Реджио-подход: уважение к детям и эстетика пространства. Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия Педагогика реджио эмилия

Содержание

Реджио педагогика, Реджио-Эмилия подход

Реджио-подход: уважение к детям и эстетика пространства. Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия Педагогика реджио эмилия

В то время как во всем мире Реджио-подход уже стоит на одном уровне с Вальдорфской школой и школой Монтессори, в России он только сейчас набирает популярность. Педагогика Реджио-Эмилия в данный момент считается одной из самых перспективных методик развития. Она используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады.

История Реджио педагогики

Реджио педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Данную методику разрабатывал психолог Лорис Малагуцци совместно с другими родителями.

В свою методику они вобрали идеи самых знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Таким образом они пытались сконцентрировать весь мировой и самый прогрессивный опыт того времени в своем подходе.

Спойлер — у них получилось.

Реджио педагогика возникла в данном регионе Италии не случайно. Он славится своей «левой» (социальной) направленностью, высоким уровнем общественной активности и гражданственности.

Такая особенность региона оставляет определенный след на реджио педагогике, и помимо воспитания в ребенке личности, ставит цель воспитать в нем: демократичность, солидарность с другими людьми и социальную справедливость.

Роль педагога

Педагог не воспитывает, а ассистирует детям. Он выступает в роли равного партнера, который помогает реализовывать желания и идеи ребенка.

Поэтому он активно и внимательно слушает ребенка, относится к нему с уважением и всячески стремится помочь.

Педагог не учит детей готовым ответам, он побуждает их самих задаваться вопросами и искать свои собственные решения и ответы, совершать собственные открытия. На это в том числе направлен метод проектов, о которым мы поговорим ниже.

Развивающая среда Реджио

Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:

  • Материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и пр.)
  • Предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.)
  • Устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)

Все это способствуют проявлению естественной любознательности и творчеству ребенка.

Пространство поделено на разные зоны: уединённые уголки, где дети могут отдохнуть от коллектива; большие комнаты, где дети проводят масштабные мероприятия; дворики, где дети гуляют и изучают окружающую среду; мастерские и т.д. Такая среда позволяет детям полностью проявлять себя: когда хочешь побыть один — достаточно пойти в конец комнаты, если хочешь поиграть или совместно исследовать мир — приходи в ее центр.

Еще одна особенность, это «пьяцца» — место встречи всех детей, где дети и взрослые встречаются с утра и обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, какие проекты сейчас создаются и какие можно начать в ближайшем времени (подробнее про проекты мы поговорим дальше). Такой ритуал очень важен, так как приучает детей обмениваться мнениями, слушать и уважать друг друга.

Реджио среда Надпись на табличке: Что ты видишь?

Пространство Реджио

Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь сильно больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать самих себя.

В-третьих, дети могут помогать готовить на кухне и даже приносить свои рецепты блюд, чтобы сготовить вместе. В-четвертых, в предметах и отделке практически не используется пластик, предпочтение отдается природным материалам.

Свобода выбора и активность

Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.

Они могут выражать себя и изучать мир на «сотнях языках» (сотнями способов). Например, через лепку, рисование, изучение с помощью увеличительного стекла, через чтение книг, игры с детьми и т.д. Именно свобода самовыражаться многими способами, является ключевым в реджио подходе.

Выше вы могли увидеть изображение с камнями, на ней детям предоставлены способы наблюдать камень не только в жизни держа его в руке, но и средства разглядывать его через увеличительное стекло, изучать его через книги, зарисовывать его, записывать свои идеи и мысли и т.д.

Ребенку дается «сто способов» познания и проявления себя.

Как говорил Малагуцци — «Что бы выразить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые, оставляя только речь».

Поэтому главная задача взрослого — не запрещать детям, а помогать им использовать свои познавательные и творческие способности, оставляя инициативу за самим ребенком.

Ведь ребенок по природе своей любопытен и активен с самого рождения, он сам творец своей личности и своих способностей.

