Оренбургский пуховый платок история промысла. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Содержание

Оренбургский пуховый платок: народный промысел

Оренбургский пуховый платок история промысла. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз.

Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка)

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов.

Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е.

без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными.

Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха)

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору.

Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр.

Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.

И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко)

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений.

Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка)

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб – основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее – бантики, снежинки, сосенки.

Уникальность оренбургского платка

Оренбургский пуховый платок история промысла. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Оренбургский пуховый платок – изящное, изысканное и нежное произведение искусства, которое не имеет аналогов во всем мире.

Изделие является одним из символов России наряду с хохломой, матрешкой и тульским самоваром. Название художественных промыслов произошло от места их зарождения.

На сегодняшний день пуховые платки создают также в Воронеже и Пензе, но величия Оренбурга они затмить неспособны.

История возникновения

Древнейший промысел зародился более двухсот лет назад. Согласно старинным преданиям платки начали создавать в восемнадцатом веке. Оренбургские шали делают из тончайшего пуха козы. В основе вязания лежат нити из шёлка или хлопка.

Однако есть поверье, что техника создания изысканного изделия зародилась задолго до образования Оренбургской губернии. Заниматься промыслом начали коренные жители степей.

Пуховые платки обрели широкую известность и популярность, когда в губернию перебрались казаки-переселенцы. До этого момента местные скотоводы занимались разведением коз исключительно для того, чтобы получить мясо и молоко. Шерсть животных пускали на изготовление теплых вещей, которые в холодное время года помогали согреться.

Представляете, как удивились казаки, когда увидели пастухов, которые рассекали степные просторы в тонком одеянии в холодные дни. Самое удивительное, что чабаны не замерзали и чувствовали себя прекрасно. Любопытство одолевало переселенцев, и они решили разузнать у «аборигенов» их секрет.

Тайна оренбургских пастухов заключалась в том, что они носили вязаные вещи из козьей шерсти. Надевали их под верхнюю одежду.

Местные рукодельницы владели искусством вязания, но изделия были далеки от шедевров. Они создавали самые простые и примитивные вещи (безрукавки, платки), которые хорошо сохраняли тепло и не доставляли дискомфорта при ношении. По мнению оренбургских дам, изделия из шерсти предназначались исключительно для роли «обогревателя».

С наступлением весны казаки предложили чабанам привести коз в порядок, расчесать шерсть. «Хитрецам» заплатили вычесанным пухом, остались довольны обе стороны. Пастухи получили красивых козочек, казаки необходимое сырьё.

Когда спустя год переселенцы вновь обратились к аборигенам с аналогичной просьбой, те заподозрили, что дело здесь нечисто и непроста к ним обращаются с подобным предложением две весны подряд. Пастухи стали продавать пух за определенную плату.

Спустя некоторое время казачки и оренбургские девушки объединились и стали обмениваться знаниями об искусстве вязания. Точнее переселенцы делились тайнами по созданию ажурных вещей невероятной красоты. В итоге ученицы превзошли преподавателей, до сих пор им нет равных по производству пуховых платков.

В 1857 году на выставке, проходившей в Париже, впервые презентовали продукцию из Оренбурга. После этого к платкам пришла всемирная слава и признание. Пух оренбургских коз считается тончайшим на всей земле. Его толщина доходит до восемнадцати микрон. То есть даже меньше, чем объем человеческого волоса, который составляет до ста микрон.

По этой причине изделия получаются легкими, изящными и нежными. В то же время пух является одним из самых крепких материалов. По достоверным данным, он прочней всех разновидностей шерсти.

Тонкости и нюансы изготовления

Выделяют несколько типов платков:

  • Плотные шали из пуха серого или белого оттенка, предназначенные для ежедневного использования.
  • Тонкие «паутинки» с добавлением шелковой нити и уникальным орнаментом. Их надевают на праздничные мероприятия.
  • Ажурные шарфы-палантины. Также носили только в торжественные дни.

Удостовериться в тонкости готового изделия легко. Если оно проходит через кольцо или помещается в яйцо гусыни, то шаль соответствует стандартам.

