Рисование в подготовительной группе грибы осенью. Как методически грамотно составить занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Грибы, ягоды

Конспект ННОД «Грибы»

Рисование в подготовительной группе грибы осенью. Как методически грамотно составить занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Грибы, ягоды

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Уточнить знания детей о грибах, правилах сбора грибов. Познакомить детей с пословицами о грибах, учить понимать смысл пословиц. Учить детей понимать происхождение слов-названий грибов.

Упражнять в заучивании, четком и быстром произнесении скороговорки. Закреплять знания о цифрах, умение отсчитывать заданное количество предметов, решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать изобразительные умения.

Развивать творческое воображение, речь, мышление.

Оборудование:

Картинки или фотографии с изображением грибов. Математические веера с цифрами. Плоскостные изображения грибов (в большом количестве). 

Простые и цветные карандаши, листы бумаги.

Примеры работ детей к занятию «Грибы».

Ход занятия:

– Есть такая пословица: «Весна красна цветами, а осень — грибами». Как вы ее понимаете? Почему же грибов много именно осенью? Какую погоду они любят? Сырую, дождливую, но теплую погоду. Именно такая бывает в начале и середине осени.

Если дождик и тепло, гриб считает — повезло!

– А вот еще пословица про грибы: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок – дает приплода мешок». Можете объяснить смысл этой пословицы? Грибы нужно не вырывать с корнем, а срезать, оставляя корень в земле — тогда вырастут новые грибы.

Так почему же говорят: «Не всякий гриб в кузовок кладут»? Есть грибы съедобные, которые можно приготовить и съесть, а есть грибы ядовитые — их не только есть, даже трогать нельзя! Какие вы знаете ядовитые грибы? Мухомор, поганка, ложный опенок.

В ядовитых грибах есть яд, который может вызвать отравление. Даже если не трогать гриб, а растоптать его ногой, яд останется на обуви, обувь снимают руками, а руки не всегда моют тщательно.

Да, к тому же, если человеку гриб не годиться, это не значит, что его уничтожать нужно.

– Вот мухомор. Для человека он ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней. 

О чем рассказывают названия грибов

Нет, грибные имена непонятны для меня: Ведь не хрюкают свинушки, Не волнуются волнушки, не кричат опять опята,  Не бодаются козлята, У лисичек нету шубки.

Как узнать, чьи это шутки?

– Некоторые названия грибов говорят о месте, в котором они выросли. Как вы думаете, под каким деревом растут подосиновики? Под осиной. А под каким деревом растут подберезовики? Под березой. А под какими деревьями растут дубовики? Под дубами.
Название опята происходит от слова «пень», ведь с одного пенька можно насобирать целую корзинку опят.

– А некоторые грибы получили название за свой цвет и внешний вид.  Лисички назвали так за оранжевый цвет, похожий на цвет лисьей шубки. Бледные поганки имеют бледно-серый цвет. Грибы под названием серая рядовка люди называют просто серенькие или мышата.

Грибы рыжики какого цвета? Рыжего, оранжево-коричневые. А грибы зеленушки? Зеленые. А попробуйте догадаться за что получил свое название гриб сморчок? Он весь в складках, как бы сморщенный.

У грибов маслят масляные шляпки блестящие и липкие, как-будто маслом смазанные.

А сыроежками называют грибы, которые можно есть … сырыми.

Скороговорка про грибы

– Давайте разучим и постараемся быстро признести скороговорку: «Гриша шел, шел, шел, белый гриб нашел».

Гимнастика для глаз

Найдите глазами картинку с изображением гриба, которого считают самым важным среди всех грибов.
(Боровик или белый гриб)

Найдите глазами картинку с изображением гриба, который «красен, да для здоровья опасен».
(Мухомор)

Найдите глазами картинку с изображением гриба, про которого можно сказать «масляна головушка».
(Масленок)

Найдите глазами картинку с изображением таких грибов:

Нет грибов дружней, чем эти —  Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу.

(Опята)

Реши задачки про грибы

– Решите загадку и покажите ответ-цифру на математическом веере.

Ёжик по грибы пошел. Десять рыжиков нашел. Десять положил в корзинку, Остальные же — на спинку. Сколько рыжиков везешь На своих иголках, ёж?