Проектная работа

Особое место в реджио педагогике занимает проектная работа. Тема работы определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы.

Также темы могут рождаться в играх и разговорах детей, зачем педагоги следят. Проект может длиться разное время, от несколько часов и дней до года. Он может остановиться и снова возобновиться, его можно прекратить раньше времени.

Важен не столько итоговый результат (итоговый плакат), сколько сам процесс познания и творения. В проект может включаться вся группа детей или ее часть, но также его можно делать в одиночку.

Важно, что педагог не раздает указания и задания детям, он включен в проект наравне с детьми, и с этого положения может иногда ненавязчиво управлять ходом процесса.

Приведем один из примеров таких проектов, который родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва».

Чтобы ответить на этот вопрос, дети знакомились с жизнью льва через видеофильмы и рассказы, изучали каменную статую льва на площади, лепили и создавали его из разных материалов.

Окончательный рисунок в виде плаката со львом поражал своей красотой. Чтобы прийти к такому результату, детям пришлось пройти длинный путь познания и проб.

Фиксация обучения

Важной частью реджио является документирование процесса. Разговоры, обсуждения, ход мышления и действия детей часто записываются на фото и видео, а стадии работы фиксируются педагогами.

Результаты деятельности детей с описанием процесса и достижениями вывешиваются на стендах и в самих классах, чтобы дети и родители могли всегда вернуться к интересной теме. Также для каждого ребенка создается свой архив с фотографиями, рисунками, поделками, записями разговоров и т.д.

Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность.

Итог

Реджио-подход — это системная методика, которая затрагивает все сферы развития ребенка. Она наделяет ребенка такой свободой и выбором, которые не может предоставить ни одна другая методика.

Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в 21 веке.

Из всех современных методик, мы считаем, что Реджио-подход, является наиболее оптимальным для развития ребенка.

Этих же взглядов придерживаемся и мы, команда Progressio. Отражение Реджио подхода вы можете найти в наших принципах развития детей для родителей.

Методика Реджио полностью отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»:

Вальдорф, Реджио, Монтессори и Жохова: что это за педагогики и в чём их смысл

Реджио-подход: уважение к детям и эстетика пространства. Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия Педагогика реджио эмилия

Нет, это не название мебели из «Икеи», а распространённые альтернативные педагогики. Альтернативные — потому что в них нет ничего привычного из обычной школы или детского сада, а всё обучение построено на свободе выбора ребёнка и творчестве. Разбираемся, чем эти методы обучения и воспитания отличаются и кому подходят.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Без кнутов и пряников. Монтессори-педагогика

Мария Монтессори

Разработанная Марией Монтессори методика основана на вере в инстинкты ребёнка — его стремлении изучать, исследовать, пробовать и повторять за другими. И всё это без какого-либо принуждения, наказаний или поощрений.

Монтессори считала, что ребёнок может и должен сам выбрать, что он хочет делать и как делать — рисовать красками или чёрным карандашом. Допустим, ребёнок может с утра до вечера переливать воду из кувшина в кувшин — в конце концов, сделает это, не пролив ни капли.

И это будет его важное и значимое достижение за день. На дисциплину Мария Монтессори смотрит тоже не так, как мы привыкли. Да, при вседозволенности вряд ли дети будут тихими, мирными и молчаливыми. Но это, в общем-то, и не цель.

Главное, чтобы ребёнок мог справиться с собой и умел следовать тому или иному правилу.

Монтессори-среда

Для кого. Педагогика Монтессори сконцентрирована на раннем детстве — от нескольких месяцев до шести лет. При этом группы в «Доме ребёнка» (так называют монтессори-сады) разновозрастные. Считается, что дети учатся общаться со старшими и одновременно помогать младшим.

Роль учителя. Он всё время должен быть готов прийти на помощь и дать совет.

При этом вмешиваться в то, что делает ребёнок, учитель может лишь в крайнем случае: когда тот сам попросит, когда возникают конфликты или чтобы один раз показать, как что-то делается.