Из чего делают оренбургские пуховые платки? Из козьей шерсти. Работа, связанная с созданием аксессуара невероятно сложная и кропотливая. На нее уходит много времени и сил, требуются особые навыки и умения.

Первым делом сырьё очищают от волосков, прочесывая несколько раз. Затем на веретене прядут нити и объединяют шелковую «паутинку» с пуховой. Полученную пряжу скручивают в клубок, после плетут шаль. Готовый аксессуар повторно чистят и отбеливают.

Преимущества оренбургских платков

Чем объясняется невероятная популярность изделий? Во-первых, они имеют оригинальные ажурные узоры. Во-вторых, несмотря на небольшой вес и тонкость, являются прочными и эластичными.

  • На создание аксессуара из пуха уходит от пары дней до нескольких недель. Оренбургский платок, связанный на фабрике выглядит плотней и имеет менее ажурный орнамент.
  • Тонкую паутинку из козьей шерсти можно использовать в качестве дополнения к вечернему наряду. Он элегантно прикроет обнаженные плечи. А вот фабричное изделие лучше согреет в холодные дни.
  • Каждый платок обладает неповторимым орнаментом. Если присмотреться, можно разглядеть сказочные узоры, снежинки и затейливые мотивы. Поэтому изделие является уникальным, не имеющим мировых аналогов.
  • Аксессуар обладает нежной текстурой, не доставляет дискомфорта и не колется. В платок можно укутать малыша, не опасаясь за его нежную кожу. Пух считается гипоаллергенным материалом и не вызывает раздражения.
  • Вязаное изделие способно «дышать». Это еще одно неоспоримое преимущество перед «конкурентами».

Платочные аксессуары станут прекрасной альтернативой шапке, если необходимо сохранить прическу. Они невероятно теплые, поэтому вы точно не замерзнете. Изделия из пуха рекомендовано носить при простуде и болях в спине. К тому же шаль хорошо справляется с ломотой в суставах.

Как выбрать пуховый платок

Чтобы купить оригинальное изделие, обращайте внимание на следующие нюансы:

  • При тщательном рассмотрении аксессуара можно увидеть, что оно создано из двух нитей разной пряжи. На «просвет» хорошо заметно, что пуховая нить лежит вдоль шелковой, а не «налеплена» кусками.
  • Максимальный вес изделия в виде «паутинки» – сто грамм. А вот толстая шаль примерно 300 гр.
  • Некоторые производители вместо козьего пуха используют ангору. Ее пух в несколько раз тяжелей и плотней, поэтому готовое изделие весит больше.

Оренбургская шаль чаще всего белая и серая. Местные рукодельницы в шутку говоря: «Мы цветных козочек не разводим».

  • Отличить ручную вязку от машинной просто. В первом случае петли получаются воздушными и разного размера. Машинная вязка отличается по плотности, петельки ровные и тугие.
  • Опытная мастерица создает одну шаль на протяжении двухсот часов. Соответственно, такой товар не будет стоить копейки. Да и козий пух не самое дешевое сырьё, ведь животное за год выдает всего триста грамм. Один оренбургский платок стоит в районе трех тысяч рублей.
  • При приобретении шали обратите внимание на «пушистость». Она становится «лохматой» лишь в процессе эксплуатации, но никак не в период лежания на прилавке. Если вы увидели пушистый платок, значит, его специально начесали. Подобная шаль не прослужит долго и быстро «облысеет».

Как определить качество пухового платка

Чтобы изделие из козьего пуха прослужило много лет и согревало свою владельцу в холодные дни, необходимо знать несколько правил его выбора:

  • Прежде чем покупать шаль, кончиками двух пальцев возьмите за пух в середине изделия и подержите на протяжении нескольких секунд. Качественный платок останется в руках, а вот подделка выпадет, оставив на память ворсинки.
  • Проверить натуральную пряжу можно с помощью огня. Оторвите от шали несколько пушинок и подожгите. Настоящее сырье мгновенно сгорит и оставит запах сожженной шерсти. Искусственное волокно начнется плавиться и скатываться в шарик. При этом появится «аромат» пластмассы.
  • Если с края аксессуара потянуть за ниточку, качественная нить не оборвется.Также нелишним будет проверить орнамент изделия на симметричность и целостность.