(Два)

Однажды Леший с Водяным Бродили по местам грибным. И нашли под елью скоро два огромных мухомора. Походили у осин И нашли еще один. Кто ответить нам готов, Сколько собрано грибов?

(Три)

Сбор грибов

– Выберите на математическом веере цифру, кроме тех, которые были ответами на задачи. Покажите, какие цифры вы выбрали. А теперь сходите на полянку-ковер и наберите столько грибов, сколько показывает ваша цифра.

Рисование «Сказочный гриб»

– Мы видели на картинках и фотографиях много разных грибов. Некоторые грибы видели в лесу или на столе, приготовленными для еды. А нарисовать я предлагаю вам гриб сказочный — такой, какого никто не видел, какой может быть только в сказке.

– Хорошо подумайте, какой характер у вашего гриба? Добрый, сердитый? А может это будет гриб-воин, гриб-мудрец, гриб-модник или гриб-домик. А может вы придумаете и нарисуете целое семейство сказочных грибов.

Как будет выглядеть ваш гриб? Высокий или низкий? Тонкий или широкий? Какой формы его шляпка?

Продумайте цвета, которыми будете раскрашивать свои грибы.

А также не забудьте о фоне: если оставить фон белым, получится так, как-будто гриб растет на снегу.

Скачать конспект ННОД в подготовительной группе, тема: «Грибы»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Рисование в подготовительной группе на тему грибы и ягоды, в том числе ветка рябины, конспект занятия с фото и видео

Рисование в подготовительной группе грибы осенью. Как методически грамотно составить занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Грибы, ягоды

Рисование — один из главных способов творческого самовыражения ребёнка. Для дошкольника это также возможность выразить свои представления об окружающем мире и своём месте в нём. А рисование природных сюжетов помогает ребёнку не только развить свои изобразительные навыки, но и почувствовать свою связь с природой, узнать о ней много нового.

Умение планировать — одно из важных качеств педагога. Именно планирование занятия, тщательная подготовка всех необходимых материалов, постановка цели и задач первоочерёдно влияет на то, насколько успешно воспитанники справятся с темой.

Материалы

Рисование способствует развитию мелкой моторики у дошкольника, подготавливает его руку к освоению важнейшего навыка — письма. Для рисования грибов и ягод в традиционных техниках можно использовать следующие материалы:

  • гуашевые и акварельные краски;
  • фломастеры;
  • гелевые ручки для обведения контуров и прорисовки деталей;
  • цветные и чернографитные карандаши;
  • восковые мелки.

Восковыми мелками можно выполнить как всю работу, так и часть её в сочетании с красками

Для основы рисунка следует использовать бумагу разных форматов (ватман и А3 для коллективных работ, А4 для индивидуальных). Можно использовать картон в зависимости от задач занятия.

Дополнительно на занятиях стоит использовать:

  • палитры для смешивания цветов;
  • клеёнку для стола;
  • кисти;
  • стирательные резинки;
  • баночки-непроливайки;

Рабочее пространство можно организовать так, чтобы по 4–6 детей сидели лицом друг к другу, а в центре стола стояли баночки с красками, непроливайки, наборы карандашей и другие материалы

Техники и приёмы рисования

Для старших дошкольников приоритетными являются традиционные техники рисования:

  • заполнение цветом и прорисовывание деталей внутри контура-шаблона;
  • рисование объектов и персонажей на заранее заготовленном фоне;
  • срисовывание с картинок;
  • рисование с натуры, что особенно хорошо отрабатывать на природных материалах (веточки, листья, грибы и ягоды);
  • рисование по трафарету.

Вместе с этим предполагается, что воспитанники к 6–7 годам уже владеют некоторыми нетрадиционными приёмами, такими как прорисовка деталей объекта фломастером поверх акварельной кляксы.

Рисование также можно сочетать с лепкой и аппликацией. Например, вылепленный из солёного теста гриб можно раскрасить в разные цвета. А плоский рисунок можно дополнить аппликативными деталями из цветной бумаги, пластилина, пайток, сухих листьев и др.

