Профессионально-личностные качества педагога доо. Профессиональные качества воспитателя детского сада

Содержание

Личностные и профессиональные качества современного педагога: каким должен быть воспитатель детского сада?

Профессионально-личностные качества педагога доо. Профессиональные качества воспитателя детского сада

Помните ли вы, то теплое чувство, далекое, из детства. Когда идёшь с мамой за руку, поднимаешься по лестнице и попадаешь в большую комнату.

Везде шкафчики разных цветов и с разными рисунками: за красной дверкой с машинкой висит курточка Миши, а за той зеленой с вишенкой – рюкзачок и плащик Леры.

Неторопливо переодеваешься, а после идешь к доброй и улыбчивой, всегда веселой и любящей – первой воспитательнице. В памяти многих воспитатель – второй по важности человек после мамы и бабушки.

Именно эта очаровательная девушка или уже взрослая женщина, прививала нам любовь к животным и природе, учила завязывать шнурки и считать на счетных палочках. И к каждому относилась по-особенному, как к родному.

С детского садика и воспитателя начинается формирование будущего члена общества. Поэтому воспитатель – это важно, почетно и очень значимо! О том, что же должен уметь хороший воспитатель, мы сегодня и постараемся узнать.

Особенности профессии

Быть воспитателем – не только почетно, но и очень ответственно!

Ведь, именно в возрасте от 3-х до 6 лет формируются многие умения и навыки, совершенствуются познавательные способности вашего малыша, начинает расширяться кругозор, появляются первые представления о мире.

И всё это происходит под руководством первого наставника – воспитателя!

Кто, как не педагог дошкольного образования научит резать ножничками, рисовать, а после и писать? Кто будет учить стихи и читать сказки? Обучать дружбе, честности, внимательности и доброте по отношению к детям, взрослым, животным?

Невозможно переоценить значимость этого человека в жизни вашего ребенка, однако порой, можно напротив – недооценить!

Каким должен быть современный педагог?

Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:

  • хорошего образования;
  • манер;
  • любви к детям;
  • педагогического мастерства;
  • творческого потенциала.

Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:

  1. Хорошее образование.
  2. Набор личностных и профессиональных качеств.
  3. Грамотная речь педагога.
  4. Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
  5. Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.

Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.

Что за образование нужно иметь?

Педагогом дошкольного учреждения, согласно определению, называется человек, получивший соответствующее средне-специальное и/или высшее образование.

Сегодня большая часть работодателей требует от потенциального соискателя иметь высшее образования по направлению “Дошкольная педагогика”. Однако, как показывает опыт, порой хорошему педагогу достаточно и обучения в колледже.

Это обуславливается количеством часов практики, которых в стенах СПО больше, чем в ВУЗах.

В ходе своего профильного образования, педагог ДОУ осваивает дисциплины по следующим направлениям:

  • Возрастная психология.
  • Физиология, анатомия и гигиена.
  • Методики преподавания математики, рисования, физической культуры, чтения, счета и прикладного искусства.

Благодаря этому, в ходе своей работы один воспитатель способен обучить вашего малыша основам счета и чтения, рисования и музыки.

Набор личностных и профессиональных качеств, которыми надо обладать

Нельзя обучать ребёнка, не показывая ему личный пример. Ребёнок в дошкольном возрасте опирается не столько на слова взрослого, сколько на его поведение. Поэтому к личности воспитателя выдвигаются серьезные требования.

Вряд ли человек, не обладающий такими качествами как человечность, отзывчивость, честностью, уважение к младшим и старшим, старательность, доброжелательность, и т.д. сможет научить ребёнка чему-либо из перечисленного.

Не меньше требований выдвигается к профессиональным качествам. Воспитатель всегда должен ориентироваться на интересы детей, не иметь “любимчиков”, одинаково относиться ко всем с любовью и уважением. Принимать, что каждый из его воспитанников – маленький ребенок, но в то же время личность.

К профессиональным качествам воспитателя относятся также его стремление к обучению своих воспитанников, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их в ходе учебно-воспитательного процесса.

Грамотная речь

В нежном детском возрасте, когда словарный запас ребёнка только формируется, но при этом очень быстро пополняется, необходимо, чтобы языковая среда вокруг была чистая, правильная, без сленга, канцеляризмов и штампов.

Речь воспитателя должна быть простой и понятной ребёнку, но в то же время четкой, лаконичной.