С чем сочетать платок

В последнее время оренбургская шаль вновь начала завоевать сердца модниц. Особым спросом она пользуется у любителей ажурных изделий. Однако мало кто знает, как правильно носить аксессуар, чтобы подчеркнуть природную красоту.

Дизайнеры советуют сочетать шаль вместе с одеждой однотонного цвета, чтобы акцентировать внимание на сущности своей обладательницы. Дамам невысокого роста стоит остановиться на изделие холодных оттенков. Он придает облику нежность и выразительность. А вот темные расцветки «крадут» сантиметры.

Если пуховой аксессуар повязать чуть ниже талии, он замаскирует узкие плечи и широкие бедра. Светлые оттенки шали помогут верно расставить акценты в образе и добавят элегантности.

Молодым девушкам рекомендуется носить ажурную шаль большого размера, которые подчеркнут стройную фигуру и нежным облаком окутают юную особу.

Из видеоролика вы узнаете, как правильно носить оренбургский платок в холодные дни.

Как ухаживать за аксессуаром

Чтобы изделие из козьего пуха долго сохраняло первоначальный вид, придерживайтесь простых советов:

  • Оренбургский платок славится своей неприхотливостью в уходе и хранении. Одно из главных достоинств изделия – он не линяет, соответственно, всегда сохраняет изначальный цвет.
  • После зимы аксессуар необходимо почистить. В пыли собирается огромное количество микроорганизмов, которые за короткий срок могут привести вещь в непригодность.
  • После обработки шали, положите ее в холщовый мешочек и уберите в шкаф. Желательно поместить туда средство от моли и насекомых. Некоторые женщины опасаются, что после длительного хранения платок может обзавестись специфическим запахом. Не переживайте! Ведь современные средства – это не бабушкин нафталин. Они не только эффективно борются с разной живностью, но и обладают приятным ароматом.

В летний период изделие можно вынести на солнышко и просушить его. Отлично, если будет дуть легкий ветерок.

Как правильно стирать платок

Пуховой аксессуар не любит горячую воду, максимальная температура для водных процедур – тридцать градусов. Для стирки изделий используйте специальные жидкие моющие средства. Допускается очищение с применением детского шампуня.

Аксессуар погрузите в таз с водой, чтобы изделие полностью «утонуло». Оставьте на десять минут, затем аккуратно простирните. Ни в коем случае сильно не трите и не выкручивайте шаль. Когда вода загрязнится, выньте платок и осторожно выжмите.

Полоскайте до тех пор, пока не исчезнет пена. Отожмите аксессуар между ладонями и просушите, используя махровое полотенце. Отжатое изделие поместите на ровную поверхность. При сушке следите, чтобы на шаль не попадали лучи солнца.

Заключение

Оренбургский платок – одно из самых популярных направлений среди многочисленных русских промыслов. Талантливые мастерицы с Урала создают настоящие шедевры из козьего пуха. Шаль отличается легкостью, при этом хорошо сохраняет тепло. Ажурные изделия можно носить в летний период, а вот толстая шаль прекрасно подойдет для зимней стужи.

Об истории пухового аксессуара вы узнаете из видеоролика.

История оренбургского пухового платка

Оренбургский пуховый платок история промысла. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Невероятная популярность оренбургских платков связана с их уникальными характеристиками: эти изделия очень мягкие и настолько пластичные, что могут быть продеты сквозь кольцо, а легенда гласит, что оренбургский платок целиком помещается в скорлупу гусиного яйца. Платки прекрасны и расправленные, когда виден роскошный узор, и в складках. А благородные кипенно-белый и серебристо-серый цвета тонко подчёркивают женскую красоту.

В XVIII столетии Оренбургский край был мало заселён. Но после основания Оренбурга в 1743 году на Урал началось переселение выходцев из Поволжья. А в начале XIX века в Оренбуржье переезжают семьи из разных губерний империи — Тульской, Рязанской, Орловской, Курской.

Мигрируют представители разных социальных слоёв: крестьяне, казаки, дворяне. Большую часть составляют казацкие семьи. Это обусловлено необходимостью защиты юго-восточных границ Российской империи и созданием Оренбургского казачьего войска по указу Елизаветы Петровны.