У ребёнка должна быть возможность сделать ошибку, а потом самому её исправить. И девиз Монтессори-педагогики это отражает: «Помоги мне сделать это самому!».

Игрушки в Монтессори-педагогике

Чем дети занимаются. Игрушки в монтессори-садах, как правило, простых форм и сделаны из природных материалов: бобы, ложки, глина, деревянные фрукты, шнурки и бусины. В «Доме ребёнка» можно найти много бытовых предметов (посуда, мебель, кофемолка, мельница), которые находятся в доступе ребёнка.

То есть он может спокойно всё сам достать, но после игры должен навести за собой порядок. Дети могут играть «в стирку» — с тазиком, мылом, баночкой со стиральным порошком, кувшином, фартуком, полотенцем для рук и сушилкой с прищепками. Большую роль в учёбе может сыграть даже обычный стул: ребёнку разрешают сидеть, как ему удобно.

Если он захочет пододвинуть стул и уронит его — то сам поймёт, что сделал что-то не так и в следующий раз будет стараться сделать лучше.

В целом обучение по системе Монтессори делится на несколько блоков:

  • Упражнения практической жизни — повседневные навыки, вроде переливания воды из кувшина в кувшин или стирки.
  • Сенсорика — фигуры разных цветов, веса, размера, фактуры.
  • Математика — изучение цифр, чисел и арифметических действий с помощью бус, цепочек, которые можно потрогать и понять, что такое мало, много, больше, меньше и так далее.
  • Русский язык — изучение букв, слов и фраз с помощью шероховатых табличек, через которые дети на ощупь запоминают алфавит и учатся писать. Причём писать они пробуют сами, без давления учителя (он только находится рядом, чтобы, если надо, подсказать).

Иногда добавляются занятия музыкой, рисование или блок о космосе.

Мнение родителя:

«Мне нравится центр Монтессори тем, что здесь моя дочь может выбирать то, что ей интересно здесь и сейчас.

К тому же в свои два года Ася может сама себя обслуживать, всегда убирает за собой игрушки, вытирает и сметает за собой, если что-то пролила и просыпала, — не только в центре, но и дома.

А если говорить о моих личных страхах: мне непонятно, как отдавать ребёнка в детский сад и особенно в школу, где всё в принудительном порядке».

Анна Смолякова, мама Аси (2 года), Челябинск

Творчество без двоек. Вальдорфская педагогика

Рудольф Штейнер

Методика, разработанная австрийским философом Рудольфом Штейнером, по своим принципам во многом совпадает с педагогикой Монтессори.

Знания по Вальдорфской системе стараются не навязывать насильно и слишком рано, так что по некоторыи предметам (например, математика) ученики первое время немного запаздывают по сравнению с учениками общеобразовательных школ.

В основном обучение проходит через игру, а у детей постарше учёба чередуется с творческими занятиями. В школе нет оценок. Но в конце года, например, учитель может дать детям индивидуальные рекомендации.

Для кого. В вальдорфские детские сады ходят дети с трёх до семи лет, группы разновозрастные. С семи начинается учёба в школе.

Роль учителя. В идеале первые восемь лет учёбы в вальдорфской школе учитель у ребёнка один и тот же, а отношения ученика с учителям основаны на безусловном довериии.

Чем дети занимаются. В дошкольном обучении, опять же, как и в Монтессори-педагогике, используют деревянные игрушки, глиняные тарелки — всё максимально натуральное и «народное». В средней и старшей школе «игрушки» усложняются. Особенно интересны нелинованные тетради: в них можно писать и рисовать в прямом смысле без всяких ограничений.

Игрушки в Вальдорфской педагогике

Предметы в Вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели: например, эпоха геометрии, эпоха истории, физики. Конкретный учебный день в каждой школе может строиться по-разному, но в целом соответствует естественным ритмам организма: вдоху и выдоху. То есть день состоит из труда и отдыха, которые чередуются.