Правильные ударения и произношение очень важны, ведь ребёнок обогащает свой словарный запас, опираясь на окружающих его взрослых и роль воспитателя в формировании речи ребёнка нельзя недооценивать!

Внешний вид и социальный образ

В отличие от школы, дошкольные учреждения не ставят жестких рамок по отношению внешнего вида воспитателей, однако и тут должны быть четкие рамки.

Как одевается педагог детского сада? Для воспитателя недопустимо приходить на работу в открытых майках и футболках, блузках и рубашках с глубоким вырезом или из полупрозрачных материалов.

Недопустимы и короткие платья, юбки, рваные джинсы, яркие цвета волос, пирсинг и татуировки – всё это придется оставить за пределами образовательного учреждения. Образ педагога должен подчеркивать его профессиональные качества, а не прелести фигуры.

Необходимо также подчеркнуть, что в наше время, когда соцсети стали распространены повсеместно, педагогу не стоит выкладывать свои компрометирующие фотографии на своих страничках в Контакте, Инстаграм или Фейсбуке.

Образ воспитателя, в том числе в социальных сетях, должен вызывать доверие и уважение у родителей.

Что следует знать и уметь?

Как мы говорили ранее, в ходе своего обучения будущий воспитатель знакомится с особенностями психологии детей младшего школьного возраста.

Также все педагоги проходят курс физиологии, гигиены, медицины.

Это необходимо не только для того, чтобы научить ребёнка простым правилам ухода за своим телом, но и для того, чтобы в случае чрезвычайной необходимости, педагог смог оказать помощь воспитанникам.

Воспитателю необходимо знать, что делать в случае, если у его воспитанников поднялась температура или появились высыпания, как поступать, если малыш плохо себя чувствует или произошли значительные изменения в его поведении.

Порой педагогу необходимо быть тонким наблюдателем, чтобы видеть и чувствовать, что происходит с вверенными ему детьми.

Гуманность, толерантность и такт

Основополагающая триада хорошего воспитателя – это гуманность, толерантность и педагогический такт. Именно воспитатель должен привить ребёнку гуманность к окружающим его сверстникам, взрослым.

Под чутким руководством педагога, малыш должен научиться решать проблемы в общении с детьми, научиться не только дружить, но и прощать обидчиков.

Не менее важным качеством является толерантность. Воспитатель должен быть беспристрастным и принимать своих воспитанников вне зависимости от того, кто их родители.

Важно также, чтобы педагог относился к ребёнку как к целостной личности. Хороший педагог понимает, что его воспитанники – равные ему люди и не позволит себе повысить голос или оскорбить малыша.

Завершающее качество нашей триады – педагогический такт.

Квалифицированный педагог всегда учитывает индивидуальные особенности каждого малыша и старается помочь преодолеть сложности, и никогда не подчеркивает слабые стороны своих воспитанников.

Как стать хорошим наставником?

Говорят, что хорошим педагогом не становятся, а рождаются. Однако, это достаточно спорное утверждение. Наша редакция сходится во мнении, что все дело в желании учиться и развиваться.

Хороший педагог – это человек, который искренне любит свою профессию, любит детей и то, чему он учит.

Для того, чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, нужно постоянно учиться и развиваться, анализировать свои успехи и промахи и двигаться дальше.

Роль воспитателя детского сада очень часто недооценивают, ведь его влияние на ребенка не всегда легко заметить. Но на самом деле это первый взрослый человек после мамы и папы, который оказывает очень серьезное влияние на формирование взглядов, мировоззрения и он оказывается рядом в тот ответственный момент, когда ваш сын или дочь начинают осознавать себя как личность.

Портал педагога |

Профессионально-личностные качества педагога доо. Профессиональные качества воспитателя детского сада

Командин Евгений Николаевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 24 “Звездочка”
Населённый пункт: г. Пятигорска, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: “Профессионально важные психологические качества воспитателя ДОУ”
25.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Командин Евгений Николаевич,

педагог-психолог высшей кв. категории

МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»

г. Пятигорска

«Профессионально важные психологические качества воспитателя ДОУ»

Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского учреждения: охрана

жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-

педагогическая,

исследовательская,

пропагандистская,

организационно-хозяйственная,

функция

самообразования и др.

Много

личностных

качеств

и

умений

требуется,

чтобы

достойным

образом,

успешно

осуществить их.

Высокие

требования

предъявляются

обществом

к

личности

воспитателя.

Все

социономические специальности предполагают любовь к своему предмету деятельности — человеку.