Позже из-за растущего спроса на платки пуховязанием стали заниматься целыми поселениями. Коллективный труд и наработанный опыт помогли сформироваться промыслу, известному и по сей день.

Секреты оренбургских коз

Первым на высокое качество пуха оренбургских коз обращает внимание П. И. Рычков — российский историк и исследователь. В работе «Опыт о козьей шерсти» 1766 года он отметил, что лично велел вычесать гребнем местную козу. В результате был получен пух — очень тонкий и удивительно мягкий, напоминающий хлопчатую бумагу.

В 1835 году вопрос о качестве пуха поднимает еще один российский учёный — В. И. Даль. В статье «О козьем пухе» он пишет, что государству было бы выгодно торговать этим сырьём. Также учёный отмечает условия, при которых формируется пух: козы должны зимовать в степях при низких температурах, питаясь подножным кормом.

Только тогда у них образуется тёплый, эластичный и густой, но тонкий подшёрсток.

В этой же статье описана попытка разведения оренбургских коз во Франции. В начале XIX столетия Гийом Луи Терно, владелец фабрики по производству шалей, закупил больше 1000 коз из Оренбургского края. Позже выяснилось, что из-за более мягкого французского климата пух перестал быть таким тонким и тёплым.

Оренбургские паутинки в Европе

В конце XIX столетия платки из Оренбургского края становятся известны за рубежом.

В 1851 году европейской публике на Всемирной лондонской выставке представлены два платка — работы Марьи Зориной и сестёр Бондаревских.

В 1862 году, также на Всемирной выставке в Лондоне, публика рассматривала уже шесть платков, связанных Марией Усковой. Тогда экспонаты из Оренбуржья получили 6 медалей, одна из них вручена за оренбургские паутинки.

Конец XIX — начало XX века

В этот период пуховязание перестаёт быть исключительно казацким промыслом — ремесло осваивают крестьяне. К 1915 году созданием платков в Оренбуржье занимаются более 24 000 человек.

проблема вязальщиц того времени — зависимость от мелких торговцев, которым мастерицы сдают свои работы.

Одна из первых попыток исправить положение дел принадлежит Е.М. Ершовой, жене наказного атамана казачьего войска. Она покупает платки у вязальщиц и отправляет товары на реализацию в крупные города — Москву, Петербург. Деньги высылаются мастерицам.

Продолжает дело Ершовой Н. М. Алексеев — бывший учитель станичной школы Орского уезда, близко знакомый с местной промысловой деятельностью. В 1910 году он выступает с докладом, в котором предлагает поддержать появляющиеся артели мастериц для развития пухового производства.

Первый кризис

С первым серьёзным кризисом промысел столкнулся в 1920 — 1921 годах, когда во время голода животноводство в Оренбуржье пришло в упадок.

К примеру, летом 1922 года в посёлке Губерлинском количество коз составляло всего 12 голов вместо бывших до этого 3000. Не было и шёлковых нитей, добавляемых к пуху.

А так как при военном коммунизме сбыт оренбургских платков был затруднен, стремительно сокращалось и число артелей.

Но все же пуховязание продолжало существовать. И в 1923 году лучшие работы были представлены на московской Всероссийской сельскохозяйственной выставке. А к 1927 году основан ряд артелей: «Пролетарка» (станица Пречистенская); «Первое Мая» (село Жёлтое); артель имени Розы Люксембург (село Каменноозёрное).

В 1930 году 43 артели вошли в состав Оренбургского пухсоюза — организации, созданной для решения проблем промысла. В этом же году в Оренбурге открыта первая на территории СССР пуховязальная фабрика имени 1 Мая.

На ней для производства платков использовалось оборудование, предназначенное для создания трикотажа. Но ручное мастерство осталось, в сёлах продолжали вязать пуховые палантины, паутинки и шали потрясающей красоты.

Помощь мастериц Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны работа пуховязальных артелей Оренбуржья продолжалась. В ассортимент были включены вязаные изделия для нужд Красной Армии:

  • рукавицы с вывязанными большим и указательным пальцами для снайперов;
  • подшлемники, поддеваемые под холодные металлические каски;
  • практичные тёплые шали для женщин-военнообязанных — радисток, санитарок.