Например, первым проводят урок эпохи, который, в свою очередь, условно делится на несколько частей:

  1. Ритмическая часть. В младшей школе это чтение стихов, пение, физические упражнения, которые так или иначе связаны с изучаемым предметом. В старшей — это могут быть дискуссии, речевые упражнения.
  2. Интеллектуальная часть. Уроки с интеллектуальной нагрузкой, когда ученики уже окончательно проснулись.
  3. Рассказ учителя. Заканчивается урок каким-то рассказом от учителя — сказками, мифами или пересказом чьей-то биографии по теме эпохи.

Помимо физического развития, в вальдорфских школах много внимания уделяют творческим занятиям и иностранным языкам.

Мнение выпускника:

«Я училась в вальдорфской школе с 9 по 11 класс. Я всегда увлекалась творчеством, и учёба в обычной школе на меня сильно давила. Если о минусах, лично для меня — это походы, я просто терпеть их не могла.

Учёба в вальдорфских школах действительно помогает детям узнать все свои возможности и многое попробовать, ещё до взрослой жизни. После моего перехода из обычной школы небольшой разрыв в уровне образования был, но это скорее из-за разницы в программах преподавания.

Постепенно мы всё равно вышли на один уровень, я сравнивала. К тому же и ОГЭ, и ЕГЭ все школьники сдают одинаково».

Аня, 18 лет, Самара

Самый умный первоклассник. Педагогика Жохова

Владимир Иванович Жохов

Методику разработал заслуженный учитель России, методист и автор учебников по математике Владимир Жохов. Сам автор утверждает, что методика основана на современных достижениях нейрофизиологии и психолингвистики. Правда, в открытом доступе никаких методичек нет.

Вся информация доверяется конкретному учителю, которого «назначают» преподавать в жоховском классе. В отличие от Монтессори-садов и Вальдорфских школ, это отдельные классы (минимум 16 человек), которые в школе организовывают по инициативе родителей.

Эта педагогика пересекается с предыдущими в похожем отношении к дисциплине: ребёнок на уроках не обязан сидеть прямо и может свободно ходить по классу, никто не будет делать замечаний.

Для кого. Педагогика Жохова рассчитана на первые четыре класса начальной школы. Причём начать учиться можно и в 5,5, и в 8 лет, и после года по общеобразовательной программе. Но поступать в любом случае придётся не во второй, а в первый жоховский класс.

Занятие по методике Владимира Жохова

Роль учителя. Он становится главным и единственным посредником между методистами и учениками. И полностью отвечает за свободную дисциплину и учёбу учеников.

Чем дети занимаются. В жоховском классе должен быть проектор, и вообще предполагается, что это технически оснащённая методика. По словам Владимира Жохова, всю необходимую информацию из программы начальной школы, например таблицу умножения, ученик по его методике учит в первый год.

Остальные три года дети просто повторяют пройденное. Вообще, повтор — один из главных принципов жоховской системы. Та или иная тема не проходится на двух уроках, а изучается (и вспоминается) примерно десять занятий.

Упор в жохоковском классе делают на математику, иностранные языки (каждый год учат новый) и пение.

Мнения родителей:

«Мы в восторге от системы. Мы — это я, муж и в первую очередь ребёнок. Но скажу сразу, чтобы ощутить эффект от обучения по данной системе, необходимо её принимать и применять целиком.

А это труд не только учителя, но и родителей. Мне нравится в системе Жохова обстановка в классе, доля свободы, которая есть у детей. Минусов у системы я пока не нашла.

А на Новый год дети, по системе Жохова, должны сами придумать сюжет для спектакля. Вышло здорово».

Диана Спиваченко, мама Алисы, 7 лет

«Мы тоже открывали жоховский класс. И даже пару месяцев витали в облаках и были счастливы от того, что „вот-вот у детей разовьются лобные доли“, „вот-вот она начнёт просить сделать уроки, как награду“. И даже мирясь с тем, что ребёнок просто вдруг стал плакать по любому мелкому поводу — „ну кто ж в школе не утомлялся“. Потом пошло отрезвление.

