности воспитателей ДОУ; развивать творческое воображение педагогов, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.

Материал и оборудование: видеопроектор, пластиковые стаканчики, гуашь, шампунь или жидкое моющее средство, кисточки, трубочки для сока, мелкая соль, клей, разные открытки, листы бумаги чёрного (синего) и белого цвета формата А4 по количеству участников, вода, мольберты, аудиозаписи: «Времена года. Зима» А. Вивальди, «Зимняя сказка» Р. Паулса, «История любви» П. Мориа, песня «Приходи, сказка» (сл. Ю. Кима, муз. В. Дашкевича).

Ход мастер-класса

Ведущий (В.). Приветствую вас, уважаемые коллеги! Нашу встречу хочу начать словами Луизы Невельсон: «Я никогда не чувствовала возраст… Если у вас творческая работа, у вас нет ни возраста, ни времени».

Рисовать, лепить, творить любит каждый ребёнок. Взрослые — это те же дети, и мы с вами не исключение.

Творчество — явление уникальное! Многие педагоги и психологи придают большое значение занятиям художественным творчеством во всестороннем развитии личности человека. Творить и видеть прекрасное — этому и мы учим детей. Для этого существуют разные способы, одним из них является сказка.

Давайте скажем вместе: «Раз, два, три — сказка, двери отвори!»

Звучит песня «Приходи, сказка» (сл. Ю. Кима, муз. В. Дашкевича).

В. Сказка двери нам открыла,

Всех нас в гости пригласила.

«Сказка про соль, кисточку и клей»

Встретились где-то однажды

Кисточка, соль и клей.

Решили они подружиться,

Чтобы жилось веселей.

И сказал тут клей: «Друзья,

Всё умею клеить я!»

А ещё хочу сказать:

«Я умею рисовать!»

Соль добавила: «Отлично!

Нарисуем мы пейзаж.

Сверху солью сыплю лично —

Снег получится у нас!

Заискрится снежной пылью,

Заиграет серебром!

И полянки, и деревья

Припорошу я снежком!»

Кисточка тут улыбнулась:

«Вам скажу я, не тая,

Наш рисунок станет чудом!

Я ж волшебница, друзья!»

И взялись они за дело,

Стали дружно рисовать:

Зимний лес, реку и поле —

В общем, глаз не оторвать!

В. Клей, кисточку, соль возьмём — и творить начнём. Но сначала проведём пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

«В жарких странах»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

То увижу там шакала,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона,

Носорога и павлина!

(Поочерёдно загибают пальцы.)

Хорошо живётся им:

Не бывает снежных зим!

(Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны.)

Звучит музыка «Времена года. Зима» А. Вивальди.

Участники на бумаге чёрного или синего цвета рисуют клеем зимний пейзаж, посыпают его мелкой солью, затем стряхивают лишнюю.

В. Теперь нас ждёт вторая сказка.

Сказка «Разноцветная палитра»

В разноцветных баночках

Жила-была гуашь,

И с кисточкой болтала,

Рисуя пейзаж.

«Какая вы насыщенная!» —

Ей говорила кисть.

Гуляя по альбому

То в сторону, то вниз.

«Вы заходите чаще, —

Гуашь ей отвечала. —

Белилами и синей

Вас угощу сначала.

А после нарисуем

Отличнейший плакат.

Пускай наш друг-художник

Сегодня будет рад».

М. Балаева

В. Мы теперь продолжим эту сказку. Кроме гуаши и кисточки приготовим пластиковый стаканчик, шампунь или моющее средство и трубочку.

Этапы выполнения работы:

  1. Возьмём пластиковый стаканчик. В него наливаем чуть-чуть шампуня или моющего средства.
  2. Добавляем гуашь и перемешиваем.
  3. Опускаем трубочку для сока в стакан и дуем пока над ним не поднимется мыльная «шапка».
  4. Берём лист бумаги формата А4 и прикладываем к стаканчику с мыльной «шапкой». Так можно сделать несколько раз, в зависимости от вашего творческого замысла.
  5. Вот такие отпечатки получаются на листе бумаги. (Демонстрирует.)

Пока они будут сохнуть, мы с вами немного разомнёмся.

Физкультминутка

В. Приступаем к работе. Проявите ваши творчество, фантазию и дорисуйте свои картины.

Звучит музыка «Зимняя сказка» Р. Паулса.