Продолжали создавать и классические ажурные паутинки для экспорта.

По окончании войны более 200 мастериц Оренбуржья награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Послевоенный период

После войны промысел продолжал развиваться, уже к концу 50-х годов количество изготавливаемой продукции превысило довоенный показатель.

Рост производства был обусловлен появлением новых артелей и внедрением госплана — каждая вязальщица была обязана сдавать определённое количество готовых изделий.

50-е годы — период активного участия мастериц в международных выставках и ярмарках, которые проходили в Австрии, Швеции, Китае, Бразилии. Многие работы были отмечены наградами: в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе мастерицам Оренбуржья вручили Большую серебряную медаль.

В 1960 году артели Оренбургского края вошли в состав госпредприятия «Комбинат Оренбургских пуховых платков».

Испытание 90-ми

В 90-е годы многие российские предприятия столкнулись по ряду причин с трудностями:

  • выросла стоимость сырья;
  • повысилась оплата за аренду помещений и коммунальные услуги;
  • возникли проблемы со сбытом продукции.

Все это привело к банкротству заводов и фабрик, в том числе ТОО «Пуховый платок», до 1992 года — Комбината. В 1995 году было принято решение о самоликвидации предприятия. В результате легендарный промысел Оренбургского края вернулся к первоначальному состоянию: мастерицы вновь стали работать на дому.

Возрождение промысла

Постепенно интерес к оренбургским пуховым платкам возвращается, что благотворно сказывается на развитии промысла.

К примеру, в художественном колледже Оренбурга есть отделение пуховязания, окончив его, девушки становятся дипломированными специалистами и владеют техникой вязания палантинов, шалей и паутинок.

Популяризирует платки и Музей изобразительных искусств, основанный в Оренбурге в 1986 году. В нем есть галерея с работами известных мастериц пуховязания — О. А. Фёдоровой, А. Ф. Блиновой. В коллекцию включены и штучные экспонаты, и машинные изделия. Ценность музейного собрания высока — часто коллекция выставляется в странах Западной Европы: Италии, Великобритании.

С 2009 года в октябре жители и гости Оренбурга празднуют «Дни оренбургского платка»: проводят конкурсы, флешмобы, выставки.

А в ноябре 2015 года в городе открыт Центр народных художественных промыслов (НХП). Там можно узнать много интересного об искусстве пуховязания: историю промысла, особенности технологии производства, секреты известных мастериц.

Кстати, Центр НХП — это первая очередь Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок». Проект рассчитан на 5 очередей и должен занять площадь более 100 000 м².

Оренбургский пуховый платок: история

Оренбургский пуховый платок история промысла. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Ручные промыслы на Руси испокон веков были очень развиты. Мастерицы сидели над работой с раннего утра до поздней ночи. Веками складывался неподражаемый стиль и качество. Оренбургский пуховый платок, история которого неразрывно связана с народным творчеством, является поистине уникальным явлением. Нигде в мире нет его аналогов.

Произведение ручной работы до такой степени тонкое и невесомое, что напоминает паутину. При этом, ничто так не греет, как правильно связанный кисейный платок.

Он является не только показателем народного мастерства, но и его символом. О знаменитом платке поется даже в песне.

Он был и остается прекрасным подарком для самого родного и любимого человека, которому хочется создать уют и доказать свои искренние чувства.

История названия и особенности изделия

История названия находится на поверхности. Впервые тонкая кисея нитей была сплетена мастерицами из Оренбурга. Бытует мнение, что только из шерсти определенной породы коз, может получиться нить необходимой толщины. А водятся такие чудесные животные только в этой местности.

Уникальные свойства оренбургского пуха заключаются в том, что он очень тонкий и составляет всего шестнадцать-восемнадцать микрон. Аналогов в мире не существует.

Если сравнить его с ангорской шерстью или популярным во всех городах и весях мохером, то разница будет достигать шести микрон. Тонкость пуха и является причиной легкости и ажурности изделий.

При этом они остаются очень теплыми, что вызывает удивление людей несведущих.

