Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона Как дети играют в сороку ворону

Содержание

«Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»

Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона Как дети играют в сороку ворону

Потешки — это стихи и движения, вид народной игры, забавления ребёнка, ещё не говорящего, но уже понимающего речь. Игры , которая не только приятна, но и очень полезна для ребёнка.

Эта игра сочетает прослушивание (а потом и проговаривание) стихотворения с выполнением определённых движений.

Мы предлагаем вам движения на уже известные народные тексты (см.: Котенька-коток: Русский детский фольклор Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1991; Русские народные детские песенки/ В обработке Г. Науменко. — М.: Дом, 1990; Е. В. Первушина. Развивающие игры для детей от рождения до 1 года. — СПб., Литера, 2001) и новые стихи с движениями.

Начинать играть с ребёнком можно с колясочного возраста. Сперва все движения взрослый делает руками малыша. По мере освоения движений ребёнок начинает делать их сам, а взрослый только проговаривает.

Постепенно ребёнок сможет и проговорить и сделать все предлагаемые в этой книжке упражнения сам.

Это очень полезно для малыша: такие занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.

Кроме того, потешки могут включаться в комплекс упражнений для малыша или могут начинать и заканчивать сеансы массажа.

Поскольку многие дети (да и взрослые) лучше воспринимают зрительный образ, стихи сопровождаются пояснительными рисунками-схемами. Для удобства мы обозначили большой палец руки как 1 -й, указательный — 2-й, средний — 3-й, безымянный — 4-й, а мизинец — 5-й.

Весёлых вам игр и счастливых минут с вашим ребёнком!

“УТИ-УТИ”

Ути-ути, полетели,

Машем руками ребёнка.

На головушку сели.

Кладём ладони ребёнка ему на голову.

Поклевали, поклевали

“Клюём» голову ребёнка его пальцами.

И домой улетали.

Руки с головы “слетают.

“ЛАДУШКИ”

— Ладушки-ладушки,Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку.

Хлопаем в ладоши на ударных слогах.

Кашка сладенька,

Гладим рукою ребёнка его животик.

Бабушка добренька.

Гладим рукой ребёнка его голову.

Попили-поели

Снова проводим рукой ребёнка по его животу.

И домой улетели.

“Улетаем”.

“СОВУШКА-СОВА”

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит —

Руки ребёнка обнимают его лицо и плавно поворачивают голову влево-вправо.

Да вдруг как полетит!

“Улетаем”.

“КОЛПАК”

Колпак под колпаком, Под колпаком — колпак.

Ладони слегка согнуты. Кладём одну поверх другой (это — “колпаки”), потом меняем.

“Мышонок”

Сел мышонок на маслёнок,

Ладонь правой руки накрывает кулак левой.

А маслёнок — липкий гриб.

Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.

Посидел на нём мышонок

Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.

И прилип, прилип, прилип.

“Отрываем” ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой.

“ГУСИ-ГУСИ”

— Гуси-гуси!

Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси.

— Га-га-га!

Большой палец опускается – поднимается относительно остальных.

— Есть хотите?

Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси.

— Да-да-да!

Большой палец опускается – поднимается относительно остальных.

“ОПЯТА И РЕБЯТА”

На пеньке

Показываем “пенёк”.

Пять опят,

Левая рука показывает пять раскрытых пальцев.

У пенька

Снова показываем “пенёк”.

Пять ребят.

Правая рука показывает пять раскрытых пальцев.

“ПРО БАБКУ”

“Жила-была бабка,

“Руки в боки”.

Да жила у речки.

Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.

Захотелось бабке

Снова “руки в боки”.

Искупаться в речке.

Изображаем плавание брассом.

И купила бабка

“Руки в боки”

Мыло и мочало”.

Одна рука вперёд — это “мочало”, другая — “намыливает”.

Эта сказка хороша, Я начну сначала:

Правая рука в кулаке, большой палец вверх.

“Жила-была бабка…”

“Руки в боки”.

“СОРОКА-БЕЛОБОКА”

Ты, сорока-белобока,

“Машем крыльями”.

Научи меня летать,

Руки вверх.

Ни высоко, ни далёко –

Руки в стороны.

Только море увидать.

Ладонь “козырьком” ко лбу.

“Чижик-пыжик”

— Чижик-пыжик,где ты был?

