Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Содержание

Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная) – конспект занятия по теме, шаблоны, фото и видео

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы
Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Занятия аппликацией в детском саду — это не только способ развития художественного вкуса у малышей, но и отличный приём для реализации образовательных целей.

Например, если речь идёт об изучении окружающего мира, ребята с удовольствием закрепляют полученные знания в таком виде творчества. При этом выполнять поделку можно и индивидуально, и коллективно.

Рассмотрим особенности процесса работы над аппликацией «Грибы» в рамках изучения окружающей природы в старшей группе.

Подготовительный этап

Аппликация может быть частью работы по закреплению изученного материала об окружающем мире

Воспитатели в детском саду традиционно привыкли весь предварительный этап работы над тем или иным заданием брать на себя. Однако если речь идёт об аппликации в старших группах детского сада, то в этом вопросе можно свои обязанности частично делегировать на детей. Правда, нужно учесть ряд нюансов.

Выбор техники выполнения

. В эпоху Возрождения аппликацию применяли для украшения церковной одежды.

Для старшей группы вариантов выполнения аппликации «Грибы» довольно много. Воспитатель подбирает технику исходя из уровня подготовленности ребят. Среди наиболее востребованных

  • накладная аппликация (элементы из бумаги или картона приклеиваются на нарисованные или распечатанные контуры гриба);
  • обрывная (бумага нарывается на мелкие кусочки, которые затем приклеиваются на контур-заготовку);
  • мозаичная (крупа, макароны выкладываются на шаблон, намазанный клеем);
  • ленточная (заготовки вырезаются сразу по несколько штук, связанных между собой, напоминая гирлянду);
  • силуэтная (гриб вырезается по нарисованному контуру, и трафарет накладывается на фон);
  • коллаж (на основу накладываются вырезанные картинки).

Аппликация может быть сделана из остатков ниток Работа с фетром требует особой аккуратности в наклеивании деталей Аппликация с крупой смотрится объёмной и оригинальной Бумага — универсальный материал для аппликации

В зависимости от выбора техники, для выполнения аппликации «Грибы» потребуются следующие материалы

  • бумага (белая, цветная);
  • картон (не слишком плотный, если предполагается, что дети будут складывать или загибать его);
  • крупа для мозаичной поделки (гречневая, манная, пшённая) или макароны разной формы;
  • ткань, если какие-то детали (например, шляпка) задуманы таким образом;
  • сухие листья, каштаны, шишки (если для аппликации нужны природные материалы).

Дети старшей группы, то есть 5–6 лет, стараются казаться взрослее, чем они есть на самом деле. И один из показателей «взрослости» – это готовность помогать выполнять обязанности воспитателя, особенно касающиеся подготовки к занятиям: нарезать детали, готовить необходимые материалы, инструментарий и т.д. До начала работы над аппликацией «Грибы» дети могут

  • нарезать детали для ножки и шляпки, если картина будет из бумаги (обратите внимание, что малыши уже могут резать симметрично, но только если предполагается разрезать данную заготовку пополам);
  • готовить «лепёшки», «колбаски» из пластилина (если аппликация из мягкого материала);
  • раскладывать по видам разные сухие листики (для шляпок, ножек, почвы), если работа из природного материала;
  • насыпать крупу, макароны в мисочки, если аппликация предстоит мозаичная т.д.

Инструменты и принадлежности

Чтобы выполнение поделки приносило радость, у детей должны быть все необходимые материалы и инструменты

Сложно представить аппликацию без клея, кисточек. Но кроме таких привычных материалов нужно подготовить

  • влажные салфетки (чтобы маленькие творцы могли вытирать руки и промокать излишки клея на аппликации);
  • карандаши, если аппликация будет дополняться рисунком;
  • клеёнчатые салфетки, которыми застилаются рабочие поверхности;
  • вату, пайетки, стразы, тесьму, гофрированную бумагу, обёртки от конфет для создания антуража грибницы.

Что касается последнего пункта, то здесь стоит оговорить такой важный момент как количество этого самого материала для антуража.

Чтобы научить ребят работать вдумчиво и аккуратно, лучше ограничивать количество материала для творчества.

Тем более что сама по себе форма гриба довольно «скучная», а значит, у карапузов может появиться соблазн компенсировать её яркими элементами, что не будет работать на воспитание эстетического вкуса юных художников.

Тонкости проведения занятия

Воспитатель должен не только рассказать, как сделать, но и помочь каждому малышу освоить технику выполнения аппликации

Форма работы

Аппликацию «Грибы» можно выполнять и в группе, и индивидуально. Всё зависит от того, какую композицию вы намерены воплощать.

Если это одиночный гриб, то не стоит выполнение отдавать на откуп целой группе: дети прекрасно понимают, что «роль» в композиции за грибом, поэтому каждый захочет поучаствовать в создании шляпки-ножки, а это вряд ли пойдёт на пользу качеству работы.

Другое дело, если композиция предполагает несколько грибочков (на поляне, в корзине). В этом случае все малыши могут сделать свой собственный грибок. Но тогда выполнение корзинки или полянки лучше оставить за собой, то есть за взрослым.

В общем, для коллективной работы выбираем композицию, в которой много одинаковых элементов, а для индивидуальной, наоборот, ту, в которой одинаковых деталей мало (чтобы карапузы не заскучали, выполняя однообразные мотивы).

Как мотивировать

В качестве мотивации на выполнение аппликации может быть песенка про дождик, после которого грибочки так хорошо растут

. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое».

Педагоги знают, что успех процесса обучения зависит от того, насколько хорошо подопечные мотивированы на работу. Если говорить о выполнении аппликации «Грибы» в старших группах, то это могут быть несколько видов мотивации, которые используются по одному или в разных комбинациях друг с другом.

Один из простейших и быстрых способов включить детей в работу — это задать им вопрос: «Зачем мы ходим осенью в лес?» Среди множества вариантов ответов обязательно будет: «За грибами».

[attention type=yellow]
После обсуждения того, что грибы могут быть ядовитыми и съедобными (с показом картинок и тех и других), что растут они наиболее интенсивно в периоды дождей, прячутся под листьями, в траве, а также частей, из которых гриб состоит, можно начинать работать.
[/attention]

К слову, обсуждая форму гриба, обязательно сделайте акцент на то, что шляпка похожа на овал, а ножка на прямоугольник с закруглёнными уголками.

Стихотворения

Рифмованные строчки очень нравятся малышам, так как легко запоминаются и вызывают понятные образы, которые можно воплотить в аппликации.

  • Сто грибов в лесу найдём, Обойдём полянку. В кузовок мы не возьмём Бледную поганку. Мы обшарим все дубы, Ёлки и осинки И хорошие грибы Соберём в корзинки.
  • На пенёчке сто опят. — Очень тесно тут! – вопят. – Позовите грибника Собирать опят с пенька.
  • По тропинке шла, Белый гриб нашла. Проходила по опушке — Отыскала три волнушки. Пошла леском — Моховик под листком. А шагнула напрямик — Увидала боровик.

Загадки

Нет ничего более забавного для малышей, чем отвечать хором. Так, загадки на договаривание позволяют установить позитивную атмосферу в коллективе перед выполнением работы.

  • Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это… (гриб)
  • Глубоко был спрятан он, Раз-два-три — и вышел вон, И стоит он на виду. Белый, я тебя найду.
  • Весь Антошка — Шляпка да ножка. Дождь пойдёт — Он подрастёт.