Стоит немного узнать об уникальных козах. Почему именно они являются поставщиками чудодейственного пуха. Только из сырья, получаемого в Оренбурге, прядется тонкая нить.

Знатоки утверждают, что все зависит от особенностей климата. На севере России очень холодно, а о силе морозов слагаются легенды. В этих условиях животные должны существовать комфортно.

У них образуется очень тонкий и безмерно теплый пух, защищающий от ветров и низких температур.

Предприимчивые французы, устроители моды и разного рода новинок, решили перенять искусство получения тонкой нити у русских мастериц. К делу они подошли со всей основательностью и закупили целое стадо оренбургских коз.

Попав в более теплый климат, животные стали меняться. Их шерсть стала значительно толще, и козы перешли в разряд обычных. Французский эксперимент потерпел фиаско, что никак не отразилось на качестве оренбургской продукции.

Как все начиналось?

О том, как появился оренбургский пуховый платок, история его изобретения и первые образцы канули в лету. Мастерицы с давних времен занимались этим нелегким делом, но их продукция не получала распространение.

В 1766 году из экспедиции по региону вернулся известный краевед и географ – Петр Рычков. Он с восторгом рассказывал о неподражаемых и не имеющих аналогов свойствах эксклюзивного пуха, делился секретами производства изделий из него.

Так слава об оренбургском платке разнеслась по всей стране, а затем и по миру.

Первыми покупателями чудесного произведения искусства стали москвичи и жители Петербурга. Изделия и козьего пуха носили все, не зависимо от социального положения. Модные барышни кутались в тонкую кисею, от чего становились еще краше. Из двух столиц мода на платки разошлась по всей стране.

Этот факт способствовал экономическому развитию региона. Стало выгодным выращивать коз и поставлять пух. Мастерицы вообще не знали отдыха от трудов праведных. С местных рынков товар перекочевал на торговые точки других городов.

Купцы стали делать крупные заказы, которые расходились очень быстро. Основными покупателями были представители зажиточного класса, но и этого было достаточно, чтобы разрекламировать мастерство оренбургских вязальщиц на весь мир.

Мастера плагиата

Мировая известность к рукотворным изделиям пришла с того момента, как их лучшие образчики попали на международные выставки. Середина девятнадцатого века стала временем триумфа оренбургских мастеров.

В 1857 году на международной выставке в столице Франции они получили всеобщее восхищение. И это произошло именно в столице моды. В 1862 году познакомиться с пуховыми изделиями посчастливилось жителям и гостям Лондона.

Высокое одобрение и первые награды поспособствовали появлению ажиотажа на западных рынках.

Козий пух, перевозимый в страны Европы, насчитывал десятки тысяч пудов. Популярностью также пользовались и изделия из него. В казну России пошли прибыли, что не могло не радовать.

Предприимчивости англичан можно слагать легенды. В XVIII-XIX веках они были текстильными монополистами и не могли допустить, чтобы пальма первенства перешла в другие руки.

Так оренбургский пуховый платок, история его получили связь с плагиатом.

Англичанами было закуплено производство вещей из приобретенной в Оренбурге шерсти. В отличии от французов, они не стали разводить у себя уникальных коз, зная не самый лучший результат этого предприятия.

Предпринимателям хватило честности не присваивать себе подлинность платков. При продаже они предупреждали, что это имитация под Оренбург. Изделия пользовались спросом и хорошо продавались, но мода очень быстротечна. Ажиотаж спал, и производство изжило себя.

Чего нельзя сказать о подлинных товарах из Оренбурга.

Такому положению вещей способствовали, как это не удивительно, и политические процессы. В период Октябрьской революции взаимоотношения с Европой изменили свой характер. Торговля была разрушена, и козий пух перестал поступать в руки к политическим оппонентам. Выхода на мировой рынок у производителей не стало, что также повлияло на экономику региона.

Англичане заменили российское сырье аналогом из Кашмира. Да, изделия получались более толстыми и потеряли свою уникальность, но тоже неплохо продавались неискушенным покупателям.