В этой работе сочетаются гуашь для фона и основных объектов, фломастер для прорисовки мордочки и лап ёжика, гелевые ручки для прожилок на ножках грибов и травинок; облака из бумаги прикреплены клеем-карандашом

Рисование фломастерами занимает меньше времени, чем красками, поскольку не требует дополнительной подготовки рабочего места, смешения цветов в палитре, не заставляет ждать, пока часть рисунка подсохнет. Поэтому на рисунке фломастерами дети могут разместить больше декоративных элементов вокруг грибов и ягод: бабочек, солнце и облака, мелкие травинки и др.

Групповая работа и индивидуальный подход

Дошкольники 6–7 лет уже довольно самостоятельны, чтобы продумывать композицию своего рисунка, подбирать цвета, определять пропорции предметов. В рамках темы занятия смышлёным и быстро работающим детям стоит дать возможность выбора сюжета или объектов для рисования, предоставить им самим продумать детали.

Вместе с этим воспитателю заранее стоит продумать несколько альтернативных вариантов, разнообразных сюжетов, из которых воспитанники будут выбирать, чтобы этот процесс не занял на занятии больше пары минут.

Если по плану за занятие нужно успеть нарисовать один предмет, например, ёжика с грибочком, то детям можно разрешить нарисовать что-то ещё (например, ягоды), если они успевают сделать основное задание. Для медлительных и отстающих детей можно заготовить трафареты и шаблоны.
По такой схеме дети научатся рисовать рябину По такому шаблону дети могут выполнить ёжика в качестве аппликации из цветной бумаги, а грибы сверху нарисовать фломастерами или гуашью Предложите детям поэтапно нарисовать мухомор По шаблону дети могут рисовать с грибами не только ёжика, но и белочку По такому шаблону легко объяснить детям, как рисовать мухомор; также его можно распечатать, вырезать из цветной бумаги и прикрепить как аппликацию на гуашевый или акварельный фон Чтобы пробудить фантазию ребёнка, предложите ему нарисовать гриб-домик, и придумать историю про его обитателей По такому шаблону дети смогут научиться рисовать грибы-лисички По такой схеме можно заранее на занятиях по конструированию смастерить снегирей, а затем прикрепить их с помощью клея ПВА или клея-карандаша на рисунок с гроздьями рябины; такая работа может быть групповой

Коллективная работа также хороша для развития у детей навыков распределения ролей, планирования, умения договариваться. Для этого хорошо подойдёт рисование сказочных сюжетов с несколькими персонажами, лесной поляны с грибами, ягодами и животными, или композиции, где часть объектов выполняется в аппликативной технике или технике оригами.

Проведение занятия

В подготовительной группе продолжительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 30 минут; в середине занятия обязательно проводится физкультминутка, которую желательно привязать к теме урока (например, выполнить упражнения под чтение стиха о грибах).

Мотивационное начало занятия

Для дошкольников мотивация к деятельности крайне важна: дети и так невероятно любознательны от природы, их не нужно заставлять учиться, вместо этого стоит сделать занятие интересным для них. Варианты начала занятия могут быть следующими:

  • чтение сказки о лесной жизни с упоминанием грибов и ягод (например, «Под грибом» Сутеева В.Г. или «Про Мишутку, Лису и ягоды» Мецгера А.);
  • рассматривание фотографий грибов и ягод, обсуждение вопросов «какие грибы съедобные?», «какие животные питаются грибами?», «где растут грибы?», «какие ягоды водятся в лесу?», «ходите ли вы с родителями в лес за грибами и ягодами»;
  • чтение стихов о грибах и ягодах с обсуждением.

Галерея: фотографии грибов и ягод для беседы

Задайте детям вопрос, какие съедобные грибы они знают Спросите у детей, в чём носят собранные грибы Фотография грибов и ягод вместе поможет детям представить, как выглядит лесная поляна Спросите у детей, в какое время года созревают ягоды рябины Задайте детям вопрос, название какого животного скрыто в ежевике (ёж) Фотография ёжика с грибами на иголках поможет детям нарисовать этотот сюжет Пусть дети ответят, с какой садовой ягодой есть сходство у земляники Спросите детей, какие лесные ягоды они знают Обсудите с детьми, кто в лесу питается грибами Спросите детей, в чём сходство этого гриба с животным (лисой) Спросите у детей, какой лесной зверь любит малину Объясните детям, что грибы бывают съедобные и ядовитые на примере мухоморов Покажите детям фотографию и спросите, что за птица любит полакомиться рябиной Спросите детей, в чём отличие шляпок сыроежек от мухоморов Если вы в начале занятия читаете с детьми сказку, следует показать к ней иллюстрации

Стихи о грибах и ягодах для беседы:

  • Мы с мамой грибы Собираем вдвоём. Подарки лесные В корзинку кладём. Деревья над нами Тихонько шумят, О чём-то своём

    Меж собой говорят.

