Конспект по развитию речи 1 младшая. Картотека игр по развитию речи в первой младшей группе

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе

Конспект по развитию речи 1 младшая. Картотека игр по развитию речи в первой младшей группе

Время проведения показательных уроков в детских образовательных учреждениях (ДОУ) — весна или осень. Согласно стандартам ФГОС, их количество 1 или 2 в год. Как выстроить такое занятие, ниже в статье.

Цель открытого занятия по развитию речи

Ознакомительные уроки в детских садах проводятся для демонстрации способов обучения и предназначены не только для родителей, но и для обмена опытом между педагогами.

Развитие речи в ДОУ

Особенности развития

Первой младшей группой считаются малыши 2-3 лет. Речевое развитие в этом возрасте происходит через подражание взрослым путем распознавания звуков и наблюдения за движением губ.

Обратите внимание! В присутствии детей стоит разговаривать правильно и чётко. Артикуляция у малышей только начинает развиваться, поэтому страдает произношение «Р», «Л» и шипящих звуков, которые дети заменяют свистящими, как более лёгкими.

По мере развития речевого аппарата и пополнения словаря речь ребенка становится более понятной и чёткой, фразы полнее отражают намерения маленького человека.

Нормы речевого развития

Формирование навыка вербального коммуницирования — достаточно индивидуальный процесс, но есть ряд критериев, разработанных для оценки речевого развития.

В первой младшей группе они следующие:

  • способность говорить фразами, простыми предложениями;
  • умение дать предметную оценку: зима холодная, игрушка мягкая;
  • владение навыком согласования предмета и действия: кошка мяукает, человек идёт;
  • способность называть предметы на картинках.

Словарный запас к трём годам достигает 1500 слов.

Важно! Данные показатели не являются однозначными критериями оценки здоровья малыша. Они разработаны для ориентирования в динамике развития ребенка и служат опорой при обучении детей.

Коллективные игры детей

Рекомендации по организации и проведению занятий в ДОУ

Организовать демонстрационный урок — трудоемкая работа для педагога. Для успешной подготовки первое, что необходимо сделать — разбить процесс на этапы:

  1. Выбрать тему.
  2. Определиться с задачами и целями.
  3. Подготовить задания, игры.
  4. Спланировать ход занятия.
  5. Подготовить необходимые материалы.

Возможно, есть необходимость заранее продумать наводящее вопросы, если дети не могут выполнить задание (например, отгадать загадку) с первого раза.

Чтобы занятие было интересно присутствующим, а внимание ребят легко удерживалось, важно:

  • выдержать баланс между разными видами деятельности;
  • подобрать разнообразные по характеру игры и задания;
  • создать обстановку вовлеченности путём мимики и интонации.

  Игры по звуковой культуре речи в средней и подготовительной группах

По окончании нужно обратить внимание детей на усвоенный материал. Итоговый результат проанализировать.

К сведению! К 2-3 годам малыши могут удерживать внимание не более 10-15 мин. Стоит учитывать это, планируя образовательную деятельность.

План по развитию речи в 1 младшей группе

Конспект составляется для удобства и уверенности педагога, помогает структурировать урок и выдержать его ритм, следовательно, напрямую влияет на результат всего занятия.

программы:

  1. Вводная часть: формирование мотивации.
  2. Основная часть: чтение сказки «Теремок», беседа по сказке в форме игры.
  3. Физкультминутка.
  4. Коллективная часть: ремонтирование теремка.
  5. Заключение: рефлексия, похвала.

Игра «Теремок»

Планируемый результат:

  • Речевое развитие: дети учатся восприятию речи на слух, имитации звуков животных (звуковое подражание), интонационной выразительности, обогащают словарный запас прилагательными.
  • Образовательное развитие: знакомство с фольклором, умение различать по величине и последовательности.

Литературный материал

Для постановки сказки потребуются бумажные фигурки животных, стенд с теремком, заготовки для аппликации (окна из бумаги, клей), книга со сказкой, угощения для детей.