Началось с того, что никакие показатели „по жохову“ у нас не прошли. Класс за два месяца деградировал и те, кто писали, разучились, кто читал, стал читать плохо. Поэтому надо просто быть внимательнее, заранее проверять и не испытывать иллюзий. Конечно, есть такие, кому повезло, и их учитель от бога, и даже если методику убрать — эффект всё равно будет.

Но чаще бывает по-другому».

Екатерина Суворова, Москва

Поговори со мной. Реджио-педагогика

Лорис Малагуцци (справа)

Метод разработан в 50-х годах педагогом Лорисом Малагуцци. В России этот подход пока не очень популярен, но в Европе это одна из самых популярных методик раннего развития. Главные методы в реджио-педагогике: уважение ребёнка, много творчества, обучение через окружающую среду и проекты.

Для кого. В Италии Реджио-метод используют в детсадах для детей от трёх до пяти лет и в яслях — от года до трёх.

Роль учителя. У него есть право устанавливать и регулировать правила игры. При этом он общается с ребёнком не как с управляемым или подчинённым, а на равных. Ещё в обязанностях учителя — готовность прийти на помощь, внимательно выслушать, задать правильный вопрос или, не вмешиваясь напрямую, намекнуть, что лучше сделать и как.

Занятия по Реджио-методу

Чем дети занимаются. Главное тут, стремление детей к творчеству. В реджио-центрах даже есть особая зона «ателье» — с фломастерами, красками, пластилином, бумагой и другим. Ещё много игрушек из природных материалов, бусин, конструкторов и луп и микроскопов для подробного изучения. Цифры и буквы по реджио-методу целенаправлено не учат.

Авторы и последователи реджио-метода уверены, что в процессе познания всё нужно проговаривать, обсуждать, делиться опытом с другими — учителем или детьми. День в реджио-саду начинается с общих посиделок, где дети рассказывают о своих успехах, планах и какими проектами занимаются сейчас. Проекты — важная часть обучения.

Они могут рождаться спонтанно. Дети просто собираются в команду и занимаются общим делом — рисуют, мастерят или изучают. Такая проектная деятельность может длиться от часа до года.

А всё, что рисуют, творят, изучают и открывают дети, по методу Реджио, обязательно нужно сохранять и документировать: фотографиями, видео и презентациями перед родителями.

Мнение родителя:

«Сын мой очень активный, с неуёмной энергией, который не сидит на месте и передвигается по дому и улице исключительно бегом. Мы пришли на пробное занятие и влюбились. Огромное количество материалов в свободном доступе, ребёнок только выбирает, чем бы ему заняться, а взрослый поддерживает интерес.

Всё разложено красиво, каждая полочка со своим смыслом. У сына первое время глаза разбегались, ему всё хотелось изучить и потрогать. Мы потом пошли для сравнения на обычное занятие для малышей, без каких-либо подходов. Материалы там все выдают по отдельности, а индивидуальность ребёнка не учитывается.

Сыну стало скучно и не интересно».

Юлия Петрова, сын Тимур, 2 года, Санкт-Петербург

О реджио-подходе с самого начала

Реджио-подход: уважение к детям и эстетика пространства. Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия Педагогика реджио эмилия

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Особенности Реджио-подхода

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями)

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

  • движение
  • рисунок
  • живопись
  • конструирование
  • лепка
  • театральные постановки
  • театр теней
  • создание коллажей
  • музыка

В распоряжении детей множество материалов. С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.У ребёнка сто языков,сто рук, сто мыслей,сто способов думать,играть и говорить.Сто, всегда стоспособов слушать, восхищаться, любить.

Сто радостных чувств,чтобы петь и понимать,сто миров,чтобы совершать открытия,сто миров,чтобы делать изобретения,сто миров,чтобы мечтать.У ребёнка сто(и ещё сто, сто, сто) языков,но у него крадут девяносто девять из них.Школа и культура отделяют голову от тела.