Грозим пальцем.

— Я на речке руки мыл.

“Моем руки”.

Ветер дунул — я упал,

Растопыриваем пальцы и опускаем ладонями вниз.

В луже руки замарал.

Отряхиваем руки друг о друга.

“ЦАРЁВ ДВОР”

Обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней. Ладони выпрямлены — “корона”.

У царя был двор.

Руки разводятся на уровне груди — изображаем “двор”

На дворе был кол,

Одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая.

На колу — мочало,

Развести пальцы.

Его ветром качало.

Покачать кистью.

Не начать ли сказочку сначала?

“ГРЕКА И РАК”

Ехал Грека через реку.

Кисти сжаты в кулаки, обе руки делают круг.

Видит Грека: в реке рак,

Изображаем рака — все пальцы прямые, а большие соединяются – расходятся с остальными.

Сунул Грека руку в реку

Одну руку опустить вниз.

Рак за руку Греку цап!

Другой — схватить опущенную руку.

“МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК”

Мальчик с пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим — кашу ел, С этим братцем песни пел.

Перебираем пальцы ребёнка по одному на каждую строчку, слегка потряхивая за ногтевые фаланги.

“СОРОКА-ВОРОНА”

Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила.

Водим своим указательным пальцем по тыльной стороне ладони ребёнка кругами.

Этому дала в ложку, 5-й Этому — в поварёшку, 4-й Этому — в горшок, 3-й Этому — в вершок. 2-й

Загибаем пальцы ребёнка(кроме большого) по одному к ладони.

— А ты, Пахомочек, — 1-й Мой котёночек, — Печку топи, — Деток корми.

Потряхиваем большой палец за ногтевую фалангу.

“ДВА МЕДВЕДЯ”

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки), прижаты к туловищу. Ребёнок покачивается из стороны в сторону.

Один читал газету,

Разводим руки в стороны как при чтении газеты.

Другой молол муку.

Стучим одним кулаком по другому.

Раз ку-ку, два ку-ку — Оба шлёпнулись в муку.

Кулаки “падают” на колени.

Нос в муке,

Показываем пальцем на нос.

Хвост в муке,

Показываем рукой за спину.

Ухо в кислом молоке.

Берёмся пальцами за ухо.

“КУЛАЧОК”

Сначала выполняем упражнение одной рукой, потом — обеими синхронно.

Руки ребёнка лежат на коленях ладонями вниз.

Как сожму я кулачок

Сжимаем руку в кулак.

Да поставлю на бочок,

Ставим кулак большим пальцем вверх.

Разожму ладошку,

Распрямляем кисть.

Положу на ножку.

Рука кладётся на колено ладонью вниз.

“ТУК-ТУК”

— Тук-тук-тук!

Три удара кулаками друг о друга.

— Да-да-да!

Три хлопка в ладоши.

— Можно к вам?

Три удара кулаками друг о друга.

— Рад всегда!

Три хлопка в ладоши.

“БАРАНЫ”

Так бодались два барана

Оба кулака “бодаются”.

На мосточке утром рано.

Хлопки на ударные слоги.

Уступить не захотели —

Снова “бодаются”.

Вместе в речку полетели.

Ладони “уронить” на колени.

“МУХА”

Вот летела муха,

Правая рука “машет” четырьмя пальцами.

На варенье села,

Правая ладонь шлёпается сверху на левую.

Вымазала брюхо —

Ладони вращаются относительно друг друга.

Дальше полетела.

Правая рука “машет” дальше, а левая остаётся на месте.

“Цыплятки”

Зёрна курочка клюёт,

Обе ладони вместе, отклоняются от себя.

И цыплятки тут как тут.

Обе руки поочерёдно “клюют” всеми пальцами, собранными вместе.

В воду уточка нырнет,

Руки, соединённые указательными пальцами, “ныряют” от себя.

А цыплятки не нырнут.

Большой палец держит средний, безымянный и мизинец, указательный выпрямлен. Рука покачивается из стороны в сторону — грозим пальчиком.

“ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ”

Лебедь белая плывёт Шею изгибает.

Рука изображает лебедя.

А захочется в полёт – Крылья расправляет.

Руки соединены основаниями ладоней. Пальцы постепенно расходятся, но основания ладоней не размыкаются.