Ход занятия:

  1. Первый этап — вводная часть. Дети сидят вокруг стола вместе с педагогом. «Давайте ребята угадаем, какая к нам сегодня из волшебной страны пришла в гости сказка? Всем она вам уже знакома, а начинается она так: Стоит в поле… Он не низок, не высок». Выслушиваются ответы детей.
  2. Основная часть. С одновременным чтением сказки педагогом дети участвуют в театрализации: отвечают на вопросы репликами персонажей, изображают зверей. После прочтения можно задать вопросы: кто из животных самый маленький, кто пришёл в теремок первым, а кто был следующим, кто сломал теремок.
  3. Физкультминутка включает в себя имитацию движений зверей из сказки: ребята прыгают, как зайчики, лягушата, ходят, как медвежата.
  4. Коллективная часть: педагог предлагает отремонтировать теремок. «Грустно ведь, ребята, что теремок наш сломан. Давайте поможем зверям и починим его!». Дети берут детали домика и приклеивают.
  5. Заключение. «Какой красивый получился у нас терем! В нём может теперь жить большая семья! Мы с вами постарались, сказку рассказали и помогли зверятам! Понравилось вам сегодняшнее приключение?». Воспитатели раздают детям сладости.

  Занятие по развитию речи в младшей группе

Специализированная литература в помощь воспитателю

После знакомства с планом-конспектом занятия становится ясно, что профессия педагога — интеллектуальный труд, который обязательно должен быть подкреплен знаниями из специализированной литературы.

К сведению! В. В. Гербова — автор учебных пособий по развитию речи. На данный момент в педагогической среде она является актуальным специалистом.

Гербова — автор десятка учебных пособий и рекомендаций по развитию речи. В её книгах материал изложен доступным языком, понятны принципы работы и особенности формирования словарного запаса у детей любого возраста.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

Наиболее популярными публикациями, которые подходят для детей первой младшей группы, являются:

  • «Развитие речи в детском саду»;
  • «Приобщение детей к художественной литературе».

К сведению! Открывать для себя новые знания и методики полезно не только практикующим педагогам. Данные издания будут интересны и для родителей, малыши которых находятся в начале пути освоения речи.

Обучение детей в ДОУ на сегодняшний день — это чётко выстроенный процесс, который позволяет передать ребенку знания о мире и необходимые навыки на уровне его восприятия. Каждое занятие выстраивается по алгоритму. Чтобы оно возымело должный эффект, нужно заранее продумать каждый шаг. С опытом, наработкой навыков, результатом строится взаимосвязанное занятие, полезное и интересное для детей.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Конспект занятия по развитию речи в 1-ой младшей группе «Кукла Маша»

Конспект по развитию речи 1 младшая. Картотека игр по развитию речи в первой младшей группе

Автор занятия: Новикова Елена Альбертовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ № 6 г. Фрязино Московской области.

Программное содержание:

Закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их; Учить действовать по команде воспитателя; Слушать стихотворный текст и выполнять соответствующие движения; Учить отгадывать загадки; Развивать мышление, сообразительность, память.

Вызвать положительные эмоции.

Новая кукла;
Карточки с изображением животных на каждого ребенка.

Ход занятия:

Захожу в группу с новой куклой. Обращаю внимание детей на нее.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная. Давайте с ней поздороваемся. (дети здороваются, кукла им отвечает).

Читаю стихотворение:

К нам пришла в нарядном платье, С белым бантом кукла Маша, С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать.

Хотите поиграть с куклой? Становитесь в кружок и давайте потанцуем. (звучит музыка).

Дети хлопать все умеют. Своих ручек не жалеют. Вот так, вот так, Своих ручек не жалеют. Детки топать все умеют. Детки топать все умеют. Вот так, вот так, Своих ножек не жалеют. А теперь мы все пойдем И дружно все плясать начнем. Вот так, вот так,

И дружно все плясать начнем.

– Молодцы! Кукле Маше очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет рассказать вам об одной своей прогулке. Хотите послушать? Тогда садитесь за столы, посмотрите на карточки, которые на них лежат, и найдите куклу. Покажите карточку нам с Машей. Молодцы! Положите карточку возле себя на стол и давайте слушать рассказ.