Они учат думать без рук,делать без головы,слушать молча,понимать без радости,а любить и восторгатьсятолько на Пасху и Рождество.Они учат открывать уже существующий мир,а девяносто девять из ста миров крадут.

Они учат:игра и труд,реальность и фантазия,наука и воображение,небо и земля,разум и мечты —вещи, несовместимые друг с другом.В общем, учат,что нет никакой сотни.Ребёнок говорит:

сотня здесь.

Лорис Малагуцци

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но взрослый в Реджио не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

  • комментарии взрослых (цели детского исследования или проекта, ход работы)
  • записи детской речи (комментарии (дети объясняют, чем сейчас заняты), диалоги, обсуждения, интересные фразы, гипотезы)
  • фотографии
  • видео
  • готовые детские работы

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя.

Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история.

На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям.

В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Отрывок интервью с Лорисом Малагуцци (видео и расшифровка)

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком.

Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

О реджио-подходе с самого начала

  • Модель развивающего диалога
  • Немного об использовании книг в Реджио

Монтессори, реджио или вальдорф?

Реджио-подход: уважение к детям и эстетика пространства. Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия Педагогика реджио эмилия

Вальдорф, реджио, монтессори… Как выбрать методику образования, которая больше всего подходит вашему ребенку? Желательно с продолжением обучения в школе… Читайте наш краткий путеводитель по дошкольным образовательным программам.

Три кита образовательных систем: классика, монтессори и вальдорф

Детский сад общеразвивающего вида — это классика. Бывают с акцентом на физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие. Это сказывается на количестве и формате дополнительных занятий.

Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту, с 2016 года упор в садиках должен быть сделан на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка, а не на подготовку к школе. Но переход от классической доминирующей позиции педагога, который стремится дать детям как можно больше информации, к новому формату происходит постепенно.

Индивидуальность (пока?) не поощряется. В обучении используется принцип «от простого к сложному» через многократное повторение. Расписание занятий четкое, как и разделение по возрастным группам. Скорость занятий и требования к детям в таких садиках общие. Мало времени уделяется спокойной свободной игре, много — дисциплине и правилам.

Занятия строго разбиты по времени и месту. Дети, которые увлеклись процессом или же, наоборот, что-то не успели, вынуждены все бросить в момент завершения занятия.

Детские сады, работающие по методике Монтессори. Основа — свобода воспитания, поддержание изначального желания каждого ребенка учиться и взаимодействовать друг с другом.

Итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори в качестве практики во время обучения в университете занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости, и внезапно обнаружилось, что ее подопечные превосходят по уровню знаний обычных детей в навыках письма, счета и чтения.

После этого открытия она занялась тщательным наблюдением за детьми и разработкой собственной образовательной программы.

Согласно методике Марии Монтессори, дети активно учатся до шести лет благодаря взаимодействию с предметами и материалами.

В развитии ребенка выделяется шесть сензитивных периодов — периодов наивысших возможностей для эффективного развития какой-либо стороны психики: развития речи (до 6 лет), восприятия порядка (до 3 лет), сенсорного развития (почти до 6 лет), восприятия маленьких предметов (почти до 7 лет), развития движений и действий (до 4 лет) и период развития социальных навыков (до 6 лет). Обучение строится с опорой на эти периоды.

Дети в монтессори-садах учатся общаться, выполнять определенные задачи сообща в мини-группах, соблюдать порядок, развивают мелкую моторику и мышление благодаря взаимодействию со специальными пособиями. Монтессори-среда — одна из отличительных особенностей такого садика.

Задача взрослого в монтессори-классе — подобрать материалы, которые будут полезны ребенку в соответствии с его возрастом и умениями, показать, что делать с этими материалами, и… отойти в сторону. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться.

Свобода в монтессори-классе — это свобода быть собой при соблюдении нетрудных правил поведения (никто никому не мешает), возможность изучать предложенные материалы и темы в своем темпе и учиться согласно своему маршрутному листу.

Если речь идет о продолжении обучения в монтессори-школе — свобода передвигаться по классу и выполнять задание, хоть лежа на полу.