Песни

Этот вид работы также очень нравится ребятам. Правда, есть одно «но»: не стоит слишком увлекаться музыкальными элементами, так как все эмоции и запал малыши могут потратить на пение, а на саму аппликацию моральных сил уже не останется. Так что вполне достаточно 1–2 куплетов и не более 1 песни на занятии. Найти весёлые песенки можно здесь http://iplayer.fm/q/детская+грибочки/

Сказки

Сказка может быть с элементами инсценировки, когда дети надевают костюмы белочек, ёжиков, которые так любят грибы

Занимательные волшебные истории могут быть и мотивирующим началом занятия, а могут и быть частью композиции завершающего этапа работы над аппликацией.

Н.Павлова «Две сказки о грибах» http://rodnaya-tropinka.ru/griby-v-skazkah-rasskazah-kartinkah-video-i-zadaniyah-dlya-detej/

Схема конспекта занятия

Конспект занятия по аппликации должен включать обязательный хронометраж каждого действия воспитателя и детей

Занятие в детском саду имеет строгие временные ограничения: не более 30 минут. За это время воспитателю необходимо не только мотивировать ребят на работу, но и выполнить поставленные образовательные задачи, оценить результаты и не забыть о том, что малышам необходимо периодически менять вид деятельности. В качестве формулировок целей и задач занятия можно предложить, например, такие:

  • продолжать работу над преобразованием фигур путём разрезания их пополам;
  • формировать умение правильного обращения с ножницами, аккуратного приклеивания элементов аппликации;
  • продолжать работу по развитию речи, актуализируя лексический запас слов по темам: «Лес», «Грибы»;
  • воспитывать любовь и уважение к окружающей природе.

Что же касается планирования этапов занятия, то это должны быть

  • введение (в форме стишков, беседы, сказки — около 7 минут);
  • основная часть (работа над аппликацией — около 18 минут с учётом перерыва на пальчиковую гимнастику и физкультминутку);
  • завершающий этап, то есть подведение итогов, оценка работы каждого ребёнка и создание стихийной выставки работ (если аппликация была индивидуальной — 5 минут).

Пример конспекта

Ольховая Нина, «Занятие по аппликации в старшей группе «В лес за грибами», https://infourok.ru/zanyatie-po-applikacii-v-starshey-gruppe-v-les-za-gribami-1165614.html

Из природного материала

Работая с сухими листьями, дети учатся выбирать нужные формы, корректировать исходный материал под шаблон

Инструкция:

  1. Из бумаги вырезаем заготовки для шляпки и ножки.
  2. Детям предлагается обклеить эти элементы сухими листиками, обрезая излишки ножницами.
  3. Приклеиваем заготовки на основу.
  4. Из листиков нарезаем травку.

Из гречневой и манной крупы

Использование крупы требует предельной внимательности, особенно на этапе намазывания основы клеем

Инструкция:

  1. Детям раздаём шаблоны грибочков.
  2. Предлагаем малышам аккуратно намазать ножку грибочка клеем (лучше использовать клей-карандаш).
  3. Засыпаем деталь манкой.
  4. Теперь намазываем шляпку и засыпаем гречкой.
  5. Травку можно либо нарисовать, либо приклеить ленту из зелёной бумаги.

Из бумаги

Для выполнения аппликации в индивидуальной форме не нужно использовать основу большого формата

Это один из вариантов коллективной работы. Малыши получают, их задача сделать грибочек, а потом «посадить» его на общую полянку.

Инструкция:

  1. Раздаём детям трафареты с изображением красной шляпки, белой ножки, зелёного прямоугольника для травки.
  2. Ребята склеивают шляпку с ножкой.
  3. Делают надрезы-бахрому на прямоугольнике травки.
  4. Приклеиваем травку на гриб и располагаем композицию на основе.

Из пластилина

Работа с пластилином помогает развивать мелкую моторику детей

Композицию «Грибы в корзинке» лучше делать индивидуально.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблоны и набор цветного пластилина.
  2. Разминая кусочки пластичного материала, формируют элементы шляпок, ножек, самой корзинки, её ручки.
  3. Прикладывают детали на шаблон.
  4. Дополняют кусочками пластилина бабочку, гроздь рябины и травку под корзиной.

Аппликацию можно выполнять в смешанной технике, например, рисунок и бумага, или рисунок и мозаика Мухоморы отлично смотрятся с тканевыми элементами: белыми точками Этот шаблон можно использовать для составления композиции «Грибы на поляне» Сделанные грибочки можно располагать в корзине-шаблоне Если времени на выполнение аппликации не слишком много, то шаблон лучше выбирать по-проще, без мелких деталей

: аппликация «Гриб» из крупы

Аппликация «Грибы» в старшей группе открывает широкие возможности для проявления творческого начала детей, так как композиция может быть выполнена из разных материалов и в разных техниках.

Задача воспитателя выбрать подходящую форму работы, а также правильно спланировать все этапы работы над поделкой.

И, конечно, продумать концепцию выставки работ маленьких творцов в группе, например, в рамках празднования «Проводов осени».

Аппликация в старшей группе детского сада на тему “Осень”

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Дети из старшей группы — это будущие первооткрыватели, которые изучают и пытаются познать весь мир.

Важно, чтобы родители и учителя правильно развивали врожденную любознательность и творческую активность детей, занимаясь вместе с ними необычными видами изобразительной деятельности.

Аппликации в старшей группе могут ввести ребенка в мир цвета и формы, познакомить с разными фигурами и подарить определенные умения в пространственном моделировании.

Средство развития

Такое задание, как аппликация «Домашние животные», в подготовительной группе помогает ребенку обрести навык фигурного вырезания. Например, малышам приходится правильно и красиво вырезать бумажный листик, обучиться сгибать его, складывать элементы разной формы.

Еще аппликация в старшей группе на тему осени способствует улучшению таких навыков, как рисование по созданному шаблону.

Основная цель занятий заключена в обучении ребенка искусству изготовления элементов, которые похожи на реальные сюжеты. Программа, по которой занимаются все малыши в детских садиках, включает в себя разные темы, обладающие глубоким смыслом.

Такие манипуляции способствуют развитию фантазии.

Разновидности творчества

Перед работой стоит выбрать тип творчества. Есть различные виды аппликаций, которые разделяются натри основные группы:

  1. Предметные изделия являются простым видом аппликации для малышей. Из бумаги, ткани или природных материалов создаются фигуры и размещаются на основе. Изображение может быть любым: листиком, животным, птичкой, домом, колоском и т. д.
  2. В сюжетных изображение выполняется из разных элементов, связанных между собой. Готовая картина может демонстрировать какое-либо событие или манипуляцию.
  3. Декоративные применяются для декора альбомов, рамочек и так далее. Чаще всего состоят из различных узоров или орнаментов.

Кроме этого, аппликации делятпо следующим признакам:

  • цветовая гамма (цветные изделия, черно-белые, однотонные);
  • объем (плоские, выпуклые);
  • материал (бумага, ткань, компоненты природного происхождения, камушки и так далее).

Чтобы понять, насколько уникален этот тип творчества, достаточно познакомиться с самыми популярными, а также наиболее необычными видами творчества для малышей.