Однажды наша кукла Маша приехала в деревню, в гости к бабушке. Во дворе ее встретила… Угадайте, кто?

Живет под крылечком, Хвост колечком, Громко лает,

В дом не пускает.

Кто встретил Машу? Правильно, собачка, а зовут ее Жучка. «Здравствуй, Жучка», – сказала Маша и собачка ответила ей: «Гав-гав-гав!». Решила кукла Маша прогуляться к речке и вдруг на лугу встретила…

Полем идет, травку жует, Деткам молоко дает. Мычит: «Му-му-му»,

Кто это? Не пойму.

Кого увидела Маша? Конечно корову Буренку. «Здравствуй, Буренка» – сказала Маша и Буренка промычала ей в ответ: «Му-му-му». Подошла Маша к речке и увидела в воде красивую, яркую рыбку.

«Здравствуй, рыбка» – поприветствовала ее Маша, но рыбка ничего ей не ответила, а только вильнула хвостиком и уплыла.

Маша очень расстроилась, что рыбка не захотела с ней разговаривать, загрустила и пошла домой, как вдруг на дорожке увидела, что кто-то прыгает ей на встречу.

Скачет, скачет по дорожке, Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара и сказала:

Ква-ква-ква.

Как вы думаете, кого встретила наша кукла Маша? Да, правильно, она встретила лягушку – квакушку. «Здравствуй, лягушка», – вежливо поздоровалась с ней Маша. «Ква-ква-ква», – ответила квакушка.

Маша поинтересовалась у лягушки, не знает ли она, почему рыбка не захотела с ней разговаривать и лягушка обьяснила, что рыбки не умеют разговаривать, они всегда молчат. Идет Маша по дорожке к дому и вдруг слышит «Пи-пи-пи».

Посмотрела она по сторонам и увидела:

Маленький желтенький комок, Мама – курочка, а папа – петушок.

Угадай-ка, кто этот дружок?

Ну конечно же, это маленький желтенький цыпленок. Он потерялся. Маша взяла его на руки и быстрее понесла домой.

Понравилась вам Машина история? Давайте вспомним, кого наша кукла встретила в деревне?

Сначала она встретила собачку Жучку. Как лает Жучка? Найдите карточку с собачкой и покажите нам с куклой. Молодцы!

А затем на лугу кукла встретила корову Буренку. Как поздоровалась с Машей коровка? Да, она ответила ей «Му-му-му». Покажите карточку с коровкой. Умницы, положите ее возле собачки и коровки.

В речке кто плавал? Конечно, конечно рыбка. Она ответила Маше? Нет, не ответила, потому что рыбки не разговаривают. Найдите карточку с рыбкой. А теперь давайте с вами покажем кукле, как мы можем изображать рыбок (дети надувают щеки, складывают ладошки вместе (хвостик), и показывают «рыбок»). Очень красивые у вас получились рыбки, нам с куклой они понравились.

Кого еще Маша встретила на дорожке? Да, лягушку-квакушку. Как лягушка поздоровалась с Машей. Она сказала ей «Ква-ква-ква». Найдите карточку с лягушкой, покажите ее кукле, и положите теперь на стол.

Ну а кто потерялся и пищал? Конечно же, цыпленок. Как он пищал? Найдите цыпленка и покажите его. Молодцы. Вы всех Машиных друзей назвали и показали правильно.

А теперь идите и поиграйте с куклой.

Скачать конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кукла Маша»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе

Конспект по развитию речи 1 младшая. Картотека игр по развитию речи в первой младшей группе

Задачи:

  1. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).
  3. Упражнять детей в произношении звука “ к”.

    Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия.

  4. Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателей и отвечать на них. Индивидуальная работа с Никитой, Серёжей Т. – правильное произношение звука “к”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишке. Встанем паровозиком и поехали. Ту-ту-ту-ту (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Песня «Паровозик». Воспитатель поёт, дети помогают.

Паровоз, паровоз Новенький, блестящий, Он вагоны повёз,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде? Наши ребятишки, В гости поехали

Все детишки к Мишке

Воспитатель: Приехали. Вон, посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»

Мишка: А я вас ждал и приготовил сюрприз.