Больше стихов о грибах и ягодах здесь.

Таблица: конспект занятия Вандышевой Т. А. в подготовительной группе по рисованию «Грибная поляна» (фрагмент)

Конспект занятия Волковой Т. В. по рисованию в подготовительной группе на тему «Корзина с грибами» можно посмотреть здесь.

Инструкция по выполнению рисунка «Под грибом» по сказке В. Г. Сутеева

Вам понадобятся:

  • цветные карандаши;
  • чернографитный карандаш и стирательная резинка;
  • лист бумаги формата А4;
  • для медлительных детей можно заготовить шаблоны зайца, мыши и воробья, чтобы по ним ребёнок мог обвести контур, а внутреннее пространство заполнил сам.

Ход работы:

  • на листе нарисуйте контуры основных объектов, переходя от дальних (гриб) к ближним, а затем объекты фона (траву, солнце). Медлительные дети могут рисовать по шаблонам;

    Расположение героев сказки может быть другим в зависимости от фантазии детей и темпа их работы

  • начните закрашивать предметы:
    • для ножки и внутренней части гриба подойдёт светло-бежевый или жёлтый цвет. Т.к. внутренняя часть шляпки находится в тени, дети могут сделать на ней несколько поперечных штрихов светло-коричневым карандашом, чтобы затемнить её;
    • для шляпки гриба подойдёт коричневый карандаш;
    • шубка зайца рисуется серым, его брюшко можно закрасить светло-серым или бежевым, а внутреннюю часть уха и нос розовым;
    • воробей коричнево-серый, как и мышь;
    • муравей чёрный или коричневый, а бабочке подойдёт яркие цвета;
    • капли росы после дождя закрашиваем голубым, едва нажимая на карандаш;
    • зелёную траву можно изобразить продольными штрихами сверху вниз или под небольшим наклоном;
    • голубое небо закрашиваем поперечными штрихами справа налево, не нажимая на карандаш;
    • солнце закрашиваем ярким жёлтым.

      Быстрым и активным детям можно предоставить самостоятельный выбор цветов и композиции в рамках сюжета; медлительным детям можно предложить выполнить такую работу в паре

Смешанная техника рисования и аппликации даёт интересные результаты: солнышко можно выполнить из шерстяных ниток, шубку ёжика из листьев, грибы из пластилина, растительность из собранных на природе травинок, а остальное нарисовать красками или цветными ме Белые точки на шляпке мухомора можно сделать из маленьких шариков пластилина или скатанной ваты Ёжика можно изобразить не только с грибами, но и на ягодной поляне Интересным сюжетом является изображение лисы в кругу «родственных» ей по названию грибов После подсыхания акварельной работы контуры объектов можно обвести тёмной краской или фломастером Ветку дерева и гроздья рябины можно нарисовать гуашью, а снегирей дети могут выполнить всей группой в технике оригами Предложите детям образец работы или подходящие иллюстрации, чтобы им было проще определиться с композицией и выбрать цвета Рисование фломастерами даёт меньше возможностей по выбору оттенков и смешению цвета, однако ускоряет выполнение работы Акварель в работе можно сочетать с восковыми карандашами Первым делом ребёнок закрашивает фон (трава, небо), затем после подсыхания краски поверх изображает деревья и грибы большими мазками Ребёнок может делать предварительный набросок чернографитным карандашом, но может и обойтись без него в зависимости от развитости изобразительных навыков Пусть ребёнок вначале закрасит жёлтой гуашью корзинку, затем нарисует грибы, а после этого коричневой краской добавит прутья корзинки

: как нарисовать снегиря на ветке рябины

Детские рисунки грибов и ягод могут быть как иллюстрациями к сказкам и стихам, так и отражать личный опыт детей походов за грибами всей семьёй. Для дошкольника это возможность лучше познакомиться с миром природы и улучшить свои изобразительные навыки.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.