О темах аппликаций из разноцветной бумаги

Тематики творчества в детском садике могут быть разными, например на сказочную тему, животный либо мир растений, времена года. Перед началом любой манипуляции, связанной с аппликацией, преподаватель должен подготовиться к уроку: написать конспект на тему занятия, а в ходе процесса выполнить намеченные цели.

Подготовительная группа предлагает решение следующих задач:

  • обучение детей правильно выполнять изображения на картоне из ваты, разноцветной бумаге и прочих материалах;
  • подготовка малышей к самостоятельному созданию сюжета своей поделки;
  • развитие алгоритма манипуляций, творческого отношения к этому процессу.

Поделка «Грибы»

В старшей группе разрешается применение цветной бумаги, ваты, клея и простых ватных дисков. Малышам выдаются листы картона, ватные диски, из которых они должны сделать грибочки. Чтобы всем была понятнее поделка на тему «Грибы», педагог демонстрирует, как именно надо работать.

Клей наносится на определенные области ваты, из разноцветного картона выполняют разные элементы для грибов.

Если не хватает материалов, стоит взять яркий пластилин. Можно попросить детей добавить человека, который будет держать дикий гриб. Альтернативой станет какой-либо фрукт или овощ.

Аппликация на тему «Грибы» в подготовительной группе даётся малышам легко. Разобравшись с этим уроком, можно перейти к чему-то новому и интересному.

Подобным образом можно смастерить аппликацию на тему «Хлеб» уже в старшей группе.

Аппликации «Зима» и «Осень»

Среди множества вариантов, которые подходят для любого ребенка, чаще всего выбирают тему зимы или осени. Чтобы смастерить красивую аппликацию, понадобится вата, бумага синего оттенка, клей, диски из ваты.

Желательно, чтобы учитель показал детям примеры поделок, так им будет легче работать. Из ватных дисков малыши могут создать снежок, деревья. Применяя картон другого оттенка, проявив воображение, детки могут показатьсвои уникальные способности.

[attention type=red]
Готовая аппликация может стать для родителей ребенка самым лучшим презентом. Готовую работу дополняют рамкой или яркими декоративными элементами.
[/attention]

Многие делают аппликации домашних животных в старшей группе; для этого не потребуется больших усилий.

Со временем, обучившись разным творческим приёмам, малыш сможет выполнять всё более трудные задачи, самостоятельно придумывать и воплощать необычные сюжеты и образы.

Подходящие материалы

Для создания классической аппликации «Грибы» понадобятся следующие материалы:

  • для основы — листы бумаги или картона формата А5 (картон можно использовать белый или цветной, например, зелёный);
  • цветная бумага разных цветов (коричневая, жёлтая, оранжевая, серая, красная и пр.) для создания грибов;
  • неширокие полоски зелёной бумаги (трава);
  • ножницы, клей, клеёнки, салфетки.

Для создания грибной композиции лучше всего подойдут природные (жёлто-коричневые, серые, зелёные) тона цветной бумаги

Если педагог решит использовать нетрадиционные техники, то набор материалов, конечно, уже будет другим. Так можно использовать сухие листья, семена, крупу, салфетки и др.

При сочетании же аппликации с другими видами изобразительного искусства можно предложить ребятам фломастеры, карандаши, пластилин.

Дополнительно декорировать композицию помогут пайетки, бисер, блёстки, ткань, кусочки ваты и пр.

Возможно, для занятия понадобятся также необычные материалы, например, вата и ткань

Для создания образа гриба детям необходимо два элемента — ножка и шляпка. Первая вырезается из прямоугольной заготовки путём закругления всех его углов. Как вариант можно закруглить углы только с одной стороны.

У прямоугольника закругляются все углы — получается ножка гриба

Можно сразу вырезать две одинаковые ножки из одной более длинной заготовки. Для этого она складывается пополам, закругляются уголки. Разрезав бумагу по линии сгиба, ребёнок получит сразу две нужных детали.

Из прямоугольной заготовки можно сразу вырезать две грибные ножки

Шляпка гриба может представлять собой овал или полуовал (как вариант — полукруг). В первом случае скругляются все углы прямоугольника, во втором — только с одной стороны (он располагается горизонтально). Можно также вырезать одновременно две шляпки, используя квадратную заготовку.

Из сложенного пополам квадрата можно вырезать две одинаковые шляпки

Готовый грибок будет выглядеть примерно так.

В традиционном варианте грибы выглядят примерно следующим так

[attention type=green]
Желательно проводить аппликацию грибов после лепки на аналогичную тему. Ребята в этом случае хорошо будут представлять себе форму гриба, его отдельных частей. Но в любом случае педагог предварительно обсуждает с детьми особенность каждой детали, вместе с ними рисует её в воздухе.
[/attention]

Что касается отдельных разновидностей грибов, то их шляпки удобнее вырезать из прямоугольника, закругляя его углы и придавая сторонам волнообразную форму. Например, так изготавливается мухомор.

Шляпка мухомора вырезается из треугольника — его углы закругляются, а стороны становятся волнообразными

Мухомору можно дополнительно сделать юбочку-купол. Для этого превращаем прямоугольник в трапецию и надрезаем её ножницами.

Образ мухомора сделает более реалистичным юбочка-купол

Лисичка же вырезается целиком из квадратной заготовки. Деталь сгибается пополам, чтобы грибок получился симметричным.

Лисичка вырезается целиком из сложенного пополам квадрата

Боровичок можно сделать более узнаваемым с помощью толстой ножки, которая сужается кверху.

Боровику следует сделать характерную толстую ножку, которая сужается кверху

Дополнит грибную композицию травка в нижней части листа-основы. Можно просто приклеить длинную полосу зелёной бумаги.

Чтобы обозначить траву, можно просто приклеить под грибами длинную зелёную полосу

В более сложном варианте дети нарезают или отрывают вручную тонкие полоски и приклеивают их вертикально. Можно также вырезать пучок травки из одной детали целиком.

Изобразить траву дошкольники могут и более сложным способом

Важная часть работы — композиция. Задача ребят — гармонично расположить грибочки на лесной полянке либо красиво разместить их в корзинке.

Воспитанники старшей группы должны уметь красиво располагать изображение на листе

Нетрадиционная аппликация

Тема грибов предоставляет большие возможности для использования нетрадиционных аппликативных техник:

  1. Обрывная аппликация. Образ складывается из кусочков цветной бумаги, которые ребёнок отрывает вручную.
  2. Мозаичная. Воспитатель или сами дети заранее нарезают маленькие квадратики или прямоугольники из цветной бумаги. Ими заполняется обозначенный контур гриба.
  3. Насыпная. Фигурка грибочка с обозначенным контуром промазывается клеем, а затем посыпается крупой (например, шляпка — гречкой, а ножка — манкой или рисом). Кстати, крупу можно окрашивать в разные цвета (для этого краска в пластиковой миске разводится спиртом и водой). Можно даже использовать семена растений — получится замечательная осенняя композиция.
  4. Аппликация из листьев. Используя листья разных деревьев определённого размера и формы, можно составить очень оригинальную композицию.
  5. Объёмная аппликация. Для придания эффекта объёма можно сложить шляпку веером или же просто сформировать складки на шляпке и ножке. Можно также использовать простой вариант оригами.