Воспитатель: Что приготовил?

Мишка показывает: Да вот (сундучок).

Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на сундучок. А что там, Мишка?

Мишка: Да разные игрушки. Я не знаю, как с ними играть.

Воспитатель: Ребята, поможем Мишке? Посмотрим, что там и расскажем Мишке, как надо играть с игрушками.

Вот чудесный сундучок, Всем ребятам он дружок. Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в сундучок и вытащить игрушку.

Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. Обобщает ответы (приурочить к игрушкам игры, песенки, стишки):

Из тарелки суп едят да кашу, кукол кормить наших.

Из кружки пьют чай, кофе, молоко, компот, сок.

Погремушкой можно греметь (показать, обращаясь к Мишке и детям).

Утюг, чтобы гладить (какой утюг, что гладить, показать действие).

Куклу можно покачать, спать положить, песенку спеть:

«Баю-бай, баю-бай, кукла, глазки закрывай»

Зайка умеет и бегать и прыгать. Что есть у зайки:

«Заинька, зайка, маленький зайка, длинные уши, быстрые ножки…»

Мишка (маленькая игрушка). Посмотри, Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый и всю зиму сосёт лапу.

Как он ходит? Покажите, детки. А какой у него дом? А у зайки?

Разминка:

У медведя дом большой – дети разводят руки

А у зайки маленький – дети приседают

Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю

А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.

Кирпичик – какой? Для чего? Что строить? (Дети говорят: “дорожку, гараж, забор, дом и т.д.”)

Мишка говорит, что он тоже умеет строить домики. Хотите посмотреть, какие домики он построил? Дети – «да».

2 ЧАСТЬ

Мишка показывает домик.

Воспитатель: Ой, какой домик красивый. Какого цвета? (Красный) а что есть у домика? (Крыша, дверь и окно). Молодец, Мишка.

А кто в домике живёт? Давайте постучим и скажем: “Тук-тук-тук”. Кто в домике живёт? (Дети повторяют за воспитателем)

Послушайте, кто это? Слышится из домика ко-ко-ко. Кто это? Дети говорят: “Курица” (хоровые и индивидуальные ответы, воспитатель просит повторить звуки подражания). А кто ещё пищит? (Слышится пи-пи-пи).

Дети – «цыплята». Давайте посмотрим, откроем двери. Точно? Курица и цыплята. Какие цыплята? Жёлтые. Что им курочка говорит? (Ко-ко-ко – не ходите далеко). Следить, чтобы все дети чётко произносили «ко-ко-ко». Давайте покормим их – дети показывают как. Кормят курочку, приговаривая:

Курочке-пеструшечке – накрошили крошечки
Вот какие ладушки: ладушки, ладушки.

Мишка показывает другой домик (жёлтый), дети говорят: “Тук-тук-тук, кто в домике живёт?” (Слышится: “Ку-ка-ре-ку”) Кто там, ребята? Кто там кричит? Петушок-золотой гребешок. Давайте посмотрим (открывают двери и достает петушка). Какой у него гребешок? Давайте покажем петушка (пальчиковая гимнастика). Вот какой у него гребешок.

Петушок у нас горластый
По утрам кричит он: «Здравствуй»!

Давайте и петушку насыплем зёрнышки. Клюй, петушок (дети повторяют: “Клюй, клюй”).

Мишка ещё показывает домик. Какой домик? (Зелёный, как травка) Тук-тук-тук, кто в домике живёт? (Очень громко слышится: “Га-га-га-га”.)

Ой, ребятки, кто там? – Это гусь.

Воспитатель: а как он кричит? Дети все и индивидуально: га-га-га (открывают двери, смотрят гуся).

Какой гусь? (Белый, а клюв – красный).

Как он клювик открывает? Показать пальцами (пальчиковая гимнастика).

Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть, наверно, хочет.

Воспитатель: Ой, давайте убежим о гуся, чтобы нас он не щипал. Спасибо, Мишка, за игрушки-зверушки. Ребята, кого мы видели?

