Особенности детской субкультуры. Детская субкультура Игра как феномен детской субкультуры

Вестник Педагога |

Особенности детской субкультуры. Детская субкультура Игра как феномен детской субкультуры

Захарова Лилия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: “Особенности развития детской субкультуры”.
21.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности развития детской субкультуры.

В работе педагогам приходится сталкиваться с детской или

подростково-юношеской субкультурами. Им приходится иметь ввиду

особенности субкультур, которые складываются и в ближайшем окружении

различных воспитательных организаций. Педагогам, осуществляя

социальное воспитание, необходимо иметь представление об особенностях и

характерных чертах субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники.

Это важно для того, чтобы при организации воспитательного процесса

педагоги могли предположить позитивное или негативное влияние той или

иной субкультуры на детей и подростков. Например, направления моды могут

отражаться в быту, оформлении интерьера помещений, в содержании и

формах жизнедеятельности (игры, конкурсы, шоу, популярные на

телевидении).

Знание особенностей детских, подростковых и юношеских субкультур

позволяет педагогам минимизировать и корректировать негативные влияния

на воспитанников, используя для этих целей возможности, заложенные в

жизнедеятельности воспитательных организаций.

Изучение субкультурных особенностей необходимо педагогам для того,

чтобы иметь возможность организовывать общение со своими

воспитанниками. На современном этапе разрабатываются новые, более

совершенные программы для детского сада, а это требует знания

особенностей субструктур детского дошкольного сообщества и

педагогического сообщества взрослых, из взаимодействия как одного из

факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.

ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

Строение социальных отношений в любом обществе предполагает

функционирование групп людей (детей, юношей, взрослых), которые

объединяются по принципам пола и возраста или по признакам возраста. В

нашем обществе это детский сад (дети разного пола, но одного возраста в

одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола, одного возраста).

Отношение человека к человеку имеет разный уровень понимания в

зависимости от того, как в их сознании представлены собственные

сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это

является одним из психологических условий формирования в единой

культуре относительно независимых друг от друга субкультур.

У носителей той или иной субкультуры есть ценностные ориентации,

которые определяются ценностями и социальной практикой общества,

интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером

субкультуры, возрастными и другими специфическими потребностями,

стремлениями и проблемами носителей.

Существуют некоторые общепринятые духовные ценности, а также и

такие, которые для одних являются ценностями, а для других нет. Часто то,

что значимо для детей и подростков, воспринимается взрослыми как

«безделица». Примером этого может быть увлечение техникой, музыкой,

спортом и т.д.

Каждой субкультуре присущи нормы поведения, взаимодействия и

взаимоотношений. В субкультурных группах существует статусная структура

т.е положение человека в системе межличностных отношений той или иной

группы, обусловленное его достижениями в значимой для неё

жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием. В

каждой субкультуре можно выявить эстетические пристрастия. Это более или

менее ярко выраженные общие для её носителей увлечения, вкусы, способы

свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными и

социокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися

возможностями, модой.

Следование моде является одним из важнейших признаков

подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это проявляется в

одежде, оформлении внешности (например, татуировки, пирсинг, макияж,

причёски), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и других

эстетических пристрастиях, бытовых изделиях. Ярким признаком

субкультуры является жаргон – своеобразный диалект, отличающий её

носителей.

Жаргон – это многослойное явление, которое включает в себя ряд групп

слов и выражений. Каждой субкультуре присущ свой фольклор – комплекс

словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано

человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое

пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной

конкретно-исторической социальной ситуации развития»

[Л.В.Мардахаев,2002:299]

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную

реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой,

функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном

творчестве, традициях.

Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую

систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов,

которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им

осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» [Иванова

Н.2004:34]

В разных периодах детства особую важность приобретают различные

элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников –

игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой

фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация

неформальных групп и разнообразные правила общения.

Мир детей существует в одном пространстве с нашим миром, взрослых.

Взрослые зачастую не замечают что происходит в жизни и культуре детского

сообщества. Любая человеческая культура несёт в себе модель мира. Эта

модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных

верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке.

Каждое поколение получает определённую модель мироздания в

наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной

картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет

этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её

из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит

модель мира сам.

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются

специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности

мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет

возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.

Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в

условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних

лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и

письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники

анекдотов, «гадалки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура,

имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и

помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти

себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира

взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё

существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к

этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение

различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации

взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное

сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью

дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди

большого мира взрослых

.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.