“ДЯТЕЛ”

Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук.

Левая ладонь прямая — это “дерево”, правая — все пальцы собраны — это “дятел”. Правая стучит в левую.

Целый день в лесу стоит: Стук, стук, стук.

Смена рук. Левая стучит в правую.

“ЗАСЫПАЛОЧКА”

На подушку головой —

Ребёнок ложится.

Глажу, глажу лобик свой.

Поглаживаем лоб.

Глазки закрываю,

Закрываем глаза ладонями ребёнка.

Быстро засыпаю.

Руки ладонями вместе положены под щёку. Глаза закрыты.

“УКАЗОМКА”

Ротик мой умеет кушать,

Показываем пальцем ребёнка на губы.

Hoc — дышать, а уши — слушать

Показываем на нос, на ухо.

Могут глазоньки моргать,

Поморгать.

Ручки — всё хватать, хватать.

Хватательные движения пальцами: раскрытые ладони — пальцы в кулаки.

“УЛИТКА”

Тычет рожками улитка

Правая рука: большой палец придерживает средний и безымянный. Указательный палец и мизинец — прямые.

Заперта в саду калитка.

Тычет “рожками” в ладонь левой руки.

Отвори скорей калитку,

Левая рука “открывает калитку”.

Пропусти домой улитку.

Правая рука “проползает”

“БОРОВИЧОК”

На полянке — толстячок

Правая рука сжата в кулак.

Это — гриб-боровичок.

Ладонь левой руки накрывает правую руку.

А под ним, собрав пожитки,

Левая рука остаётся сверху.

В дождик прячутся улитки.

Правая рука — “улитка”.

“КУЛИЧИКИ”

Лепим мы куличи,

Ладони кладутся крест-накрест то левой, то правой рукой сверху.

Круглые, как личики.

Ребёнок обводит обеими руками овал своего лица.

Получи из печи

Сначала раскрываем левую руку ладонью вверх, затем правую.

Вкусные куличики!

Взрослый кладёт сверху свою руку “горкой” сначала на левую руку ребёнка, затем на правую.

“ПАЛЬЧИКИ”

Мы с (имя ребёнка) играем, 5-й Пальцы все перебираем: 4-й Этот пальчик — всех длинней, 3-й Этот пальчик — всех умней, 2-й Этот пальчик — всех короче, 1-й Этот — стать побольше хочет, 1-й Этот — знает все игрушки, 2-й Этот — ушки на макушке, 3-й Этот — прячется в тенёк, 4-й Этот — маленький сынок. 5-й

Несильно разминаем ребёнку подушечки пальцев (ногтевые фаланги). Большой палец взрослого ставится подушечкой на ноготь ребёнка, и подушечка ребёнка “перебирается” между большим и указательным пальцами взрослого.

“КУЛАЧКИ”

Раз — кулак,

Левая ладонь прямая, правая прикладывается к ней сжатым кулаком.

Два — кулак.

Смена рук.

Ты умеешь

Смена рук.

Быстро так?

Смена рук.

“ЗАЙКА И ЁЖИК”

Зайка — ушки на макушке —

Обе руки — “на макушке” (у висков). Указательный и средний пальцы — прямые, большой придерживает безымянный и мизинец. Можно сгибать указательный и средний пальцы.

Скачет, скачет по опушке.

Обе руки на уровне груди, все пальцы щепотью вниз — “лапки”.

А за ним колючий ёжик Шёл по травке без дорожек.

Пальцы обеих рук растопырены, руки соединены ладонями, пальцы переплетены, не сгибаются, но шевелятся — как иголки идущего ёжика.

Оглавление

  • ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
  • “УТИ-УТИ”
  • “ЛАДУШКИ”
  • “СОВУШКА-СОВА”
  • “КОЛПАК”
  • “Мышонок”
  • “ГУСИ-ГУСИ”
  • “ОПЯТА И РЕБЯТА”
  • “ПРО БАБКУ”
  • “СОРОКА-БЕЛОБОКА”
  • “Чижик-пыжик”
  • “ЦАРЁВ ДВОР”
  • “ГРЕКА И РАК”
  • “МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК”
  • “СОРОКА-ВОРОНА”
  • “ДВА МЕДВЕДЯ”
  • “КУЛАЧОК”
  • “ТУК-ТУК”
  • “БАРАНЫ”
  • “МУХА”
  • “Цыплятки”
  • “ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ”
  • “ДЯТЕЛ”
  • “ЗАСЫПАЛОЧКА”
  • “УКАЗОМКА”
  • “УЛИТКА”
  • “БОРОВИЧОК”
  • “КУЛИЧИКИ”
  • “ПАЛЬЧИКИ”
  • “КУЛАЧКИ”
  • “ЗАЙКА И ЁЖИК”
  • Любимые игры с малышом

    Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона Как дети играют в сороку ворону

    Когда ребенок становится постарше и начинает активно интересоваться происходящим вокруг него, у родителей возникает вопрос: когда ребенка нужно приобщать к цифрам и как правильно научить его считать? Существуют разные мнения и методики счета, о которых мы сегодня и поговорим.

    В каком возрасте необходимо начинать занятия

    Это, наверное, самый первый вопрос, который возникает у мам и пап.

    Когда малыш уже умеет концентрировать свое внимание, стоит начинать знакомить его с тем, как выглядят цифры. В возрасте 1-2 лет следует показывать крохе первые числа.

    Научно доказано, что после двух лет у детей возникает повышенный интерес к новым знаниям, поэтому знакомить со счетом наших любимых карапузов рекомендовано именно в период с двух до трех лет.

    Как научить ребенка считать до 10

    Первые 10 цифр – это основа всего счета, поэтому первая и главная задача, которая стоит перед родителями, – помочь их освоить своему малышу. В домашних условиях это достаточно легко сделать, ведь все, что нас окружает, достаточно легко посчитать.

    • Есть одна старая, но проверенная считалочка «Сорока-ворона» и подобные ей, которые помогают развивать не только мелкую моторику, чувство ритма и отношения, но еще и дают знания о первых пяти цифрах.
    • Читайте крохе небольшие стишки и потешки, которые помогают развивать слуховую память.
    • Показывайте различные карточки, на которых изображены различные предметы в разных количествах, это будет способствовать развитию визуальной памяти. Обязательно нужно каждый раз проговаривать, что вы показываете, количество предметов и приводить примеры из жизни.
    • Важно еще знакомить с понятиями «мало» и «много», чтобы кроха воспринимал и понимал, что они обозначают. Можно показывать различные картинки, на которых изображен один и тот же предмет, но в маленьком и большом количестве, или играть с малышом, например попросить его принести одну игрушку и много игрушек (или какие-то другие предметы).
    • Детям должны быть интересны такие занятия, пытайтесь осваивать их в игровой и ненавязчивой форме. Если ему или ей уже надоело, не нужно заставлять продолжать игру, а лучше вернуться к ней позже.

    Кроха должен хорошо освоить первые десять цифр, прежде чем вы начнете его знакомить со следующими значениями.

    Как научить ребенка считать до 20

    Когда ваш малыш хорошо освоил первый этап, можно приступать к следующим методам.

    • Расскажите, чем эти значения отличаются от первых 9. Проведите аналогию между новыми цифрами и теми, что он уже знает. Например, эти значения уже состоят из двух цифр, которые делятся на десятки и единицы.
    • Здесь важно начать развивать ассоциативную память ребенка: имея определенные знания, он может ими воспользоваться, чтобы приобрести новые.
    • Нужно также продолжать показывать карточки, но уже с большим количеством предметов. Здесь уже важно научиться сравнивать. Например, попросите малыша в одну коробку положить до 10 каких-нибудь предметов, а в другую – до 20. Он должен понять (или сравнить) одну коробку с другой и увидеть разницу.

    Предлагайте ему играть таким образом, и результат не заставит себя ждать.

    Как научить ребенка считать до 100

    Уже в 4-5 лет ребенок способен знать значения от 1 до 20, поэтому можно двигаться дальше, а именно научиться считать до 100, и сейчас мы поделимся с вами, как это можно сделать.