Дети впитывают новые знания благодаря практике: экспериментам и опытам, выступлениям с презентациями, наблюдениям за растениями и походам в музеи. То, что удалось не только услышать, но и потрогать, создать самому, надолго остается в памяти как опыт.

Классы разновозрастные, разбиты на ступени по три года: до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 12.

Основное, что дает монтессори-педагогика, — возможность реализовать природный потенциал ребенка, сохранить и развить умение мыслить творчески, возможность учиться с интересом в своем ритме, горящие глаза детей.

Можно найти как частные, так и государственные монтессори-садики. Но стоит понимать, что государственные — это все же традиционные сады с элементами монтессори-педагогики. Как правило, в таких садиках в сетке ежедневных занятий стоит минимум один урок в монтессори-классе. Остальные занятия в расписании обычные. Сертифицированные монтессори-школы в Москве — только платные.

Вальдорфские детские садики. Основой является антропософия Рудольфа Штейнера — доктора философии, писателя, педагога. Штейнер старался примирить научный метод со сверхъестественным, мистическим видением мира. Он был уверен, что верное воспитание восстанавливает баланс между мышлением, чувствами и волей.

Такие детские сады соблюдают ряд принципов антропософии. Вместо внедрения большого потока новой информации поощряется свободная игра ребенка вплоть до школы. Активные игры ритмично чередуются с пассивными. Невмешательство в процесс, много тишины.

Запрет на оценочность, поскольку это порождает зависть, сравнение себя с другим, соперничество. Большой упор на слушание и запоминание. Воспитатели должны относиться к каждому ученику ровно, с уважением, вне зависимости от его успехов, и воспитывать своим примером.

Это зачастую порождает ситуации недостаточных границ в коллективе, чрезвычайную мягкость и бездействие взрослого в момент конфликтов.

В обстановке садика приветствуется использование натуральных материалов, деревянная мебель и игрушки, много тканей, спилов деревьев, шишек, игрушек, сделанных воспитанниками. Большое внимание уделяется праздникам, танцам и пению под живую музыку, приучению детей к домашнему хозяйству.

Соблюдается баланс между активными предметами — эвритмия, рукоделие, театр, живопись, и созерцательными, призванными пробудить чувства — рассказы воспитателя и обсуждения. Группы в вальдорфских садах, как и в монтессори, разновозрастные, но без четкого деления. Старшие дети опекают младших.

После такого садика ученики могут продолжить обучение в вальдорфской школе.

Однако следует учесть, что основной акцент сохраняется на творческих занятиях — флейта, ритмика, работа с деревом… Предметные знания подаются в форме эпох: эпоха математики сменяет эпоху русского и т.д.

Одна эпоха длится 3-4 недели. С одной стороны — полное погружение, с другой — есть риск, что ребенок уже и не вспомнит, что было в прошлую эпоху по математике, например.

«Дельфины» образовательных систем: реджио, «золотой ключик» и другие

«Дельфинов» в образовательной системе гораздо больше, чем китов. Постоянно рождаются новые системы на стыке нескольких, опирающиеся на тот или иной педагогический метод. Расскажем о наиболее ярких представителях.

Детские сады, в основе которых лежит реджио-подход Лориса Малагуцци. Итальянский педагог Малагуцци опирался на идеи Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дьюи и Брунера. Принципы безусловного уважения, доверия ребенку в вопросе обучения, свободы движения и исследования.

У каждого ребенка должно быть много вариантов для самовыражения — музыка, танец, рисование, конструирование, театр теней… «У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела». задача — это развитие творческого мышления.

В основе подхода — проектная деятельность и взаимодействие с другими людьми. Взрослому отводится роль наставника, который своими вопросами побуждает ребенка выразить свое мнение, фиксирует его идеи, провоцирует на исследование новой темы. Учиться можно в любой момент, для этого не нужно строгих предметных и временных рамок.

Это место свободных опытов и открытий. Процесс обучения каждого ребенка день за днем фиксируется в виде фото- и видеоматериалов, записи диалогов, комментариев.