Фотогалерея: грибы в нетрадиционных техниках

Главное — подобрать листья подходящей формы Старшие дошкольники вполне могут выполнить несложное оригами Контур заполянется маленькими одинаковыми деталями по принципу мозаики Шляпку и ножку нужно заполнять разной крупой Используя семена, можно создать красивую осеннюю композицию Ребёнок отрывает от бумаги кусочки произвольной формы и заполняет ими нарисованный гриб Объёмные элементы всегда смотрятся оригинально Веером хорошо изображать шляпку мухомора

Чем можно дополнить аппликацию

Замечательно дополнить грибную композицию можно с помощью рисования и лепки. Например, дети могут дорисовать красками, карандашами или фломастерами бабочек, жучков, капли дождя или листочки, падающие на грибочки.

Кстати, именно так можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Ребятам, которые быстро и качественно справляются с основным заданием, будет чем заняться.

Очень интересная идея — предложить детям обвести свою ладошку фломастером: пальчики станут ножками для семейки опят или просто для фантазийной грибной композиции. На каждую ножку затем приклеивается вырезанная шапочка. Внизу оформляется корзинка или же обозначается травка.

Как всегда, сочетать аппликацию можно и с лепкой. Например, пластилином можно обозначить белые пятнышки на шляпке мухомора.

Пятнышки мухомора обозначены белым пластилином

Варианты композиций на основе темы — индивидуальные и коллективные

Аппликация на грибную тему в старшей группе согласно программе проводится в сентябре. Это логично, поскольку грибы являются одним из даров осени. Тема звучит так — «На лесной полянке выросли грибы».

Провести занятие можно как индивидуальную или же коллективную работу. В последнем варианте педагог заранее готовит лист ватмана, а дети заполняют его своими образами. Затем обозначаются дополнительные детали. Такое панно замечательно украсит групповую комнату или раздевалку.

Однако тему можно немного интерпретировать в следующих вариантах:

  1. «Грибы моей местности». Добавляется краеведческий аспект.
  2. «Сказочный гриб». Ребята создают фантазийный образ, например, гриб в виде дома или же имеющий антропоморфные черты.
  3. «Под грибом». Композиция может стать иллюстрацией к одноимённой сказке В. Сутеева. Педагог в таком случае может раздать детям бумажные фигурки животных — героев сказки (каждому достаточно одного персонажа).

Аппликацию можно провести по мотивам сказки В. Сутеева

Конечно, тема грибов сама по себе интересна дошкольникам, однако воспитатель должен дополнительно их мотивировать, вдохновлять на творческие порывы. Как всегда, на помощь приходят игровые персонажи.

Например, это Старичок Лесовичок. Он сообщает ребятам, что в лесу неожиданно пропали все грибы, и белкам, ёжикам и другим зверям теперь нечего запасать на зиму.

Педагог предлагает детям помочь лесным жителям создать для них грибочки.

Старичок Лесовичок просит ребят помочь лесным жителям, ведь в лесу пропали все грибы , и теперь нечего запасать на зиму

Как вариант к ребятам приходит белочка и рассказывает, что запасла на зиму орешки, а вот грибочки не успела.

Если занятие проводится по мотивам сказки В. Сутеева, то педагог предлагает дошкольникам помочь героям сказки — подарить им большой гриб, под которым всем хватит места укрыться от дождя.

Занятие можно начать с загадки, чтобы заинтриговать детей:

  • Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шляпка из травы —Нет под шляпкой головы?

Можно предложить загадки про конкретные виды грибов, например, такие:

  • Нет грибов дружней, чем эти, — Знают взрослые и дети – На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу (опята)
  • Золотистые … Очень дружные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.

В старшей группе ребята уже хорошо воспринимают интересную познавательную информацию.

Можно рассказать им, что грибы — это особенные организмы, похожи на растения, однако не имеющие ни листьев, ни ветвей, ни цветов.

Вместо корней добывать питательные вещества им помогает грибница, находящаяся в земле. Поэтому срезать грибочек нужно аккуратно, чтобы не повредить её, и тогда на этом месте вырастет новый гриб.

Неотъемлемая часть любого занятия по ИЗО — динамическая пауза. Физкультминутку или пальчиковую гимнастику обязательно нужно подбирать на соответствующую тему — это также мотивирует детей к творчеству.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Грибы»

Таблица: физкультминутки на грибную тему

Фотогалерея детских работ

Грибы интересно расположены — за травкой и перед нею Композицию украшает резная травка и крупная божья коровка над грибами Шляпки грибов выполнены с помощью насыпной аппликации Оригинальность композиции придаёт объёмная травка (приклеена не до конца) Обрывная аппликация на чрёном фоне Листья, обрамляющие мухоморы, выполнены в технике оригами Подосиновик выполнен в традиционной технике Трава выполнена в обрывной технике, а сами грибочки — в традиционной

Аппликация «Грибы» в старшей группе переходит на более сложный уровень. Эту тему можно очень интересно обыграть. В этом воспитателю помогут нетрадиционные техники с использованием нестандартных материалов, сочетание привычной аппликации с другими видами изобразительной деятельности. А ещё больше увлечь дошкольников творчеством поможет сказочная мотивация.

Конспект занятия по аппликации в средней группе

Занятие по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы
Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Занятие по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Занятие по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Занятие по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Автор занятия: Алексеева Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка» г. Тамбов.

Цель:

Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная) – конспект занятия по теме, шаблоны, фото и видео

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы
Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Занятия аппликацией в детском саду — это не только способ развития художественного вкуса у малышей, но и отличный приём для реализации образовательных целей.

Например, если речь идёт об изучении окружающего мира, ребята с удовольствием закрепляют полученные знания в таком виде творчества. При этом выполнять поделку можно и индивидуально, и коллективно.

Рассмотрим особенности процесса работы над аппликацией «Грибы» в рамках изучения окружающей природы в старшей группе.

Подготовительный этап

Аппликация может быть частью работы по закреплению изученного материала об окружающем мире

Воспитатели в детском саду традиционно привыкли весь предварительный этап работы над тем или иным заданием брать на себя. Однако если речь идёт об аппликации в старших группах детского сада, то в этом вопросе можно свои обязанности частично делегировать на детей. Правда, нужно учесть ряд нюансов.

Выбор техники выполнения

. В эпоху Возрождения аппликацию применяли для украшения церковной одежды.

Для старшей группы вариантов выполнения аппликации «Грибы» довольно много. Воспитатель подбирает технику исходя из уровня подготовленности ребят. Среди наиболее востребованных

  • накладная аппликация (элементы из бумаги или картона приклеиваются на нарисованные или распечатанные контуры гриба);
  • обрывная (бумага нарывается на мелкие кусочки, которые затем приклеиваются на контур-заготовку);
  • мозаичная (крупа, макароны выкладываются на шаблон, намазанный клеем);
  • ленточная (заготовки вырезаются сразу по несколько штук, связанных между собой, напоминая гирлянду);
  • силуэтная (гриб вырезается по нарисованному контуру, и трафарет накладывается на фон);
  • коллаж (на основу накладываются вырезанные картинки).

Аппликация может быть сделана из остатков ниток Работа с фетром требует особой аккуратности в наклеивании деталей Аппликация с крупой смотрится объёмной и оригинальной Бумага — универсальный материал для аппликации

В зависимости от выбора техники, для выполнения аппликации «Грибы» потребуются следующие материалы

  • бумага (белая, цветная);
  • картон (не слишком плотный, если предполагается, что дети будут складывать или загибать его);
  • крупа для мозаичной поделки (гречневая, манная, пшённая) или макароны разной формы;
  • ткань, если какие-то детали (например, шляпка) задуманы таким образом;
  • сухие листья, каштаны, шишки (если для аппликации нужны природные материалы).