    • Познакомьте для начала его с десятками, которые есть в числовом ряде от 10 до 100, без промежуточных значений. Пусть ребенок ознакомится с тем, что есть 10, 20, 30 и т. д. Но обязательно нужно оговаривать, что между этими числами есть еще и промежуточные значения. Самое главное, показать ребенку, что все эти значения состоят из известных ему 10 цифр, просто их нужно поставить в правильном порядке.
    • Можно разучивать вместе каждый день по 10 чисел в виде различных игр и интересных заданий. А для закрепления материала предложите ему или ей числовой ряд, в котором пропущены некоторые значения, чтобы он или она смогла найти пропущенные числа и вставить.

    На этом этапе уже можно осваивать различные методики, которые помогают малышу запоминать не только числа, но и рассказывают, как научить ребенка считать десятки и быстро считать в уме. Одними из наиболее распространенных методик считаются:

    Полезная информация

    • В таком возрасте дети способны очень быстро запоминать информацию, главное – преподнести ее так, чтобы ребенку понравилось, т. е. в виде игр и интересных занятий.
    • Важно, чтобы малыш не просто зазубрил материал и принял на веру все, что вы ему говорите, а смог понять механизм составления чисел.
    • Как можно больше общайтесь с вашими крохами и дайте им понять, что это – информация, необходимая для жизни, ведь мы всегда что-то считаем. Показывайте и рассказывайте. Еще это будет способствовать построению теплых и дружеских отношений.

    Обучение детей счету – видео

    Предлагаем вашему вниманию небольшое, но достаточно информативное видео о том, какие методы и подручные предметы можно использовать, чтобы ваш малыш освоил числа.

    Вы также можете узнать о том, . А если ваш малыш уже знает числа, советуем ознакомиться с тем, —как научить ребенка читать— и какие проверенные методики существуют на сегодняшний день.

    Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица

    Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона Как дети играют в сороку ворону

    2014-11-20

    Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно.

    Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи.

    Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

    Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

    В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года.

    Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки.

    И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

    Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

    Стихи для изучения частей тела и лица

    Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

    Низко-низко наклоняюсь

    Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

    СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

    Потешки

    Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона Как дети играют в сороку ворону

    Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить.

    А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки, призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

    Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять…» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день.

    Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку.

    Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова.

    Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

    Конфеточки

    Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки.

    (Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

    Речка

    Широка река,Высоки берега.

    (На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

    Малютка

    Подбородочек-малютка,Щечки, щечки,Носик, губки.А за губками – языкС соской он дружить привык.Глазки, глазки,Бровки, бровки,Лобик, лобик-умница -Мама не налюбуется.(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.

    На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

    Погремушечки

    Вот проснулись, потянулись,С боку на бок повернулись!Потягушечки! Потягушечки!Где игрушечки, погремушечки?

    Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

    Проснулись

    – Мы проснулись, мы проснулись.(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).- Сладко, сладко потянулись.(Тянем ручки вверх)

    – Маме с папой улыбнулись.

    Потешки для детей до года

    Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах.

    К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

    Плетень

    Тень-тень-потетень,Выше города плетень.Сели звери на плетень.Похвалялися весь день.Похвалялася лиса:- Всему свету я краса!Похвалялся зайка:- Пойди, догоняй-ка!Похвалялися ежи:- У нас шубы хороши!Похвалялся медведь:

    – Могу песни я петь!

    Петушок

    Петушок, петушок,Золотой гребешок,Масляна головушка,Шелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь?

    Котик

    Как у нашего котаШубка очень хороша,Как у котика усыУдивительной красы,Глаза смелые,

    Зубки белые.

    Совушка

    Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит!

    (Руки ребенка поднимаем вверх.)

    Пяточки

    Вот лежат в кроваткеРозовые пятки.Чьи это пятки –Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай,

    Одеяльцем накрывай!

    Пестушка-молчанка

    Где же наши ушки?Слушают пестушки!А где глазки?Смотрят сказки!А где зубки?Прячут губки!

    Ну а ротик на замочек!

    Ладушки

    – Ладушки, ладушки,Где были?- У бабушки.- Что ели?- Кашку.- Что пили?- Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)На головку сели!

    Ладушки запели.

    Потешки на все случаи жизни

    Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Умываемся с потешками

    Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся,

    Маме улыбаемся.

    Щечки?Мыли.Носик?Мыли?А глазки?

    Забыли.

    Зарядка

    Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнись.(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение

    – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Зарядка с Буратино

    Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    Знакомство с пальчиками

    (Поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,

    Оттого и растолстел.