В. Хочу вам предложить при помощи открыток создать композицию или натюрморт.

Работа педагогов-участников мастер класса.

В. Предлагаю оформить выставку ваших работ на мольбертах.

В завершение нашей встречи предлагаю поиграть в хороводную игру.

Участники, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

Останавливаются и повторяют движение, которое показывает ведущий (например, знак приветствия, рукопожатие соседу слева, затем рукопожатие соседу справа, аплодисменты).

В. Вот сколько друзей мы нашли в нашей творческой мастерской! Спасибо вам за внимание!

Л. Забенько

«Игровой массаж и самомассаж» конспект мастер-класса для педагогов

Конспект клубный час для родителями в доу. Конспект мастер-класса для педагогов

автор:

Тихонова Наталья Евгеньевна

Воспитатель МАДОУ «Золотой ключик»

Палкина Елена Александровна

Воспитатель МАДОУ «Золотой ключик»

«Игровой массаж и самомассаж» конспект мастер-класса для педагогов

 «Игровой массаж и самомассаж»

Цель

повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по применению игрового массажа в практике работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

— познакомить педагогов с понятием «игровой массаж» и «самомассаж»; 

— обозначить положительное влияние игрового массажа и самомассажа на физическое развитие детей дошкольного возраста;

— повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике работы с детьми элементов игрового массажа и самомассажа;

— способствовать сплочению коллектива педагогов.

Оборудование:  листы «Рефлексия», карандаши.

Участники мастер-класса: 

педагоги, администрация ДОУ, родители.

Ход мастер-класса

«Рука у каждого человека таит в себе чудодейственную силу излечения болезней». 

Анаксагор

Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет о физическом развитии детей дошкольного возраста.

К сожалению, в последние годы мы видим тенденцию ухудшения здоровья детей. Причин тому великое множество, а мы поговорим о том, как создать условия для сохранения здоровья подрастающего поколения. 

Как известно, основы гармоничного развития закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. 

В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который является прекрасным средством профилактики различных заболеваний.

На первый взгляд, этот метод может показаться сложным, но на самом деле овладеть массажными приемами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку.

В результате регулярных занятий массажем здоровый ребенок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми приемами игрового массажа.

Практическая часть.

Условно массаж можно разделить на виды: 

— массаж лица и ушных раковин.

— массаж рук и пальцев рук:

  • самомассаж в игровой форме с проговариванием стихов;
  • многочисленные пальчиковые гимнастики;
  • массаж рук и пальцев рук  помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов или каштанов;

 — массаж тела и ног:

  • массаж специальными и самодельными массажерами;
  • растирание массажными рукавичками;
  • массаж руками друг друга;

— массаж стоп:

  • ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
  • самомассаж стоп;
  • катание стопами различных предметов (гимнастическая палка массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажёры);

Остановимся подробнее на некоторых из них.

В игровой форме мы знакомим детей с «волшебными точками», воздействие на которые помогает повысить сопротивляемость организма в период роста заболеваемости.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальчиков, слегка надавливая или легко поглаживая.

(звучит запись любой бодрой музыки, участники делают самомассаж).

Ручки растираем

Дети потирают ладони.

И разогреваем,

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

 Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают

 Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем

 Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками

 Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Благодаря исследованиям  мастеров Востока мы знаем, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки  всех органов, их ещё называют биологически активными точками.

Продемонстрируем этот вид массажа на наших ладошках!

«Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую.

Палец большой- Поочередно массируют каждый палец.

Это гусь молодой, 

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот. Прикасаются ко рту, потом к животу

Вот!Вытягивают ладошки вперед.

Детям очень нравится делать массаж друг другу. А стихи под веселую музыку легко запоминаются и доставляют массу удовольствия.

Предлагаю вашему вниманию массаж спины «Дождик»

(под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Инструментом, с помощью которого выполняются манипуляции, являются руки, однако иногда могут использоваться мешочки с крупой или песочком, кисточка, резиновый ежик, поролоновая губка, игрушечная машинка, кусочки ваты, бумажные листочки, и другие материалы, а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок, стишков или прибауток.

Так, например, детям очень нравится массаж перышками от Е. Железновой.

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Смотрите, какое перо я нашла

Оно по ладошке тихонько ползёт

Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,

И шейку оно очень нежно ласкает.

