Особенности детской субкультуры. Детская субкультура Игра как феномен детской субкультуры
Вестник Педагога |
Захарова Лилия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: “Особенности развития детской субкультуры”.
21.08.2017
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития детской субкультуры.
В работе педагогам приходится сталкиваться с детской или
подростково-юношеской субкультурами. Им приходится иметь ввиду
особенности субкультур, которые складываются и в ближайшем окружении
различных воспитательных организаций. Педагогам, осуществляя
социальное воспитание, необходимо иметь представление об особенностях и
характерных чертах субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники.
Это важно для того, чтобы при организации воспитательного процесса
педагоги могли предположить позитивное или негативное влияние той или
иной субкультуры на детей и подростков. Например, направления моды могут
отражаться в быту, оформлении интерьера помещений, в содержании и
формах жизнедеятельности (игры, конкурсы, шоу, популярные на
телевидении).
Знание особенностей детских, подростковых и юношеских субкультур
позволяет педагогам минимизировать и корректировать негативные влияния
на воспитанников, используя для этих целей возможности, заложенные в
жизнедеятельности воспитательных организаций.
Изучение субкультурных особенностей необходимо педагогам для того,
чтобы иметь возможность организовывать общение со своими
воспитанниками. На современном этапе разрабатываются новые, более
совершенные программы для детского сада, а это требует знания
особенностей субструктур детского дошкольного сообщества и
педагогического сообщества взрослых, из взаимодействия как одного из
факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.
ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
Строение социальных отношений в любом обществе предполагает
функционирование групп людей (детей, юношей, взрослых), которые
объединяются по принципам пола и возраста или по признакам возраста. В
нашем обществе это детский сад (дети разного пола, но одного возраста в
одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола, одного возраста).
Отношение человека к человеку имеет разный уровень понимания в
зависимости от того, как в их сознании представлены собственные
сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это
является одним из психологических условий формирования в единой
культуре относительно независимых друг от друга субкультур.
У носителей той или иной субкультуры есть ценностные ориентации,
которые определяются ценностями и социальной практикой общества,
интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером
субкультуры, возрастными и другими специфическими потребностями,
стремлениями и проблемами носителей.
Существуют некоторые общепринятые духовные ценности, а также и
такие, которые для одних являются ценностями, а для других нет. Часто то,
что значимо для детей и подростков, воспринимается взрослыми как
«безделица». Примером этого может быть увлечение техникой, музыкой,
спортом и т.д.
Каждой субкультуре присущи нормы поведения, взаимодействия и
взаимоотношений. В субкультурных группах существует статусная структура
т.е положение человека в системе межличностных отношений той или иной
группы, обусловленное его достижениями в значимой для неё
жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием. В
каждой субкультуре можно выявить эстетические пристрастия. Это более или
менее ярко выраженные общие для её носителей увлечения, вкусы, способы
свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными и
социокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися
возможностями, модой.
Следование моде является одним из важнейших признаков
подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это проявляется в
одежде, оформлении внешности (например, татуировки, пирсинг, макияж,
причёски), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и других
эстетических пристрастиях, бытовых изделиях. Ярким признаком
субкультуры является жаргон – своеобразный диалект, отличающий её
носителей.
Жаргон – это многослойное явление, которое включает в себя ряд групп
слов и выражений. Каждой субкультуре присущ свой фольклор – комплекс
словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано
человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое
пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной
конкретно-исторической социальной ситуации развития»
[Л.В.Мардахаев,2002:299]Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную
реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой,
функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном
творчестве, традициях.
Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую
систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов,
которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им
осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» [Иванова
Н.2004:34]
В разных периодах детства особую важность приобретают различные
элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников –
игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой
фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация
неформальных групп и разнообразные правила общения.
Мир детей существует в одном пространстве с нашим миром, взрослых.
Взрослые зачастую не замечают что происходит в жизни и культуре детского
сообщества. Любая человеческая культура несёт в себе модель мира. Эта
модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных
верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке.
Каждое поколение получает определённую модель мироздания в
наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной
картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет
этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её
из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит
модель мира сам.
Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются
специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности
мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет
возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.
Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в
условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних
лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и
письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники
анекдотов, «гадалки».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура,
имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и
помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти
себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира
взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё
существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к
этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение
различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации
взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное
сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью
дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди
большого мира взрослых
.