    Знакомимся с телом

    Паучок, паучок,Аню хвать за бочок.Лягушка, лягушка,Аню хвать за ушко.Олени, олени,Аню хвать за колени.Песик, песик,Аню хвать за носик.Бегемот, бегемот,Аню хвать за живот.Оса, оса,Аню хвать за волоса.Кузнечики, кузнечики,

    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Купаемся

    Кто тут будет куп-куп,По водичке – хлюп-хлюп?В ванну быстро – прыг, прыг,В ванне ножкой – дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,

    И грязь куда-то денется.

    Потешки от слёз

    Ах, кокля-мокля,Глазоньки промокли.Кто будет детку обижать,

    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,Куплю калач.Не хныч, не ной,Куплю другой.Слезы утри,

    Дам тебе три.

    Заживляем ранки

    У киски болит,У собачки болит,А у моего малыша

    Заживи-заживи-заживи.

    Делаем массаж

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)Из последнего окошкаВдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)Пришла лисичка,(гладим спинку)Хвостиком помахалаПрошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)Стул,(стул — щепотью)Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)Жене и дочке,Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)Шлю вам чулочки,Дзинь-точка.Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)Прочитал,Помял, разгладил,Сложил,

    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

    Массаж животика

    Розовый животикМурлычет, словно котик,Заурчал щеночкомЗабулькал ручеечком.Ах животик ты, живот,Кто же там внутри живёт?Кто мешает баинькиМаленькому заиньке?Мы погладим пузики,Толстые арбузики.Спит щеночек, спит котёнок.

    Улыбается ребёнок.

    Просыпаемся

    Потянушки – потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама?

    Вот тут кто любимый самый!

    Потешки про еду

    Это – ложка,Это – чашка.В чашке – гречневая кашка.Ложка в чашке побывала –

    Кашки гречневой не стало!

    Идет коза рогатаяЗа малыми ребятами,Ножками топ-топ,Глазками хлоп-хлоп,Кто каши не ест,Кто молока не пьет -Забодает,Забодает,

    Забодает!

    Утка утенка,Кошка котенка,Мышка мышонкаЗовет на обед.Утки поели,Кошки поели,Мышки поели.А ты еще нет?Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-воронаКашку варила,На порог скакала,Гостей созывала.Гости не бывали,Каши не едали,Всю свою кашуСорока-воронаДеткам отдала.(загибаем пальчики)Этому далаЭтому далаЭтому далаЭтому далаА этому не дала:- Зачем дров не пилил

    – Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшкаВ духовке сидела,На нас глядела,

    В рот захотела.

    Когда и как использовать потешки?

    Также потешки используются:

    • когда ребенка одевают на прогулку;
    • купают;
    • помогают проснуться с хорошим настроением;
    • если ребенок шалит или капризничает;
    • для игры с ним;
    • для обучения малыша в игровой форме и пр.

    Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда малыш не устал и готов к активному восприятию.

    Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

    Вернуться в раздел детские стихи.

    Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет

    Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона Как дети играют в сороку ворону

    Общие приемы массажа пальчиков, способствующего развитию речи: – проглаживание кисти рук; – растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; – легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика; – растирание по кругу от кончика к ладошке; – взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

    Под каждый прием можно выбрать отдельную потешку.

    ***

    Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну а этот взял и съел!

    *** Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять: Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел!***Сидит белка на тележке, Раздает она орешки. Мишке-толстопятому, Заиньке усатому, Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке. Кому в роток, Кому в зобок,

    Кому в лапочк

    Ладушки

    ***
    Ладушки – ладушки,
    Где были?
    У бабушки!
    Что ели?
    Кашку!
    Что пили?
    Бражку!
    Каша масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    на головку сели,
    ***
    Ладушки – ладушки!
    Где были? – У бабушки.
    Что ели? – кашку.
    Что пили? – бражку.
    Кашка сладенька.
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Домой полетели!
    На головку сели!
    ***
    Ладушки, ладушки!
    Пекла бабка оладушки.
    Маслом поливала,
    Детушкам давала.
    Даше два, Паше два,
    Ване два, Жене два.
    Хороши оладушки
    ***
    Чики-чики-чикалочки,
    Сидит зайчик на палочке,
    Белка на тележке
    Щелкает орешки.
    Иди, зайчик, не проси,
    Сам орешков натруси.
    Ладушки, ладушки,
    Испекли оладушки,
    На окно поставили,
    Остывать оставили
    Остынут – поедим
    И воробушкам дадим,
    Воробушки сели,
    Все оладьи съели,
    Кыш, кыш – полетели!
    На головку сели!