Курочку – ко-ко-ко,

Петушка – ку-ка-ре-ку,

Цыплят – пи-пи-пи,

Гуся – га-га-га.

А теперь нам пора,

Уезжаем, детвора!

Дети встают паровозиком, машут Мишутке: «до свидания», уезжают.

Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Конспект занятия «Зимний пейзаж»

Задачи

  1. Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома).
  2. Вызвать желание у детей подговаривать стихотворение воспитателю.

  3. Активизировать словарь детей, использовать в речи предлоги.
  4. Формировать умение делать правильно плавный и длительный выдох.
  5. Рисовать кисточкой снег приёмом примакивания, закреплять белый цвет (краски).

Индивидуальная работа: упражняться с Владиком в правильном произношении слов: улица, кружится.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Детки, что у нас на улочке? Зима! Почему? Потому что снег. Какой снег? Белый! А ещё? Холодный. Где лежит снег? На земле. А ещё? На деревьях, домах, скамейках, столиках. Все дорожки засыпал снег.

«Вот зима – кругом бело, много снега намело…»

Рассматривание картинок:

  • Посмотрите, и у нас на картинках много снега (рассмотреть иллюстрации о зиме).
  • Что здесь изображено? (Снег, деревья, детки, что делают – катаются, на чём – на горке, на санках, на лыжах и т. д.).
  • И откуда снег падает? С неба – где небо? Высоко! А земля – низко!

Снег падает, кружится в воздухе. Помните, мы с вами на улице ловили снежинки, на варежки они к нам падали. А мы их сдували. Хотите подуть на снежинки? (Раздать ватки детям – упражнение на развитие речевого дыхания, дети дуют 2-3 раза).

Вот сколько снежинок упало.

А теперь детки будут снежинками.

Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Снег».

Повторить вместе с детьми (упал снежок, дети присели).

Вопросы по стихотворению:

  • Что снег делает? (Кружится – дети отвечают хором и индивидуально).
  • Какая улица? – Белая – почему? – Снег закрыл всю улицу.

Детки куда собрались – в кружок!

Что детки делают? – Закружились. Правильно. Закружились, как «снежок»

Ещё поиграем?

Воспитатель читает ещё раз стихотворение. Дети помогают по желанию, подговаривают слова. Молодцы!

Кто-то к нам стучится?! Воспитатель идёт смотреть, открывает дверь:

Кто-то мчится без оглядки,
Зайка просится к ребяткам.

Воспитатель вносит игрушку – зайку, говорит от имени Зайки:

Я по лесу всё скакал, И, конечно же, устал. Можно с вами отдохнуть?

Поиграть у вас чуть-чуть?

Воспитатель приглашает Зайку в гости: конечно, можно.

– А что вы делаете?

– Что мы делаем, ребята? Кружимся, встали в кружок. Картинки смотрим: снегу везде много, много, Зайка, и в лесу его очень много. И здесь много, и здесь.

– А здесь нет снега, почему? (Показывает на листки бумаги с домиками). Деревья без снега, на дорожках тоже нет снега.

Воспитатель: «А это ребятки сейчас будут рисовать». Обращается к детям: «Посмотрите, ребята – домики есть, деревья есть, дорожка, а снега нет. Нарисуем?». «Да».

– Какой снег? Белый?

– Где белая краска? (Дети показывают)

Краска белая у нас, На столе стоит сейчас. В руки кисточки возьмём,

Рисовать сейчас начнём.

– Кисточки взяли, как возьмём? (За воротничок, вот так). Молодцы, обмакнули в краску и снег у нас начал падать на деревья, дома, дорожку. И у Владика снег, и у Дениса, и у Жени, Полины. Вот сколько снега намело. Много! (Дети повторяют: много, много).

Воспитатель напоминает – «Белая вся улица».

– Посмотри, зайка, сколько снега дети нарисовали! Молодцы!

– Что рисовали? – Снег. Какой? Белый.

Хорошо у вас в саду, Но я домой сейчас пойду. Буду прыгать по дорожкам

На своих я быстрых ножках.

– А детки, Зайка, тоже умеют прыгать. Прыг-скок, прыг-скок (дети показывают).