В

работе

же

с

детьми

раннего

и

детского

возраста

любовь,

чуткость

особенно

необходимы.

«Воспитатель заменяет детям мать в ее отсутствие. И ребенок ждет от него такого же внимания,

теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить — ждет любви…» Ушинский К. Д.

Избр. педагогические сочинения. М.. 1953.

Любовь воспитателя не слепая и не только к избранным, а к каждому ребенку — и к тем, кто

уверенно

заявляет

о

себе,

чьи

способности

уже

сейчас

заметны

и

к

застенчивым,

робким,

неуверенным, чьи задатки пока еще не раскрыты; к спокойному, покладистому и к трудному… Эта

черта, прежде всего, характеризует педагогов-мастеров, людей, призвание которых — работа с

детьми.

Непременным условием успешности в работе представителей всех профессий типа «человек

— человек» является направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий.

Такая направленность, при которой другие люди стоят непременно в центре складывающейся у

человека системы ценностей, порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные

качества

в

другом

человеке,

способствует

раскрытию

личностного

потенциала

того,

с

кем

мы

общаемся, позволяет успешно осуществить профессиональное общение, находить эффективные и

соответствующие особенностям партнера по общению способы взаимодействия с ним (Бодалев А. А.,

1982). Глубоким осознанием необходимости такой направленности у воспитателя проникнуты работы

выдающихся отечественных и зарубежных педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Я.

Корчак и др.).

У воспитателя эта направленность теснейшим образом переплетена с любовью к детям, с

искренним стремлением сделать своих воспитанников лучше, прекраснее.

В

процессе

преобразующей

деятельности

воспитателю

постоянно

приходится

вести

творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и

тонкие эксперименты, ибо в своей основе «педагогический труд — настоящий творческий труд стоит

близко

к

научному

исследованию.

Эта

близость,

родство,

справедливо

отмечает

В.

А.

Сухомлинский, — заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть». Все

это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству.

На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия

успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е. А. Аркин, А. А. Бодалев,

Ф.

Н.

Гоноболин,

С.

В

Кондратьева,

Н.

В.

Кузьмина,

В.

А.

Сластёнин

и

д р .

В

числе

профессионально

значимых

качеств

воспитателя

и

эмпатия:

способность

не

только

осознавать характер эмоционального состояния другого, но и откликаться на его переживания,

сочувствовать и подстраиваться под него.

Профессию воспитателя детского сада можно отнести, согласно классификации Е. А. Климова

(1974),

к

сложным

гностически-преобразующим

специальностям.

Успеху

в

гностической

деятельности способствуют, как известно, наблюдательность, интерес к свойствам определенных

объектов (в данном случае к ребенку), высокая работоспособность соответствующих органов.

Преобразующая деятельность воспитателя требует таких личностных качеств, как склонность

к процессу и результату оказанного воздействия, достаточно развитый практический ум.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий-развлечений и

т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствуй эмоциональная выразительность,

общительность педагога.

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает

жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В

процессе

социализации,

воспитания

и

развития

личности

ребенка

важнейшая

роль

отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит

успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение,

как

профессиональное

общение

воспитателя

с

воспитанниками,

имеющее

определенные

педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в

группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым

ребенком в отдельности.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать

эмоциональное состояние собеседника.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться

подвергать

анализу

собственные

успехи

и

достижения.

Это

поможет

обрести

необходимую

уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство

самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид

деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в

формировании личности.

Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять собой и другими

людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе

негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей и т. п.

Работа

воспитателя

требует

проявления

эмоциональной

устойчивости,

сдержанности,

терпения,

выдержки, великодушия.

Говоря о личностных качествах воспитателя, нельзя не назвать в числе значимых черты,

характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с

группой детей работает, как правило, не один, а два воспитателя, музыкальный руководитель, няня.

Деятельность

воспитателя

взаимосвязана

с

работой

старшего

воспитателя,

заведующей,

медицинского персонала, других членов трудового коллектива детского сада, родителей.

Успех

их

совместной

деятельности,

направленной

на

всестороннее

развитие

детей,

в

значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям,

согласовать свои действия, распределить между собой отдельные участки работы, готовность оказать

помощь, поддержку в работе, прислушаться к разумному совету, предложению коллеги, не подавить

его инициативу, доброжелательность и т. д. Наличие таких качеств не только положительно влияет на

эффективность педагогической работы, но и способствует удовлетворенности в труде воспитателя-

коллеги.