    ***
    Мы капусту рубим, рубим
    Мы морковку трём, трём
    Мы капусту солим, солим
    Мы капусту жмём, жмём
    Сок капустный пьём, пьём

    ***Лады-ладуси Были у бабуси, Ели кренделек, Пили киселек. Взяли на закуску Хлеб да капустку, Взяли на дорожку Пышную лепешку Да в придачу из печи Маковые калачи. Не хотите калачей? Так летите! Гей! Гей!

    Для игры надо распечатать и сделать пальчиковые игрушки

    ***Этот пальчик -дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик –я! Вот и вся моя семья!
    ***Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. А этому не дала: Ты воду не носил, Дров не рубил, Печку не топил Кашу не варил Почему воду не носил? Почему дров не рубил? Почему печку не топил? Почему кашу не варил? Запоминай!!! Вода холоденька, Тепленька, горяченька

    (щекотать ручку от плеча к ладошке)

    А здесь кипяток, кипяток!!!

    ***

    – Сорока, сорока! Где была? – Далеко! Печку топила, Кашу варила, На порог скакала – Гостей созывала. Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. А этому не дала: Ты воду не носил, Дров не рубил, Печку не топил

    Кашу не варил


    ПАУЧОК

     Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.

    Паучок ходил по ветке,

    А за ним ходили детки.

    Дождик с неба вдруг полил,

    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

    Паучков на землю смыл.

    Хлопок ладонями по столу/коленям.

    Солнце стало пригревать,

    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

    Паучок ползёт опять,

    Действия аналогичны первоначальным

    А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке.

    “Паучки” ползают по голове.

    ЧЕРВЯЧКИ

     Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

    Раз, два, три ,четыре, пять,

    Червячки пошли гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Червячки пошли гулять.

    Вдруг ворона подбегает

    Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

    Головой она кивает,

    Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

    Каркает:”Вот и обед !”

    Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер

    Глядь –

    разводим руками

    а червячков уж нет!

    Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

    ВЕТЕР

     Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

    Ветер дует, задувает,

    Пальму в стороны качает.

    Ветер дует, задувает,

    Пальму в стороны качает.

    Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

    А под пальмой краб сидит

    и клешнями шевелит,

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.

    Чайка над водой летает

    Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). “Машем”ими в воздухе.

    И за рыбками ныряет,

    Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.

    Чайка над водой летает

    И за рыбками ныряет.

    А под пальмой…

    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.

    Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, “открываем и закрываем рот” крокодила.

    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.

    Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

    А под пальмой…

    Маленькая мышка

     Маленькая мышка

    По городу бежит,

    Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

    Глядит ко всем в окошки,

    Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

    И пальчиком грозит:

    Грозим пальчиком

    “А кто не лёг в кроватку?

    Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

    А кто не хочет спать?

    Переворачиваем руки на другой “бок”.

    Такого непослушного

    Я буду щекотать!”

    Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

    ПАЛЬЧИКИ

    В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем – сжимаем и разжимаем кулачки.

    Вот это самый толстый пальчик у меня,

    Сгибаем и разгибаем большой палец

    Вместе с ним танцуют все его друзья.

    Сжимаем и разжимаем кулачки

    Этот самый ловкий пальчик у меня

    Указательный палец

    И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

    Вот этот самый длинный пальчик у меня,

    Средний палец

    Вместе с ним танцуют все его друзья,

    А вот этот пальчик лодырь у меня,

    Безымянный палец

    Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

    А этот пальчик-мальчик лучший у меня,

    Мизинец

    Вместе с ним танцуют все его друзья.

    Все мои пять пальцев дружная семья,

    Выполняем движение “фонарики”

    И, когда они танцуют, танцую с ними я!

    Хлопки в ритме текста.

    Шла кукушка

    Шла кукушка мимо рынка,

    Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).

    У неё была корзинка,

    Ладони соединяются “ковшом” (корзинка).

    А корзинка на пол – бух!

    Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.

    Полетело десять (девять, восемь) мух!

    Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.