Еще одной отличительной чертой реджио-садов является пространство-мастерская, наполненное разнообразными материалами для поделок и исследований.

Здесь и художественные материалы (краски, пластилин, картон), и природные (ракушки, ветки, камушки), а также микроскопы и приборы для измерений. Это место так и приглашает создать что-то новое или провести эксперимент.

Как правило, реджио-пространство — это светлые помещения с большим количеством дерева в отделке. Группы не делятся по возрастам. В них можно встретить как трехлетнего малыша, так и ребенка девяти лет.

Садики, обучение в которых опирается на методику «Золотой ключик». Авторы — Елена и Геннадий Кравцовы и Елена Бережковская. Сама методика опирается на понимание психологии развития детей Льва Выготского.

Основа — развитие интеллекта через развитие эмоциональной сферы ребенка. Организационная основа занятий — путешествия в другие страны с изучением их культуры, обычаев и традиций.

Это происходит благодаря обилию эмоционально насыщенных событий и праздников, которые проживаются одной большой «семьей» детского сада. Представьте, как волнительно в садике среди дня встретить настоящего японского самурая, научиться писать иероглифы, самим сделать веер и меч.

Вернуться вечером домой, подготовить короткий рассказ об истории страны. А на следующий день заняться приготовлением традиционного японского супа, например.

Роль взрослого — пройти с ребенком «рука об руку» через событие, помочь не только получить новый опыт, но и осмыслить его, освоить. Во время игры педагоги отходят в сторону, главная роль отдается детям. Через игру должны решаться те или иные психологические задачи.

Группы — смешанные по возрастам. Особенно это хорошо для младших братиков и сестренок, которые только попадают в садик. Одним из принципов программы является единство сада и начальной школы, поскольку детство, по мнению авторов методики, заканчивается примерно к 10 годам.

Отказ от классно-урочной формы обучения и предметного разделения учебного плана, гибкость в сочетании коллективных и индивидуальных методов обучения, учитывание возрастных и индивидуальных особенностей.

Много общения, работы в группах над общим заданием, встречи с людьми разных профессий, много движения, красок и радости. Не система, а просто праздник!

Важное: воспитатели и педагоги

Какой бы сад вы ни выбрали, следует обратить внимание на воспитателя/педагога, к которому попадет ребенок. Пожалуй, это основное.

В классическом государственном садике может работать очаровательная воспитательница с горящими глазами, которая очень любит малышей, а может оказаться дама старой закалки, при которой все будут ходить строем. В монтессори-среде все педагоги, как правило, проходят обязательное обучение.

Поинтересоваться, окончил ли ваш педагог такое обучение, имеет ли садик официальную аккредитацию монтессори-педагогов России или аккредитован международной ассоциацией, будет правильным решением.

В вальдорфской педагогике стоит особенно внимательно выбирать учителя, поскольку именно на него возложена миссия быть примером для детей.

И зачастую он может быть сильно погружен в антропософию, даже не иметь педагогического образования, любые трудные ситуации не решать, а пытаться замять и сгладить под прикрытием любви и добродетели. По системе «Золотой ключик» с группой детей работают два педагога-воспитателя, прошедшие обучение. Один из них выступает в роли «Всезнайки», а второй — наоборот, «Почемучка», которому дети с удовольствием все объясняют. Стоит учесть, что в реджио-подходе нет четко отлаженной системы обучения педагогов.

Основная тонкость, которая возникает при выборе садика с альтернативной системой образования, заключается во внимательном взгляде на соблюдение принципов метода.

Не произошло ли искажения? Вне зависимости от того, насколько глубоко вы разбираетесь в различиях педагогических систем, задавайте как можно чаще вопросы: «Зачем?», «Что это даст моему ребенку?», «Как это скажется на его жизни в будущем?».

Мы с вами живем в удивительное время. Мы можем выбирать! Выбирайте сердцем, прислушиваясь к своему ребенку, ведь лучше вас его не знает никто.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.