Дети старшей группы, то есть 5–6 лет, стараются казаться взрослее, чем они есть на самом деле. И один из показателей «взрослости» – это готовность помогать выполнять обязанности воспитателя, особенно касающиеся подготовки к занятиям: нарезать детали, готовить необходимые материалы, инструментарий и т.д. До начала работы над аппликацией «Грибы» дети могут

  • нарезать детали для ножки и шляпки, если картина будет из бумаги (обратите внимание, что малыши уже могут резать симметрично, но только если предполагается разрезать данную заготовку пополам);
  • готовить «лепёшки», «колбаски» из пластилина (если аппликация из мягкого материала);
  • раскладывать по видам разные сухие листики (для шляпок, ножек, почвы), если работа из природного материала;
  • насыпать крупу, макароны в мисочки, если аппликация предстоит мозаичная т.д.

Инструменты и принадлежности

Чтобы выполнение поделки приносило радость, у детей должны быть все необходимые материалы и инструменты

Сложно представить аппликацию без клея, кисточек. Но кроме таких привычных материалов нужно подготовить

  • влажные салфетки (чтобы маленькие творцы могли вытирать руки и промокать излишки клея на аппликации);
  • карандаши, если аппликация будет дополняться рисунком;
  • клеёнчатые салфетки, которыми застилаются рабочие поверхности;
  • вату, пайетки, стразы, тесьму, гофрированную бумагу, обёртки от конфет для создания антуража грибницы.

Что касается последнего пункта, то здесь стоит оговорить такой важный момент как количество этого самого материала для антуража.

Чтобы научить ребят работать вдумчиво и аккуратно, лучше ограничивать количество материала для творчества.

Тем более что сама по себе форма гриба довольно «скучная», а значит, у карапузов может появиться соблазн компенсировать её яркими элементами, что не будет работать на воспитание эстетического вкуса юных художников.

Тонкости проведения занятия

Воспитатель должен не только рассказать, как сделать, но и помочь каждому малышу освоить технику выполнения аппликации

Форма работы

Аппликацию «Грибы» можно выполнять и в группе, и индивидуально. Всё зависит от того, какую композицию вы намерены воплощать.

Если это одиночный гриб, то не стоит выполнение отдавать на откуп целой группе: дети прекрасно понимают, что «роль» в композиции за грибом, поэтому каждый захочет поучаствовать в создании шляпки-ножки, а это вряд ли пойдёт на пользу качеству работы.

Другое дело, если композиция предполагает несколько грибочков (на поляне, в корзине). В этом случае все малыши могут сделать свой собственный грибок. Но тогда выполнение корзинки или полянки лучше оставить за собой, то есть за взрослым.

В общем, для коллективной работы выбираем композицию, в которой много одинаковых элементов, а для индивидуальной, наоборот, ту, в которой одинаковых деталей мало (чтобы карапузы не заскучали, выполняя однообразные мотивы).

Как мотивировать

В качестве мотивации на выполнение аппликации может быть песенка про дождик, после которого грибочки так хорошо растут

. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое».

Педагоги знают, что успех процесса обучения зависит от того, насколько хорошо подопечные мотивированы на работу. Если говорить о выполнении аппликации «Грибы» в старших группах, то это могут быть несколько видов мотивации, которые используются по одному или в разных комбинациях друг с другом.

Один из простейших и быстрых способов включить детей в работу — это задать им вопрос: «Зачем мы ходим осенью в лес?» Среди множества вариантов ответов обязательно будет: «За грибами».

[attention type=yellow]
После обсуждения того, что грибы могут быть ядовитыми и съедобными (с показом картинок и тех и других), что растут они наиболее интенсивно в периоды дождей, прячутся под листьями, в траве, а также частей, из которых гриб состоит, можно начинать работать.
[/attention]

К слову, обсуждая форму гриба, обязательно сделайте акцент на то, что шляпка похожа на овал, а ножка на прямоугольник с закруглёнными уголками.

Стихотворения

Рифмованные строчки очень нравятся малышам, так как легко запоминаются и вызывают понятные образы, которые можно воплотить в аппликации.

  • Сто грибов в лесу найдём, Обойдём полянку. В кузовок мы не возьмём Бледную поганку. Мы обшарим все дубы, Ёлки и осинки И хорошие грибы Соберём в корзинки.
  • На пенёчке сто опят. — Очень тесно тут! – вопят. – Позовите грибника Собирать опят с пенька.
  • По тропинке шла, Белый гриб нашла. Проходила по опушке — Отыскала три волнушки. Пошла леском — Моховик под листком. А шагнула напрямик — Увидала боровик.

Загадки

Нет ничего более забавного для малышей, чем отвечать хором. Так, загадки на договаривание позволяют установить позитивную атмосферу в коллективе перед выполнением работы.

  • Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это… (гриб)
  • Глубоко был спрятан он, Раз-два-три — и вышел вон, И стоит он на виду. Белый, я тебя найду.
  • Весь Антошка — Шляпка да ножка. Дождь пойдёт — Он подрастёт.

Песни

Этот вид работы также очень нравится ребятам. Правда, есть одно «но»: не стоит слишком увлекаться музыкальными элементами, так как все эмоции и запал малыши могут потратить на пение, а на саму аппликацию моральных сил уже не останется. Так что вполне достаточно 1–2 куплетов и не более 1 песни на занятии. Найти весёлые песенки можно здесь http://iplayer.fm/q/детская+грибочки/

Сказки

Сказка может быть с элементами инсценировки, когда дети надевают костюмы белочек, ёжиков, которые так любят грибы

Занимательные волшебные истории могут быть и мотивирующим началом занятия, а могут и быть частью композиции завершающего этапа работы над аппликацией.

Н.Павлова «Две сказки о грибах» http://rodnaya-tropinka.ru/griby-v-skazkah-rasskazah-kartinkah-video-i-zadaniyah-dlya-detej/

Схема конспекта занятия

Конспект занятия по аппликации должен включать обязательный хронометраж каждого действия воспитателя и детей

Занятие в детском саду имеет строгие временные ограничения: не более 30 минут. За это время воспитателю необходимо не только мотивировать ребят на работу, но и выполнить поставленные образовательные задачи, оценить результаты и не забыть о том, что малышам необходимо периодически менять вид деятельности. В качестве формулировок целей и задач занятия можно предложить, например, такие:

  • продолжать работу над преобразованием фигур путём разрезания их пополам;
  • формировать умение правильного обращения с ножницами, аккуратного приклеивания элементов аппликации;
  • продолжать работу по развитию речи, актуализируя лексический запас слов по темам: «Лес», «Грибы»;
  • воспитывать любовь и уважение к окружающей природе.

Что же касается планирования этапов занятия, то это должны быть

  • введение (в форме стишков, беседы, сказки — около 7 минут);
  • основная часть (работа над аппликацией — около 18 минут с учётом перерыва на пальчиковую гимнастику и физкультминутку);
  • завершающий этап, то есть подведение итогов, оценка работы каждого ребёнка и создание стихийной выставки работ (если аппликация была индивидуальной — 5 минут).