Куда полетит — интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,

Одно и другое немножко щекочет

Но пёрышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

(в соответствии с текстом песенки участники делают массаж вырезанным из бумаги или декоративным пёрышком)

В завершение хочется отметить, что педагог должен использовать любую свободную минуту во благо ребенка. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т. е. в каждую свободную минутку. Продолжительность их невелика (всего 2-3 мин), а оздоровительный эффект очень большой.

На этом наша встреча подошла к концу. 

Рефлексия.

Небольшая просьба, напишите, пожалуйста, на этих листах небольшой рефлексивный отчет.

Спасибо за внимание!

Рефлексивный отчет1.Какое значение имеет игровой массаж для детей?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Какие виды игрового массажа вам хотелось бы применить на практике?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за сотрудничество!

«Игровой массаж и самомассаж» конспект мастер-класса для педагогов

Мастер-класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социо-игровые технологии» ⋆ Планета Детства

Конспект клубный час для родителями в доу. Конспект мастер-класса для педагогов

Цель: Демонстрация системы педагогической деятельности по взаимодействию с родителями дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер — класса с методами и приёмами социоигровой технологии, применением их при взаимодействии с родителями дошкольников.

2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии.

3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство участников мастер — класса с социо-игровой технологией и ее применением в практике работы воспитателя ДОУ.
  2. Создание условий для обретения педагогами своего собственного профессионального стиля, который позволил бы укрепить партнерство детского сада и семей дошкольников.
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ход мастер – класса:

Введение

Сегодня я хочу представить вам  технологию,  применяемую нами для работы с коллективом родителей в группе. Технология называется   «СИТ – социо-игровая технология».

Новизна  использования данной технологии заключается в том, что разработана она для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И впервые она применяется для работы со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.

«СИТ – социо- игровая технология» — сам термин «социо- игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо — игровая»). Авторы технологии это педагоги новаторы – Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов.

Сущность СИТ:

В.М. Букатов говорит: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,  в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».  

Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.

 Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.

  Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.

У классика (опера П. И. Чайковского «Пиковая дама») есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, мы нашли такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо — игровая  технология (СИТ). Родители – играя как в детстве  — будут лучше понимать своих детей.

Можно провести прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах — взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят.

Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений  о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.

цель  нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо — игровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.

Технология СИТ позволяет решать задачи:

  • усвоение родителями активных форм познания;
  • совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения.

Оригинальность СИТ в ее универсальности:  Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях.

Если в традиционной педагогике воспитатель  выполняет  — роль   «музыканта – исполнителя», а родители, чаще всего – роль зрителей, то в социоигровой педагогике их роли меняются: родители сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.

Эффективность:  Применение данной технологии приводит:

— к сплочению детско-родительского коллектива группы;

— к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы

  и ДОУ, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;

— к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.

С уверенностью можно утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит родителей самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!

Уважаемые коллеги, имеются ли у Вас вопросы по теоретической части?

Сегодня мы на практике ознакомимся с приёмами данной технологии

  1. Прием «Волшебная палочка»

Аудитория делится на подгруппы. Каждая подгруппа встает в круг. Палочка (либо какой — нибудь предмет)  передается от человека к человеку и каждому, по очереди, дается задание. Задание берут на первый взгляд самые простые, но с глубинным смыслом, например:

1 шаг: Нужно назвать свою любимую игру либо игрушку из детства, затем задание усложняется: назвать игру/ игрушку и рассказать, почему она нравилась.

2 шаг:  Нужно назвать самые популярные игры/игрушки детей на данное время, затем задание усложняется: дать оценку играм/игрушкам, с точки зрения воздействия на детей (положительного и негативного).

По окончании побудить аудиторию сделать коллективный вывод о целесообразности  тех или иных игр/игрушек которые родители покупают детям поддавшись на влияние «моды на игрушки», их возможного воздействия на психику и поведение ребенка, и последствия такого воздействия (положительные и негативные).

Итак, я показала вам лишь один прием,  а вы в это время озвучили три золотые правила технологии:

  1. Работа в малых группах со сменой лидерства.
  2. Смена мизансцен и ролей в ходе деятельности (вариативность/интеграция видов деятельности);
  3. Двигательная активность участников со сменой темпа и ритма деятельности.

Эти три принципа заложены в основу игровой технологии.