Гарантии качества

Чтобы проверить подлинность оренбургского платка, его надо пропустить через обручальное кольцо. Изделие без труда проходит в небольшое отверстие, благодаря тонкой нити и совершенно особенному плетению. Традиции древних мастериц живы до настоящего времени. Из-под рук современных вязальщиц выходят не менее удивительные шедевры.

Особенностью нити является то, что она теряет свои качества от машинной вязки. Сминается пух, теряется мягкость, от чего страдает качество. Такое изделие нельзя назвать традиционным платком, из-за грубого нарушения процесса производства. В связи с такими особенностями нити весь процесс производится в ручную.

Мастерицы прядут из пуха нить, а затем вяжут из нее платок. Каждое изделие – это уникальный шедевр, поэтому трудно найти два одинаковых изделия. Модницы поймут, что стоимость эксклюзивной вещи не может быть низкой.

Стать обладательницей единственного в своем роде платка для многих является мечтой. Ручная работа ценится дорого, но на это есть свои основания. Затраченный труд, эксклюзивность и уникальность – отличительные черты пуховых изделий.

Каждая мастерица, годами изобретающая свои шедевры, может гарантировать высокое качество продукции.

Вместе с теплой эксклюзивной вещью модница может получить веру в то, что истинные мастера еще не перевелись на русской земле. Знаменитый оренбургский пуховый платок, история которого напрямую связана с традициями народных умельцев, будет еще долго согревать теплом любящих рук в зимние ненастья.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Нравится

статьей:

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки: какой пух и основа используется для разных видов платков

Оренбургский пуховый платок история промысла. Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

1083
Время чтения: 1 мин.

Приезжая из Оренбургской области, многие стараются привезти с собой пуховый платок. Тонкий, но удивительно теплый, он будто обнимает, баюкая в ладонях уюта.

Его история насчитывает много веков. Относясь к народным промыслам, наряду с расписной деревянной посудой, глиняными свистульками, шкатулками из бересты и украшениями из дерева, платки стали символом Оренбурга.
Сначала они вязались для личных нужд, а примерно 250 лет назад стали выставляться на продажу, превратившись в одну из статей дохода казачьей семьи.

Рост известности платков из козьего пуха связывают с личностью П. И. Рычкова. Он провел и опубликовал исследование о видах и свойствах козьего пуха. За работу был награжден золотой медалью.

Пуховязальный промысел продолжает уверенно развиваться, мастерицы передают опыт подрастающему поколению, совершенствуя узоры и типы вязки.

Виды оренбургских пуховых платков

За многие годы сформировались несколько разновидностей платков и косынок. Это простой платок, паутинка и палантин.

Справка. Независимо от вида изделия, у каждого из них есть резная кайма, которую делают из ажурных зубчиков, и основное полотно, провязывающееся на 2 спицах.

Различаются платки по размерам и способу вязания.

Простой 

Простой платок только называется так, а связать его очень непросто, хотя для мастериц эта задача легко выполнима.

Вяжут простой платок из толстой серой или белой пряжи.

Его ценность в сохранении тепла и защите от сквозняков.

Носили его ежедневно, сначала надевали тонкую полотняную косынку, а сверху пуховую роскошь. На узоры не скупились, даже в повседневной жизни женщина старалась быть красивой. Поэтому на платке есть простые незамысловатые узоры. В основном это чередование разных видов петель, складывающихся в ромбы или дорожки.

Начинают его вязать с углового зубчика каймы, постепенно переводя петли на вспомогательную спицу или булавку.

Большой, теплый и уютный платок становится прекрасной защитой от зимних холодов.

Паутинка

Во всем мире паутинка знаменита тем, что именно эта разновидность оренбургского платка легко проходит через обручальное кольцо.

Связанная из тончайшей двусоставной нити, онапоражает воображение ажурностью и невесомостью. Закутав ей плечи, легко представить себя под облаком нежности.

Паутинка становится великолепным подарком тем, у кого проблемы со здоровьем.

Важно! Тонкая и прочная нить, равной которой нет в мире, получается только из пуха оренбургских коз, который имеет показатель 16-18 мкм.

Вяжется изделие из тонкой нити, но на толстых спицах. Процесс трудоемкий, поэтому даже у опытных мастериц занимает около 2 недель.