– Ребята, давайте проводим Зайку. Все прыгают за Зайкой (в раздевалку).

(во время рисования детьми снега, звучит музыка, отрывок из «Времена года» П. Чайковского).

Конспект занятия «Птицы»

Задачи

  1. Закреплять знания детей о птицах, их повадках, строении.
  2. Познакомить детей с названиями птиц, где они живут.
  3. Воспитывать бережное отношение к птицам, развивать речь детей.

  4. Продолжать знакомить с элементами аппликации: намазать клей и приклеивать, использовав салфетку.
  5. Активизировать всех детей.
  6. Индивидуальная работа с Андреем – привлекать к разговору, развивать речь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1) Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей, кто у них в гостях? (Птичка). Рассматривание. Вопросы: «Кто это? Что есть у птички? (Голова: какая? – маленькая, кругленькая), а что еще? (Хвост, глаза, крылья).

Зачем крылья? Что она ими делает? (Летает, машет). Покажите (дети показывают). Что ещё есть у птички? (клюв). Как клюёт? Что ест птичка? (Зёрнышки).

Давайте споём песенку про птичку: «Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам…»

2) Стихотворение:

Много птиц живёт на свете Их, конечно, любит дети. Птиц не обижают, все их берегут,

Знают, как кого зовут.

Воспитатель приглашает рассмотреть иллюстрации с изображением птиц. Дети рассматривают, называют птиц, их характерные черты: у дятла красная шапочка, у кукушки – полосатый животик, воробей – серый, договаривают загадки:

Верещунья белобока, А зовут её сорока. Отгадай поскорей,

Кто же это – воробей.

Кто весну нам привел? – Ласточка. Все дети называют.

Стихотворение:

Воробей, воробей, Не боишься ты людей. Если мы гулять пойдём То везде тебя найдём

(вместе с детьми).

3) Ой, послушайте, кто-то плачет. Сейчас посмотрим, кто это? (Птичка). Ещё одна птичка. Что случилось? Может, она заболела? Может, её кто-то обидел? Спросим у птички. Птичка сказала, что нехорошие детки сломали её домик. Где она будет жить? Не плачь, птичка, наши дети хорошие, они тебе помогут, они не ломают птичьих домиков.

Скажите, ребята, а вы знаете, где живут птицы? (В домиках, в скворечниках). Где находится скворечник? (На дереве). Правильно. Давайте построим домик для птички. Из чего будем строить? (Из кирпичиков). Воспитатель предлагает детям построить домик-скворечник для птички из кирпичиков. Хвалит деток, птичка благодарит за домик.

Стихотворение:

Села птичка на окошко – Посиди у нас немножко Посиди – не улетай Улетела птичка – ай

(вместе с детьми).

4) Ребята, посмотрите, к нам еще много птиц прилетело: и к Юле, и к Коле и т. д. (воспитатель перечисляет всех детей). Далее показывает на листы бумаги, которые лежат на столе (на каждом – приклеена птичка и нарисовано дерево).

Где они будут жить? Давайте для всех птиц сделаем скворечники (приклеим их на дерево). У нас есть клей, повернули скворечники, намазали, убрали кисти и наклеили, где дерево, взяли салфетки. Покажите! Молодцы! Теперь все птички будут жить в своих домиках.

Дети не будут домики ломать, не будут птичек обижать, а сейчас пойдём гулять.

11.12.2003

Пальчиковая гимнастика в младшей группе, картотека игр для детей 2-3 лет, комплекс упражнений

Конспект по развитию речи 1 младшая. Картотека игр по развитию речи в первой младшей группе

О взаимосвязи развития функций руки, мышления и речи ребёнка в наше время хорошо известно и педагогам детских садов, и родителям. Пальчиковые игры являются распространённым и очень полезным видом деятельности дошкольников начиная с раннего возраста. Они позволяют решить целый комплекс образовательных задач и сделать пребывание малыша в детском саду радостным и максимально полезным.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.

Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей.

Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление.

Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.

Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни.

Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира.

Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.

