Описание варианта самостоятельной деятельности детей организованной воспитателем. Блок самостоятельной деятельности детей

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГТ

Описание варианта самостоятельной деятельности детей организованной воспитателем. Блок самостоятельной деятельности детей

Шерстобитова Ирина Владимировна, воспитатель I категории МБДОУ №113 г. Архангельск, магистрант САФУ им. М.В. Ломоносова

Консультация для педагогов по организации самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учетом ФГТ

Аннотация: В работе раскрыта сущность понятия «самостоятельная деятельность детей» и роль воспитателя в организации данной деятельности. Материал будет полезен педагогам ДОУ при планировании своей работы с детьми.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3.

 Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально – художественной, чтение.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ –это такая работа, которая  выполняется без непосредственного участия  воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности,  доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.

Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Как можно педагогам организовать самостоятельной деятельности детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3.

 Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица»и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя – направляет, остальное дети делают сами)

6.  В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая – подгрупповая, совместная деятельность).

Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается.

Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание,  1991 – № 6. – С. 11-14

2. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.

3.

 Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192 с.

Рекомендуем посмотреть:

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Конспект самостоятельной деятельности в средней группе согласно ФГТ

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Самостоятельная деятельность дошкольников – путь к взрослению

Описание варианта самостоятельной деятельности детей организованной воспитателем. Блок самостоятельной деятельности детей

Большинство родителей желает, чтобы их ребенок вырос ответственным и самостоятельным человеком. Только не все осознают, что основы этих качеств закладываются еще с дошкольных лет. Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста такая же важная составляющая, как и творческое развитие, игра, обучение чтению. 

Как формируется и проявляется самостоятельность в деятельности

Самостоятельная деятельность детей – это своеобразная автономия. Подразумевается, что дошкольник выполняет определенные действия или решает практические задачи без участия взрослого.

С теоретической точки зрения, самостоятельная деятельность требует постановки цели, выбора средств ее достижения, непосредственного выполнения, а также хотя бы минимального контроля.

Все выглядит как сложный алгоритм. Но на практике он превращается в доступную ребенку последовательность. К примеру, рассматривая кубики или крупные детали конструктора, малыш начинает строить башенку, подобную той, что сооружал вчера вместе с папой. Все компоненты деятельностного процесса здесь присутствуют, но дошколенок сам задумывает и реализует идею.

Проявление самостоятельности не происходит вдруг и мгновенно. Примерно в 3 года ребенок начинает отстаивать свою независимость на бытовом уровне. Сначала он выполняет действия с помощью взрослого, но быстро наступает следующий шаг, когда малыш хочет от этой помощи освободиться. То и дело звучит настойчивое «Я сам!».

Взрослый передает ребенку образец, как выполнять действие. Подражание – это первичная активность ребенка. Самостоятельные действия дошкольник предпринимает по собственной инициативе, и для них еще нужно созреть.

Можно выделить этапы становления самостоятельных действий, которые прослеживаются в любом виде деятельности, за которую берется малыш:

  • Совместно-разделенные попытки. Начинают занятие (рисование, рассказывание, любое практическое действо) вместе. Затем ребенку активно помогает взрослый, а то и выполняет основную часть.
  • Выполняет дошкольник, но с подсказками и на основе показа нужных действий наставником.
  • Взрослый предлагает, то есть, ставит задачу, и ребенок справляется с ней. Данный этап можно назвать исполнительским.
  • Дошкольник сам проявляет инициативу и выполняет действия, чтобы достигнуть той цели, которую он ставит перед собой.

В детстве с каждым днем расширяются границы, в пределах которых дети пробуют свои силы. Дошкольник начинает проявлять самостоятельность в любой доступной ему деятельности: познавательной, игровой, творческой, продуктивной.

Самостоятельность дошкольника в игре

Игра является самой естественной занятостью в дошкольном возрасте и ведущей деятельностью в развитии ребенка. В игровых условиях дети открывают себя и социальные отношения. Сюжетно-ролевая игра — идеальная среда для развития самостоятельности.

Взрослый присутствует в игровой деятельности ребенка, но опосредованно, через роль. То есть, дети видят поведение и отношения окружающих взрослых, принимают их за образец, а затем моделируют в своих играх.

В игре младших дошкольников прослеживается, в основном, подражательство. Они стараются копировать жесты, тональность высказываний. Ругают «провинившихся» кукол, как мама. Проявляют озабоченность, исполняя роль врача и пр. Однако, выбор сюжета, подбор предметов-заместителей (что будет градусником, а что тарелкой с кашей) происходит самостоятельно.

Благодаря действенному воплощению роли детишки приобретают в игре трудовые навыки. Если по сюжету нужно убраться в комнате, то малыш берется складывать разбросанные вещи или подметать.

С развитием игровой деятельности дети проявляют все больше самостоятельности. Они усложняют сюжеты, распределяют роли, договариваются о правилах, и сами же контролируют их выполняемость.

Самостоятельная творческая деятельность

Самостоятельность в творческой деятельности складывается постепенно и в простых упражнениях, и когда ребенок приобщается к художественным занятиям. На первых порах необходимо аккуратное вмешательство взрослого, чтобы помочь в конкретных операциях.