Пример конспекта

Ольховая Нина, «Занятие по аппликации в старшей группе «В лес за грибами», https://infourok.ru/zanyatie-po-applikacii-v-starshey-gruppe-v-les-za-gribami-1165614.html

Схемы работы над аппликацией на тему «Грибы» в старшей группе

Из природного материала

Работая с сухими листьями, дети учатся выбирать нужные формы, корректировать исходный материал под шаблон

Инструкция:

  1. Из бумаги вырезаем заготовки для шляпки и ножки.
  2. Детям предлагается обклеить эти элементы сухими листиками, обрезая излишки ножницами.
  3. Приклеиваем заготовки на основу.
  4. Из листиков нарезаем травку.

Из гречневой и манной крупы

Использование крупы требует предельной внимательности, особенно на этапе намазывания основы клеем

Инструкция:

  1. Детям раздаём шаблоны грибочков.
  2. Предлагаем малышам аккуратно намазать ножку грибочка клеем (лучше использовать клей-карандаш).
  3. Засыпаем деталь манкой.
  4. Теперь намазываем шляпку и засыпаем гречкой.
  5. Травку можно либо нарисовать, либо приклеить ленту из зелёной бумаги.

Из бумаги

Для выполнения аппликации в индивидуальной форме не нужно использовать основу большого формата

Это один из вариантов коллективной работы. Малыши получают, их задача сделать грибочек, а потом «посадить» его на общую полянку.

Инструкция:

  1. Раздаём детям трафареты с изображением красной шляпки, белой ножки, зелёного прямоугольника для травки.
  2. Ребята склеивают шляпку с ножкой.
  3. Делают надрезы-бахрому на прямоугольнике травки.
  4. Приклеиваем травку на гриб и располагаем композицию на основе.

Из пластилина

Работа с пластилином помогает развивать мелкую моторику детей

Композицию «Грибы в корзинке» лучше делать индивидуально.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблоны и набор цветного пластилина.
  2. Разминая кусочки пластичного материала, формируют элементы шляпок, ножек, самой корзинки, её ручки.
  3. Прикладывают детали на шаблон.
  4. Дополняют кусочками пластилина бабочку, гроздь рябины и травку под корзиной.

Аппликацию можно выполнять в смешанной технике, например, рисунок и бумага, или рисунок и мозаика Мухоморы отлично смотрятся с тканевыми элементами: белыми точками Этот шаблон можно использовать для составления композиции «Грибы на поляне» Сделанные грибочки можно располагать в корзине-шаблоне Если времени на выполнение аппликации не слишком много, то шаблон лучше выбирать по-проще, без мелких деталей

: аппликация «Гриб» из ниток

: аппликация «Гриб» из бумаги

: аппликация «Гриб» из крупы

Аппликация «Грибы» в старшей группе открывает широкие возможности для проявления творческого начала детей, так как композиция может быть выполнена из разных материалов и в разных техниках.

Задача воспитателя выбрать подходящую форму работы, а также правильно спланировать все этапы работы над поделкой.

И, конечно, продумать концепцию выставки работ маленьких творцов в группе, например, в рамках празднования «Проводов осени».

Аппликация в старшей группе детского сада на тему “Осень”

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Дети из старшей группы — это будущие первооткрыватели, которые изучают и пытаются познать весь мир.

Важно, чтобы родители и учителя правильно развивали врожденную любознательность и творческую активность детей, занимаясь вместе с ними необычными видами изобразительной деятельности.

Аппликации в старшей группе могут ввести ребенка в мир цвета и формы, познакомить с разными фигурами и подарить определенные умения в пространственном моделировании.

Средство развития

Такое задание, как аппликация «Домашние животные», в подготовительной группе помогает ребенку обрести навык фигурного вырезания. Например, малышам приходится правильно и красиво вырезать бумажный листик, обучиться сгибать его, складывать элементы разной формы.

Еще аппликация в старшей группе на тему осени способствует улучшению таких навыков, как рисование по созданному шаблону.

Основная цель занятий заключена в обучении ребенка искусству изготовления элементов, которые похожи на реальные сюжеты. Программа, по которой занимаются все малыши в детских садиках, включает в себя разные темы, обладающие глубоким смыслом.

Такие манипуляции способствуют развитию фантазии.

Разновидности творчества

Перед работой стоит выбрать тип творчества. Есть различные виды аппликаций, которые разделяются натри основные группы:

  1. Предметные изделия являются простым видом аппликации для малышей. Из бумаги, ткани или природных материалов создаются фигуры и размещаются на основе. Изображение может быть любым: листиком, животным, птичкой, домом, колоском и т. д.
  2. В сюжетных изображение выполняется из разных элементов, связанных между собой. Готовая картина может демонстрировать какое-либо событие или манипуляцию.
  3. Декоративные применяются для декора альбомов, рамочек и так далее. Чаще всего состоят из различных узоров или орнаментов.

Кроме этого, аппликации делятпо следующим признакам:

  • цветовая гамма (цветные изделия, черно-белые, однотонные);
  • объем (плоские, выпуклые);
  • материал (бумага, ткань, компоненты природного происхождения, камушки и так далее).

Чтобы понять, насколько уникален этот тип творчества, достаточно познакомиться с самыми популярными, а также наиболее необычными видами творчества для малышей.

О темах аппликаций из разноцветной бумаги

Тематики творчества в детском садике могут быть разными, например на сказочную тему, животный либо мир растений, времена года. Перед началом любой манипуляции, связанной с аппликацией, преподаватель должен подготовиться к уроку: написать конспект на тему занятия, а в ходе процесса выполнить намеченные цели.

Подготовительная группа предлагает решение следующих задач:

  • обучение детей правильно выполнять изображения на картоне из ваты, разноцветной бумаге и прочих материалах;
  • подготовка малышей к самостоятельному созданию сюжета своей поделки;
  • развитие алгоритма манипуляций, творческого отношения к этому процессу.

Поделка «Грибы»

В старшей группе разрешается применение цветной бумаги, ваты, клея и простых ватных дисков. Малышам выдаются листы картона, ватные диски, из которых они должны сделать грибочки. Чтобы всем была понятнее поделка на тему «Грибы», педагог демонстрирует, как именно надо работать.

Клей наносится на определенные области ваты, из разноцветного картона выполняют разные элементы для грибов.

Если не хватает материалов, стоит взять яркий пластилин. Можно попросить детей добавить человека, который будет держать дикий гриб. Альтернативой станет какой-либо фрукт или овощ.

Аппликация на тему «Грибы» в подготовительной группе даётся малышам легко. Разобравшись с этим уроком, можно перейти к чему-то новому и интересному.

Подобным образом можно смастерить аппликацию на тему «Хлеб» уже в старшей группе.

Аппликации «Зима» и «Осень»

Среди множества вариантов, которые подходят для любого ребенка, чаще всего выбирают тему зимы или осени. Чтобы смастерить красивую аппликацию, понадобится вата, бумага синего оттенка, клей, диски из ваты.

Желательно, чтобы учитель показал детям примеры поделок, так им будет легче работать. Из ватных дисков малыши могут создать снежок, деревья. Применяя картон другого оттенка, проявив воображение, детки могут показатьсвои уникальные способности.

[attention type=red]
Готовая аппликация может стать для родителей ребенка самым лучшим презентом. Готовую работу дополняют рамкой или яркими декоративными элементами.
[/attention]

Многие делают аппликации домашних животных в старшей группе; для этого не потребуется больших усилий.