По мере взросления ребёнка пальчиковые упражнения начнут нести более сложные сопутствующие функции: массажную, расслабляющую, подготовки к письму. Но на ранних этапах важно научить малыша играть, используя свои пальчики и ладошки, заинтересовать его этим видом деятельности.

Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
  • Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
  • Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.

Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.

Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость — только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики.

И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

  • Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
  • На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
  • Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя.

Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки, которые надеваются как напёрстки Шнуровка — разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к основе при помощи шнурков

Слово педагога | Игровые упражнения для развития связной речи в 1 младшей группе

Конспект по развитию речи 1 младшая. Картотека игр по развитию речи в первой младшей группе

Манько Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ “Детский сад “ЖАРКИ”
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые упражнения для развития связной речи в 1 младшей группе.
12.09.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка игровых

упражнений для развития связной речи в 1 младшей группе.

Подготовила: Манько Оксана Юрьевна, воспитатель 1 категории.

Цель:

формирование диалогической речи и навыков речевого общения.

Сентябрь.

«Выполни команду»

Задачи: Развивать внимание, умение выделять названные признаки.

Ход игры: Воспитатель предлагает определённой группе детей выполнить

какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения

такой группы являются общие признаки в одежде детей, во внешнем виде

принадлежащих им игрушек.

«Угадай игрушку»

Задачи: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его

https://www.youtube.com/watch?v=6Y_WAbm_IN4

основные признаки.

Ход игры: Воспитатель предлагает вниманию детей игрушки. Дети называют

их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке, но о какой не

скажет. Дети должны прослушать описание и назвать игрушку.

«Скажи какой»

Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов.

Ход игры: Воспитатель из коробки предметы, называя их, а дети называют

какой-либо признак.

«Что напутал Мишка»

Задачи: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять.

Ход игры: Воспитатель, в роли медведя, рассказывает о каком либо

персонаже, делая ошибки. Дети исправляют неточности описания, дают

правильные названия признаков.

Октябрь.

«Разложи картинки»

Задачи: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их

называть.

Ход игры: Детям даются две картинки, изображающие два последовательных

действий. Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую

картинку, затем второе действие и вторую картинку.

«Скажи, что делает и что будет делать»

Задачи: Учить подбирать глаголы для обозначения настоящих и

предполагаемых действий.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку и просит назвать действия героя

картинки. Затем предлагает сказать, что будет делать герой картинки потом.

«Добавь слово»

Задачи: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, следующие за

названным.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей его правильно

закончить.

«Поезд»

Задачи: Обучать коллективному рассказыванию.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в вагончики.

Вагончики-дети прицепляются друг к другу по следующим правилам.

Прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чём

остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

Ноябрь.

«Назови, что это, и скажи, какой»

Задачи: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух

предложений, связанных цепной местоименной связью.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку с игрушками. Дети должны

вынуть игрушку, назвать её и сказать, какая она.

« Объясни Мишке»

Задачи: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.

Ход игры: Мишка, называя предметы, ошибается. Дети его поправляют.

«Кто позвал»

Задачи: Обучать элементарному описанию, содержащему название объекта, с

указанием одного из его признаков.

«Встань в круг»

Задачи: Обучать коллективному описанию игрушки.

Ход игры: Воспитатель приносит новую игрушку. Дети постепенно должны

образовать вокруг неё круг, взявшись за руки. Делается это так. Первый

ребёнок называет игрушку. Второй берёт первого за руку и начинает

описывать игрушку. Трети продолжает описание, тоже становясь в круг.

Когда круг будет образован, дети водят хоровод вокруг игрушки.

Декабрь.

«Теремок»

Задачи: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола

прошедшего времени с существительным.

Ход игры: Воспитатель ставит на ковре теремок. Возле теремка рассаживает

зверей. Дети группой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку,

побуждая детей принять участие.

«Где мы были, мы не скажем»

Задачи: Активизировать в речи глагольной лексики. Соотносить слово и

движение.

Ход игры: Выбирается водящий, он отходит в сторону, а дети с воспитателем

договариваются, какую деятельность они будут изображать. Затем водящий

поворачивается, задаёт вопрос, а дети показывают, что загадали. Водящий

должен отгадать и назвать действие.