Младший дошкольник еще только начинает овладевать средствами, необходимыми для творчества. Уверенно держит карандаш, но чертит, в основном, хаотичные линии. Уже составляет некоторые конструкции, но только простейшие.

Поле для проявления творческой самостоятельности в младшем дошкольном возрасте еще только приобретает разнообразие. Оно представлено:

  • Рисованием
  • Составлением мозаичных картинок
  • Конструированием из крупных деталей

Интерес к самостоятельным творческим действиям в 3-4 года уже есть. Кажется, малыш поглощен катанием машинки, пока мама складывает мозаичную фигуру и безуспешно пытается увлечь этим занятием ребенка.

А спустя некоторое время малыш уже сам, пусть и хаотично, но соединяет элементы мозаики или строит мостик по образцу. Одни дети при этом согласятся на незначительную помощь.

Другие примут только подсказанное название.

В среднем дошкольном возрасте активизируется интерес к музыкальной сфере. Если раньше дети жали на клавиши детских музыкальных инструментов и радовались извлеченному звуку, то к пяти годам им интересны аккорды. Дошкольники улавливают мелодику, нажимая 2-3 клавиши подряд, и начинают экспериментировать с звучанием.

Пятилетние дети открывают для себя словотворчество. Это важная стадия формирования грамматического строя речи. Каких только слов дети не придумывают! Причем делают они это отнюдь не по указке взрослого. Самое время подтолкнуть ребенка к самостоятельному сочинению рассказов. Взрослый может предложить дошкольнику серию картинок и попросить рассказать историю.

Самостоятельное творчество старших дошкольников

Старшие дошкольники не нуждаются в подобном сопровождении своих художественных или конструкторских экспериментов. Они предпочитают услышать отзыв только о результате. Замышляют, подбирают средства, а также выполняют задуманное без сторонней помощи.

Конечно, в итоге дети ожидают услышать похвалу. В крайнем случае, поддержку, но никак не критику. Если ребенок старательно творил свой рисунок или аппликацию, то он желает получить положительную оценку, а не замечание, что не все удалось.

Отрицательные оценки угнетают потребность в самостоятельной деятельности данного вида. Не хвалят рисунки – у дошкольника пропадает желание рисовать. Не восхищаются поделкой – угаснет интерес и у ребенка.

Мотивация к самостоятельным действиям у дошкольника не исчезнет, она проявится в других сферах. Однако взрослым важно учитывать, что с творчеством не следует рисковать и стоит поддерживать дошкольника.

Довольно высокий уровень развития речи старших дошкольников открывает для них первичное литературное творчество. Они придумывают свои истории, рифмуют слова.

Подобные упражнения характеризуются высокой степенью самостоятельности. Если взрослый предложит 5-6 летнему ребенку сочинить сказку, с большой долей вероятности он откажется.

Другое дело, если этот порыв идет изнутри, и дошкольник сам решил придумать занятную историю.

Цели сочинительства могут быть разные – пофантазировать о желанном, повторить запомнившийся сюжет с центрацией на свою жизнь, рассмешить близких или друзей. В любом случае, подобное творчество отлично развивает речь и воображение, а также формирует творческую инициативность.

Развитие мотивации к самостоятельной деятельности у дошкольников

Очевидно, что самостоятельная деятельность дошкольников развивается под контролем взрослых. Подобное утверждение звучит несколько парадоксально. Но, поскольку выполнение действий опирается на приобретенные навыки, то ребенок иначе, чем с подачи взрослого, вряд ли их приобретет.

Также взрослый подталкивает, пробуждает интерес у ребенка, с тем, чтобы он направил свое внимание на определенные предметы, явления, стороны жизни. Простой вопрос «Где же домик Ежика/Зайчика?» может подтолкнуть малыша к тому, чтобы он строил домики чуть ли не для всех игрушек.

При этом у детей остается большое поле для проявления самостоятельности. Это и выбор средств, и способ действий, и ориентировочный результат.

В настоящее время практически в каждой семье найдется множество средств для самостоятельной деятельности ребенка. Творческие наборы, дидактические игрушки предназначены для того, чтобы заинтересовать дошкольника и привести его к посильному результату. Если взрослые демонстрируют ребенку возможности таких игрушек, это мотивирует их к активному экспериментированию.

Важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Взрослому несложно намекнуть, какой чудесный результат может получиться, а на дошкольника эти слова окажут мобилизующее действие. Вот несколько вариантов, как можно поддержать ребенка:

  • Похвалить саму идею
  • Положительно отозваться о предполагаемом результате
  • Назвать, кто особенно порадуется проявленной инициативе ребенка
  • Вспомнить, какой отличный результат дошкольник получил прошлый раз
  • Отметить личностные качества ребенка

Любой из этих вариантов сыграет положительную роль в организации самостоятельной деятельности детей, и они возьмутся за дело с удвоенным старанием и оптимизмом. А переживание удовольствия от самого процесса и радости от полученного результата являются лучшей внутренней мотивацией к продолжению самостоятельной деятельности.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.