  1. Следующий прием называется «Видимо не видимо».

Мне нужна группа, из шести человек,  желающие выходите. Вам необходимо разделиться на две микрогруппы.

1 шаг: Я даю первой микрогруппе  карточки, на которых разбросаны буквы.

Вам нужно найти название сказки  (с родителями дошкольников этот прием работает хорошо).  Когда найдете, название вслух его не произносите, вместо этого применим следующий прием –

Вам надо показать название сказки, а другой  микрогруппе – угадать его.

2 шаг —  применим   прием «Видимо не видимо» с точки зрения педагогики:

Теперь я даю карточки второй микрогруппе, на карточках написаны слова.

Вам нужно составить их них предложения – обозначающие виды семейного досуга, например:

— «Мама, папа, я – спортивная семья!» — увлечение в семье спортом;

— «Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям!» — праздники, организованные для детей в домашних условиях;

— «Подарки своими руками» — совместные поделки с детьми в кругу семьи.

Когда составите предложение, вслух его не произносите, вместо этого снова применим прием «Оживление». Второй микрогруппе надо показать название семейного досуга, а первой  микрогруппе – угадать его.

Далее родители обсуждают, как лучше провести эти досуги,  предлагают свои варианты проведения досуга, делятся опытом.

  1. Есть такой прием, который авторы социоигровой технологии назвали «Разведчики».

Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом.

Его применяют для подготовки работы в парах, например: для проведения тренинга; для  практической отработки какой-либо педагогической ситуации.

  1. Следующий прием — «Работа в группах»— его мы рассмотрим практически

Распределение на группы может происходить так: педагог раздаёт родителям части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Родители собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, они сообщают об этом одновременным хлопком.

Так же они будут показывать и момент завершения работы над каким – либо заданием.

Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает  хоровая работа.

Педагог говорит микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором».

Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором), не оставит у участников неприятного осадка, а  значит, ее легче исправить.

  1. И последний прием, который я хочу вам показать, это

 «Шапка «Вопросов и ответов». Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много.

Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.

Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям.

Например, какие вопросы могли бы задать вы, уважаемые коллеги?  (Какие приемы социоигровой технологии вы запомнили? Что было сложным? Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?).  Таким образом, родители сами добудут ответы на интересующие их вопросы, а вы будете выступать в роли коллектора.

III. Рефлексия:

Подведем итог нашей работы:

Как вы считаете, основной смысл «СИТ – социо-игровой технологии» – это …

Что получили Вы как педагоги от мастер-класса?…

В заключение нашего мастер – класса, мне бы хотелось отметить, что:

Обычно считается, что к любой педагогической  технологии, используемой в работе с семьями воспитанников, нужно относиться как к некой верхней «планке», заставляющей ее последователей «тянуться» вверх.

Но при таком отношении она может оказаться  потолком при взаимодействии с родителями. Тогда как социо-игровая педагогика, ратует за реабилитацию методической самостоятельности родителя.

Любая технология, методика, прием — это всего лишь нижняя «планка», всего лишь «почва» для личных методических поисков и личностного процветания.

Один из педагогических парадоксов заключается в том, что чем продуманнее и умнее технология, методика — тем бездумнее вынужден следовать по ней воспитатель. Социо —  игровой подход, на наш взгляд, достаточно эффективно помогает практикам этот парадокс благополучно преодолевать.

Спасибо за внимание!

 ПАМЯТКА

При проведении игровых заданий и упражнений авторы технологии призывают придерживаться следующих правил и условий социоигровых подходов к педагогике:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между людьми, умению договориться. Можно поделиться:

— по цвету волос, глаз, одежды;

— чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

— по профессии;

— кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы в большинстве случаев выражает один человек — лидер. Причем лидера выбирают родители сами и он должен постоянно меняться.

Обращаем ваше внимание, что в недавно созданных группах, где родители еще практически не знакомы, целесообразнее пользоваться приемом «Говорим хором»

3 правило: деятельность сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки),что способствует снятию эмоционального напряжения. Родители не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют (например с мячом). Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило:смена темпа и ритма.Проведение мероприятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы, слаженность действий во время выполнения каких либо игровых заданий. Это должно стать деловым фоном для всех. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов, что требует определенной сосредоточенности.

5. правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Мусина Римма Хайдаровна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №21», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Статья размещена в авторской редакции

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.