Со временем, обучившись разным творческим приёмам, малыш сможет выполнять всё более трудные задачи, самостоятельно придумывать и воплощать необычные сюжеты и образы.

Подходящие материалы

Для создания классической аппликации «Грибы» понадобятся следующие материалы:

  • для основы — листы бумаги или картона формата А5 (картон можно использовать белый или цветной, например, зелёный);
  • цветная бумага разных цветов (коричневая, жёлтая, оранжевая, серая, красная и пр.) для создания грибов;
  • неширокие полоски зелёной бумаги (трава);
  • ножницы, клей, клеёнки, салфетки.

Для создания грибной композиции лучше всего подойдут природные (жёлто-коричневые, серые, зелёные) тона цветной бумаги

Если педагог решит использовать нетрадиционные техники, то набор материалов, конечно, уже будет другим. Так можно использовать сухие листья, семена, крупу, салфетки и др.

При сочетании же аппликации с другими видами изобразительного искусства можно предложить ребятам фломастеры, карандаши, пластилин.

Дополнительно декорировать композицию помогут пайетки, бисер, блёстки, ткань, кусочки ваты и пр.

Возможно, для занятия понадобятся также необычные материалы, например, вата и ткань

Для создания образа гриба детям необходимо два элемента — ножка и шляпка. Первая вырезается из прямоугольной заготовки путём закругления всех его углов. Как вариант можно закруглить углы только с одной стороны.

У прямоугольника закругляются все углы — получается ножка гриба

Можно сразу вырезать две одинаковые ножки из одной более длинной заготовки. Для этого она складывается пополам, закругляются уголки. Разрезав бумагу по линии сгиба, ребёнок получит сразу две нужных детали.

Из прямоугольной заготовки можно сразу вырезать две грибные ножки

Шляпка гриба может представлять собой овал или полуовал (как вариант — полукруг). В первом случае скругляются все углы прямоугольника, во втором — только с одной стороны (он располагается горизонтально). Можно также вырезать одновременно две шляпки, используя квадратную заготовку.

Из сложенного пополам квадрата можно вырезать две одинаковые шляпки

Готовый грибок будет выглядеть примерно так.

В традиционном варианте грибы выглядят примерно следующим так

[attention type=green]
Желательно проводить аппликацию грибов после лепки на аналогичную тему. Ребята в этом случае хорошо будут представлять себе форму гриба, его отдельных частей. Но в любом случае педагог предварительно обсуждает с детьми особенность каждой детали, вместе с ними рисует её в воздухе.
[/attention]

Что касается отдельных разновидностей грибов, то их шляпки удобнее вырезать из прямоугольника, закругляя его углы и придавая сторонам волнообразную форму. Например, так изготавливается мухомор.

Шляпка мухомора вырезается из треугольника — его углы закругляются, а стороны становятся волнообразными

Мухомору можно дополнительно сделать юбочку-купол. Для этого превращаем прямоугольник в трапецию и надрезаем её ножницами.

Образ мухомора сделает более реалистичным юбочка-купол

Лисичка же вырезается целиком из квадратной заготовки. Деталь сгибается пополам, чтобы грибок получился симметричным.

Лисичка вырезается целиком из сложенного пополам квадрата

Боровичок можно сделать более узнаваемым с помощью толстой ножки, которая сужается кверху.

Боровику следует сделать характерную толстую ножку, которая сужается кверху

Дополнит грибную композицию травка в нижней части листа-основы. Можно просто приклеить длинную полосу зелёной бумаги.

Чтобы обозначить траву, можно просто приклеить под грибами длинную зелёную полосу

В более сложном варианте дети нарезают или отрывают вручную тонкие полоски и приклеивают их вертикально. Можно также вырезать пучок травки из одной детали целиком.

Изобразить траву дошкольники могут и более сложным способом

Важная часть работы — композиция. Задача ребят — гармонично расположить грибочки на лесной полянке либо красиво разместить их в корзинке.

Воспитанники старшей группы должны уметь красиво располагать изображение на листе

Нетрадиционная аппликация

Тема грибов предоставляет большие возможности для использования нетрадиционных аппликативных техник:

  1. Обрывная аппликация. Образ складывается из кусочков цветной бумаги, которые ребёнок отрывает вручную.
  2. Мозаичная. Воспитатель или сами дети заранее нарезают маленькие квадратики или прямоугольники из цветной бумаги. Ими заполняется обозначенный контур гриба.
  3. Насыпная. Фигурка грибочка с обозначенным контуром промазывается клеем, а затем посыпается крупой (например, шляпка — гречкой, а ножка — манкой или рисом). Кстати, крупу можно окрашивать в разные цвета (для этого краска в пластиковой миске разводится спиртом и водой). Можно даже использовать семена растений — получится замечательная осенняя композиция.
  4. Аппликация из листьев. Используя листья разных деревьев определённого размера и формы, можно составить очень оригинальную композицию.
  5. Объёмная аппликация. Для придания эффекта объёма можно сложить шляпку веером или же просто сформировать складки на шляпке и ножке. Можно также использовать простой вариант оригами.

Фотогалерея: грибы в нетрадиционных техниках

Главное — подобрать листья подходящей формы Старшие дошкольники вполне могут выполнить несложное оригами Контур заполянется маленькими одинаковыми деталями по принципу мозаики Шляпку и ножку нужно заполнять разной крупой Используя семена, можно создать красивую осеннюю композицию Ребёнок отрывает от бумаги кусочки произвольной формы и заполняет ими нарисованный гриб Объёмные элементы всегда смотрятся оригинально Веером хорошо изображать шляпку мухомора

: грибочек в технике оригами

: насыпная аппликация «Гриб»

Чем можно дополнить аппликацию

Замечательно дополнить грибную композицию можно с помощью рисования и лепки. Например, дети могут дорисовать красками, карандашами или фломастерами бабочек, жучков, капли дождя или листочки, падающие на грибочки.

Кстати, именно так можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Ребятам, которые быстро и качественно справляются с основным заданием, будет чем заняться.

Очень интересная идея — предложить детям обвести свою ладошку фломастером: пальчики станут ножками для семейки опят или просто для фантазийной грибной композиции. На каждую ножку затем приклеивается вырезанная шапочка. Внизу оформляется корзинка или же обозначается травка.

Как всегда, сочетать аппликацию можно и с лепкой. Например, пластилином можно обозначить белые пятнышки на шляпке мухомора.

Пятнышки мухомора обозначены белым пластилином

Варианты композиций на основе темы — индивидуальные и коллективные

Аппликация на грибную тему в старшей группе согласно программе проводится в сентябре. Это логично, поскольку грибы являются одним из даров осени. Тема звучит так — «На лесной полянке выросли грибы».

Провести занятие можно как индивидуальную или же коллективную работу. В последнем варианте педагог заранее готовит лист ватмана, а дети заполняют его своими образами. Затем обозначаются дополнительные детали. Такое панно замечательно украсит групповую комнату или раздевалку.

Однако тему можно немного интерпретировать в следующих вариантах:

  1. «Грибы моей местности». Добавляется краеведческий аспект.
  2. «Сказочный гриб». Ребята создают фантазийный образ, например, гриб в виде дома или же имеющий антропоморфные черты.
  3. «Под грибом». Композиция может стать иллюстрацией к одноимённой сказке В. Сутеева. Педагог в таком случае может раздать детям бумажные фигурки животных — героев сказки (каждому достаточно одного персонажа).