Узор более замысловатый, самыми популярными остаются «горошек» или «червонки», форма платка квадратная.

Это более нарядный вариант, встречаются очень сложные ажурные узоры.

Такие платки уже относятся к разряду праздничных и сами по себе являются прекрасным украшением.

Палантин

Палантином называется прямоугольный роскошный аксессуар для торжеств и юбилеев, семейных праздников, важных встреч и свиданий с любимым человеком.

Отличается сложностью узора, четкостью его структуры. Большинство моделей вяжется из белоснежных тонких нитей, состоящих из пуха и основы.

https://www.youtube.com/watch?v=usWxbgtGd_Q

Красота оренбургских палантинов ценится во многих странах, их стремятся приобрести в качестве ценного подарка.

Благодаря большому размеру, он закрывает не только плечи, но и спину, драпирует фигуру фактурными складками, согревает, создает ощущение уюта.
Несмотря на то что нить тонкая и плетение ажурное, палантины из пуха очень теплые.

Важно! В процессе носки изделие начинает пушиться, закрывая пробелы в плетении. Поэтому рисунок сохраняется, а уровень сохраняемого тепла повышается.

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Основная особенность платков оренбургских мастериц — воздушность и лёгкость.

Даже повседневные виды, связанные без особых изысков, мало весят и прекрасно держат тепло. Иногда приходится слышать, что оренбургский платок называют шерстяным. Это ошибка.

Свои изделия мастерицы делают не из какой-либо шерсти, а из пуха. А их секрет заключается в особой структуре пуха.

Справка: получить пух такого же качества в других регионах не удается. Козы, вывезенные из привычной среды обитания, со временем теряют свою уникальность и пух становится грубым и тяжелым.

Структура пряжи

Техника прядения тоже имеет свои секреты.

Сам по себе пух не будет достаточно прочным. Поэтому пряжа для вязания имеет 2 компонента.

  • Пух — главная составляющая пряжи.
  • Основа — нить на которую напрядается пух. В качестве основы используют шелковую, хлопчатобумажную, лавсановую или вискозную нить.

У каждой прядильщицы толщина и структура нити уникальна.

Спряденная вручную пряжа нежная, тонкая и шелковистая. Пух плотно прилегает к основе, не пушится при перемотке и вязании. Только в изделии начинается естественное изменение структуры, платок приобретает объем.

Внимание! Искусственно пушить оренбургские платки, паутинки и палантины не рекомендуется.

Такая мера сильно сократит их срок службы.

Натуральная палитра включает несколько оттенков белого, серого и почти черного цветов. Остальные расцветки получаются при добавлении химических и натуральных красителей.

Благодаря тонкости нитей, расход пряжи на изделие минимальный. Например, на 2 платка понадобится около 300 гр. пряжи.

Чем ажурнее вязка и толще спицы, тем меньше материала потребуется на изделие.

Из чего вяжут простой платок

Самым плотным является простой платок.

Он связан из относительно толстой нити серого или белого цвета. Для основы используется хлопок.

Иногда используются другие виды, но поскольку вяжется он платочной вязкой цельным полотном и украшен только ажурными зубчиками, то слишком тонкая пряжа и не нужна. Основная задача такого платка ежедневно согревать хозяйку, храня ее от простуды и радикулита.

Из чего вяжут паутинки и палантины

Паутинки и палантины выполняются в технике ажурной вязки из тонкой пряжи. При ее изготовлении пух был напряден на шелковую или вискозную основу.

В последние годы стали применять для основы синтетические нити. Они придают прочность, не дают изделию терять форму и деформироваться после стирки.

Интересные факты

  • Настоящий оренбургский платок можно протянуть через кольцо и уместить в скорлупе гусиного яйца.
  • В октябре проводятся традиционные Дни Оренбургского пухового платка и акция, приуроченная к Покрову Дню.

    В это время женщины наряжаются в тончайшие шедевры пуховязального промысла, а мужчины стараются подарить любимой платок или шаль.

  • Самый большой оренбургский пуховый платок имеет площадь 400 кв. м.

Подпишитесь на наши Социальные сети

Понравилась?

(+2 баллов, 2 оценок)

Загрузка…

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.