«Добавь слово»

Задачи: Учить дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить

нужное слово по смыслу высказывания.

Ход игры: В гости приходит кукла и расспрашивает детей, как они помогают

своим родителям. Затем кукла начинает предложение:

-Я умею постель (дети подбирают глагол). И т.д.

Январь.

«Олины помощники»

Задачи: Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа

глаголов.

Ход игры: В гости приходит кукла Оля. Воспитатель показывает с помощью

куклы, разные действия, и назвать, кто ей помогает. Используется

стихотворение Е.Каргановой «Олины помощники».

«Всё наоборот»

Задачи: Учить подбирать глаголы с противоположным значением.

Ход игры: В руках у воспитателя две обезьянки, Упрямица и Послушница.

Весь рассказ сопровождается движениями игрушек. Послушница что-нибудь

делает, а Упрямица всё наоборот. Дети должны называть действия словами.

«Сделай из слона муху»

Задачи: Расширять словарный запас, закреплять навык преобразования слов.

Ход игры: Воспитатель называет большой предмет, а ребёнок должен

превратить его в маленький. Например: слон – слонёнок и т.д.

«Один –много»

Задачи: Учить образовывать множественное число существительных в

именительном и родительном падежах.

Ход игры: Игру можно проводить с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку

и говорит: «Волк», тот бросает мяч обратно и отвечает: «Много волков» и т.д.

Февраль.

«Маша обедает»

Задачи: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Ход игры: Воспитатель использует набор игрушек по стихотворению

С.Капутикян «Маша обедает» и разыгрывает представление –

театрализацию.

«Подскажи словечко»

Задачи: Учить подбирать нужную форму глагола, ориентируясь на рифму и

смысл стихотворения.

Ход игры: Приходит герой из сказки, но пока он шёл к детям, он растерял все

слова. Надо помочь. Читается стихотворная строчка без последнего слова,

дети подбирают нужное.

«Что это предмет может делать»

Задачи: Учить подбирать как можно больше слов, обозначающих действие.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и спрашивает ребёнка, что этот

предмет может делать?

«Что может быть таким же?»

Задачи: Учить подбирать к прилагательному существительное.

Ход игры: Воспитатель предлагает назвать предмет такой же круглый, как

мяч и т.д.

Март.

«Разноцветный сундучок»

Задачи: Учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Ход игры: На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Читает

стихотворение.

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля, загляни,

Вынь картинку, назови.

По ходу рассматривания картинки задаются вопросы (какой? какая?)

«Лото»

Задачи: Упражнять в образовании форм множественного числа

существительных в именительном и родительном падеже.

«Потерялись»

Задачи: Учить соотносит название животного и его детёныша.

Ход игры: Воспитатель обыгрывает ситуацию с детёнышами и их мамами.

«Домик для зверят»

Задачи: Активизировать употребление в речи детей названий детёнышей

животных.

Апрель.

«Кто больше скажет о профессии»

Задачи: Учить соотносить действия людей с профессией, соответствующие

глаголы с существительными.

«Оркестр»

Задачи: Учить образовывать слова от названий музыкальных инструментов.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение Э.Мошковской «Какие бывают

подарки», сопровождая речь действиями с игрушками.

«Подарки»

Задачи: Учить соотносить предмет и действие, которое с ним производится.

Ход игры: Дети должны отгадать подарки. Например: подарок, который

может ползти. Или подарок, который можно съесть.

«У дядюшки Якова»

Задачи: Соотносить глаголы, обозначающие игру на муз. инструментах с

действиями.

Ход игры:

У дядюшки Якова семеро детей,

Семеро, семеро весёлых сыновей.

Они пили, и ели.

Друг на друга всё смотрели,

И всё делали вот так,

И вот этак, и вот так.

Дети выполняют движения за воспитателем, а потом они проговаривают ,

что они делали.

Май.

Игры – инсценировки с игрушками.

Задачи: учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы.

Ход игры: Воспитатель может предлагать ребёнку различные сюжеты,

используя игрушки, в которых дети будут проговаривать, и описывать всю

игру.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.