Аппликацию можно провести по мотивам сказки В. Сутеева

Конечно, тема грибов сама по себе интересна дошкольникам, однако воспитатель должен дополнительно их мотивировать, вдохновлять на творческие порывы. Как всегда, на помощь приходят игровые персонажи.

Например, это Старичок Лесовичок. Он сообщает ребятам, что в лесу неожиданно пропали все грибы, и белкам, ёжикам и другим зверям теперь нечего запасать на зиму.

Педагог предлагает детям помочь лесным жителям создать для них грибочки.

Старичок Лесовичок просит ребят помочь лесным жителям, ведь в лесу пропали все грибы , и теперь нечего запасать на зиму

Как вариант к ребятам приходит белочка и рассказывает, что запасла на зиму орешки, а вот грибочки не успела.

Если занятие проводится по мотивам сказки В. Сутеева, то педагог предлагает дошкольникам помочь героям сказки — подарить им большой гриб, под которым всем хватит места укрыться от дождя.

Занятие можно начать с загадки, чтобы заинтриговать детей:

  • Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шляпка из травы —Нет под шляпкой головы?

Можно предложить загадки про конкретные виды грибов, например, такие:

  • Нет грибов дружней, чем эти, — Знают взрослые и дети – На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу (опята)
  • Золотистые … Очень дружные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.

В старшей группе ребята уже хорошо воспринимают интересную познавательную информацию.

Можно рассказать им, что грибы — это особенные организмы, похожи на растения, однако не имеющие ни листьев, ни ветвей, ни цветов.

Вместо корней добывать питательные вещества им помогает грибница, находящаяся в земле. Поэтому срезать грибочек нужно аккуратно, чтобы не повредить её, и тогда на этом месте вырастет новый гриб.

Неотъемлемая часть любого занятия по ИЗО — динамическая пауза. Физкультминутку или пальчиковую гимнастику обязательно нужно подбирать на соответствующую тему — это также мотивирует детей к творчеству.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Грибы»

Таблица: физкультминутки на грибную тему

Таблица: тезисы конспекта занятия по аппликации в старшей группе воспитателя Е. Н. Ивановой «Вот так гриб!»

: аппликация «Лукошко с грибами» (мастер-класс)

Фотогалерея детских работ

Грибы интересно расположены — за травкой и перед нею Композицию украшает резная травка и крупная божья коровка над грибами Шляпки грибов выполнены с помощью насыпной аппликации Оригинальность композиции придаёт объёмная травка (приклеена не до конца) Обрывная аппликация на чрёном фоне Листья, обрамляющие мухоморы, выполнены в технике оригами Подосиновик выполнен в традиционной технике Трава выполнена в обрывной технике, а сами грибочки — в традиционной

Аппликация «Грибы» в старшей группе переходит на более сложный уровень. Эту тему можно очень интересно обыграть. В этом воспитателю помогут нетрадиционные техники с использованием нестандартных материалов, сочетание привычной аппликации с другими видами изобразительной деятельности. А ещё больше увлечь дошкольников творчеством поможет сказочная мотивация.

Конспект занятия по аппликации в средней группе

Занятие по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы
Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Занятие по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

Конспект по аппликации в старшей группе май. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Грибы

Автор занятия: Алексеева Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка» г. Тамбов.

Цель:

Цель:

Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации;

Задачи:

Задачи:

Развивать зрительный контроль действия рук, давать возможность каждому из детей проявлять самостоятельность в выборе способов украшения работы, развивать творческие способности; воспитывать доброжелательные отношения к окружающим; учить детей создавать объёмную аппликацию игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги.

Оборудование:

Оборудование:

Ножницы, подставка для ножниц, кисточка, розетка с клейстером, салфетка, подставка для кисти, коробка для обрезков, поднос деталями для игрушки, клеенка, жёлтый картон размером альбомный лист, образец, природный материал (семечки арбуза, дыни), пуговицы.

Связь с другими областями:

Связь с другими областями:

Лепка мишутки, игры с куклами в игровом уголке.

Ход занятия:

Ход занятия:

Ребята, к нам в группу пришло письмо, а от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про Винни-Пуха

Загадка про Винни-Пуха

Он весел и незлобенЭтот милый чудачок,Для него прогулка – праздник.И на мёд особый нюх.Это плюшевый проказникМедвежонок …

(Винни–Пух)

Давайте, почитаем, что он пишет:

«Дорогие ребята, сделайте, пожалуйста, много моих фотографий, я их хочу подарить своим друзьям, нужно успеть до зимы. Заранее вам благодарен Винни-Пух».

Ребята, а почему он просит сделать до зимы? (зимой медведи спят) А где они спят? (в берлоге) Молодцы, догадались.Для того, чтобы фотографии получились хорошие, давайте внимательно её рассмотрим.

Как расположен лист бумаги вертикально или горизонтально? (вертикально)В какой части листа находится изображение Винни-Пуха? (в середине листа)Из каких частей тела состоит изображение Винни- Пуха? (голова, туловище, лапы верхние и нижние)Какие детали есть на голове? (уши, нос, рот, глаза)Какую форму имеет голова? (круглую)Есть ли части тела такой же формы? (туловище)На какую геометрическую форму похожи лапы? (овал), есть ли на фотографии предметы такой же формы (воздушный шарик).На какую форму похожи уши? (полукруг)Из какого квадрата будем вырезать туловище? почему вы так думаете? (оно большого размера) Покажите на мольберте.Какого размера квадрат нам потребуется для головы? (поменьше)С какой детали начнём делать фото? (с туловища)В какой части листа будет располагаться туловище? (чуть пониже середины листа)Где будет располагаться голова? (в верхней части туловища, на голове – уши)Где будут расположены верхние лапы? (справа и слева туловища, а нижние лапы в нижней части туловища)Обратите внимание, лапы у медвежонка двигаются, как нужно приклеивать детали? (приклеить кончик детали)

Теперь, когда мы рассмотрели изображение медвежонка, давайте вспомним способы вырезания деталей. (садятся за столы)

Показываю и объясняю способ вырезания круга из квадрата.

Кто подскажет, как нужно сложить прямоугольник, чтобы получилось два квадрата? (пополам), что мы можем вырезать из квадрата? (уши), как? (закруглить верхние углы)А чтобы лапы были одного размера нужно прямоугольный лист бумаги сложить пополам и ещё раз пополам и вырезать одну деталь, получатся 4 лапы овальной формы.

Как из прямоугольника вырезать овал? (закруглить все четыре уголка).С чего начнём работу? (вырезаем все детали, выкладываем изображение на листе и после наклеиваем)Ребята, детали лица (нос, рот, глаза) вы найдёте на подносе.Если останется время можно сделать травку и воздушный шар.

Теперь, когда мы всё рассмотрели, я уверена что вы сделаете замечательные фотографии. Приступайте к работе.

После вырезывания всех деталей проводится физкульминутка «Мишка».

Физкульминутка «Мишка»

Физкульминутка «Мишка»

Топай, мишка,Хлопай, мишка,Приседай со мной братишка.Руки вверх, вперёд и вниз –

Улыбайся и садись.

Вывешиваем фотографии на доске.

Итог занятия:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.