Непременным условием педагогического мастерства, авторитета среди детей, родителей и

товарищей

по

работе

является

тактичность

воспитателя.

Слово

«такт»

(от

лат.

tactus

прикосновение, ощущение) означает чувство меры, создающее умение держать себя подобающим

образом, соблюдение правил приличия. Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных

замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к

воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам,

возможностям ребенка. Тактичному педагогу удается добиться единства в подходе к ребенку со

стороны

семьи

и

детского

сада,

более

того

позитивно

воздействовать

на

взаимоотношения

родителей, не ущемляя при этом их самолюбия, чувства собственного достоинства.

Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять

выдержку

при

любых

обстоятельствах;

находить

способы

воздействия

на

детей,

учитывая

их

самолюбие;

понимать

и

правильно

оценивать

детские

поступки,

а

главное,

уметь

индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

Стиль отношений. От него во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького,

готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля

общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических

функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-

поведенческие реакции у детей.

Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка?

Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен обладать всеми оттенками

интонации. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками.

Педагог

всегда

чуток

и

внимателен

к

детям,

их

физическому

состоянию

и

настроению,

интересам и потребностям.

Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с

каким настроением он пришел в детский сад, и постарается устранить причины, отрицательно

влияющие на него. Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить

соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.

У с п е х у

в

р а б о т е

в о с п и т а т е л я

с п о с о б с т в у е т

ю м о р ,

о п т и м и з м .

«Если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях — это

плохое

физическое

воспитание,

хотя

бы

зарядка

и

физкультурные

упражнения

добросовестно

выполнялись,

отмечал

известный

отечественный

врач

и

педагог

Е.

А.

Аркин.—

«Не

надо

требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей его работы и в

особенности работы по физическому воспитанию связан с радостным восприятием жизни во всех ее

многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах. Педагог должен

осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспитательной работы и

культивировать его в себе». Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М, 1968. С. 270—271.

Определенную роль в межличностном взаимодействии воспитателя с детьми родителями,

коллегами играет и его внешность. Приятная внешность способствует расположению окружающих

людей к общению с педагогом, установлению доброжелательных, доверительных отношений с ним.

При этом значима не только внешняя физическая красота, но и экспрессия лица, поведения («Люблю

Н. Ф., у нее волосы светлые и глаза добрые»). Воспитатель — главный для ребенка человек в детском

саду. Он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем ему подражать — внешнему виду,

манере

разговора

с

окружающими,

поведению

в

целом.

Важно,

чтобы

он

видел

перед

собой

достойный образец для этого, ибо, как справедливо заметил А. С. Макаренко, никакие рецепты не

помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Литература:

1.

Бабанский К. Ю. Рациональная организация учебной деятельности – М.: Знание, 1981. – 96 с.

2.

Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и

дискуссии. – Рига: ИПП «Эксперимент», 1995. – 176 с.

3.

Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. – Саратов: СГУ, 1990. – 168 с.

4.

Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1990. с. 14 –

18.

5.

Проблема подготовки учителя для современной российской школы. Сборник материалов. – М.,

2007. с 9; 14-19.

6.

Философия и практика ненасилия./Сборник научных статей по проблемам педагогики

ненасилия. Материалы XXVI Всероссийской научно-практической конференции / под

ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С.- СПб., 2005. с 214 – 216.

Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада

Профессионально-личностные качества педагога доо. Профессиональные качества воспитателя детского сада

Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

Особенности профессии

Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

Специфика педагогической деятельности

Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника.

Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ.

Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

Программа работы воспитателя

Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя.

В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения.

По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники.

В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции.

Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами.

Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии.

Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду.

Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики.

Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания.

Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Что должен уметь воспитатель

Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

Гуманность

Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами.

Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

Толерантность

Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

Педагогический такт и справедливость

Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности.

По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу.

Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость.

С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

  • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
  • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
  • В своей работе он обязан применять современные педагогические технологии, владеть приемами, методами, средствами обучения.
  • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
  • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

Заключение

Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины.

Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу.

В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ – творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью.

У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности. Воспитатель – прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам.

Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием.

Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

» Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ?

Профессионально-личностные качества педагога доо. Профессиональные качества воспитателя детского сада

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе.

Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям.

Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) — в нашей статье.

Воспитатель ДОУ — это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».  

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску.

Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др.

Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения.

Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело.

Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.