Самообразование экология. План по самообразованию (экологическое воспитание)

Содержание

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Самообразование экология. План по самообразованию (экологическое воспитание)

автор: Иванова Анисия Алексеевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

 воспитатель Иванова А.А.

Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием [4].

Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. 

Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня.

В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

Цель − формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи: 

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования; 
  • Систематизировать  и углубить знания детей о живой и неживой природе;
    • Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах;
    • Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Учить понимать причинно−  следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
  • Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;
  • Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
  • Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними

Пути реализации:

    • Создание условий, соответствующей развивающей среды.
    • Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
    • Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. 
    • Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
    • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Список литературы для изучения:

    1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
    2. Николаева С.Н. «Юный эколог». — М.: Мозаика-Синтез,
    3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
    4. «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
    5. Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
    6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
    7. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г. 
    8. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
    9. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
    10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
    11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
    12. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
    13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2002.
  • Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.

Перспективный план самообразования на 2018-2019учебный год

МесяцФормы работы
С детьмиС родителямиСамостоятельное изучениеС педагогами
СентябрьБеседы:

  • Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
  • Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Чувашии , среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
  • Беседа Насекомые осенью»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке.Д/и.: 

  • «Найди дерево по описанию»
  • «Найди свое дерево»,
  •  «Чей след?»;
  • «Чей хвост?»;

Художественное творчество:Рисование: 

  • Рисование «Золотая осень». 
  • «Идет дождь».

Лепка:Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича
  • С. Есенин «Береза»;
  • И. Бунин «Листопад»
  • Консультация: «Не причиняя вреда природе»

Консультация «Сокровища леса».

  • Знакомство  с книгами по экологическому воспитанию
  • Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для  воспитателей и родителей.
Октябрь Беседы:

  • «Рыбы водоемов, расположенных в Чувашской Республике »
  •  «Овощи и фрукты».
  • «Комнатных растениях»

Д/и.: 

  • «Чем похожи? Чем отличаются». 
  • «Угадай по описанию». 
  • ««Съедобное — не съедобное»;
  • «Садовник»

Сюжетно-ролевая игра :Художественное творчество:Аппликация :

  • «Ваза с фруктами», 
  • «Овощи на тарелке».

Рисование:Чтение худ. лит: 

  • О.Г. Зыкова «Рыба-прилипала»
  • Ю. Тувин «Овощи»;    
  •    Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».
  • Б. Житков «Что я видел»

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). 

НоябрьНаблюденияНаблюдения за живой и неживой природой зимой.Кормление птиц Беседы:

  • «Птицы родного края»;
  •  «Съедобные и несъедобные грибы»

Д/и.: 

  • «Кто где живет», 
  • «Перелетные — зимующие».

Наблюдение за птицами на прогулке.Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов.П/и:

  • «Перелет птиц» 
  • «Совушка»;

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».Художественное творчествоАппликация 

  • «Поможем белочке заготовить грибы»-

Лепка:Чтение худ. лит: 

    • В. Бианки «Синичкин календарь»,           
    •   Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,
  • Е. Чарушин «Утка».    
Литературная выставка «Читайте вместе с нами».Изготовление дидактических игр по темам.Презентация «Птицы нашего края » для использования в работе педагогов с детьми
ДекабрьНаблюдения Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседы:

  • Беседа о труде лесника
  • «Как лесные звери проводят зиму».
  • «Пришла красавица зима».

Д/и.: 

  • «Закончите предложение»
  • «Животные в лесу».
  • «Найди ошибку», 
  • «Когда это бывает?»,
  • «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Купание медвежат»,
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
  • С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
  • Н. Павлова «Под снегом на лугу»,
  • С. Есенин «Пороша».
Консультация «Птицы — наши друзья». Подборка художественной литературы для свободного чтения;
ЯнварьНаблюдения за живой и неживой природой зимой.Кормление птиц на прогулкеБеседа: «Живое – неживое» Игра- имитация «Звериная зарядка»Д/и.: 

  • «Найди детёныша»
  • .»Кто, что ест», 
  • «Кто, где живёт»
  • «Кто чем питается»

Просмотр фильма «Животные».Чтение худ. лит: Экспериментирование

Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе».Пополнить картотеку дидактических игр по экологии Презентация «Животный мир нашего края » для использования в работе педагогов с детьми
ФевральПросмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»Беседа:

  • «Февраль — самый трудный месяц для животных леса».
  • Беседа: «Прошла зима холодная»

Д/и.: 

  • «Где кто зимует»; 
  • «Приметы зимы»
  •  «Когда это бывает?».

Чтение худ. лит: Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».Наблюдения за живой и неживой природой зимой. Кормление птиц на прогулке.Художественное творчествоРисование: «Чем красива зимняя природа».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)Разработка лепбука «Животные леса»
Совместный досуг с родителями «Знатоки природы»
МартБеседы:

  • «Зачем нужно беречь природу? »;

Художественное творчество: (оригами): Д/и.: 

  • «Сравни и найди», 
  • «Бывает – не бывает».

Чтение худ. лит: 

  • И. Токмакова «Весна»,                      
  • Ф Тютчев «Весенние воды» 
  • В. Бианки «Рассказы о природе»

Рассматривание картин  :

  • И. Левитана «Март»
  • И. Грабарь «Февральская лазурь».

Наблюдения:

  • Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
  •  наблюдения за птицами на участке детского сада.
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы».
АпрельБеседы:

  • «Одуванчик»
  • «Зеленая аптека».

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.Составление рассказа «Путешествие семечка.»Опытно-экспериментальная деятельность   Изучение строения одуванчика.Наблюдения за объектами живой и неживой природы.Художественное творчество: Рисование: 

Проведения субботника «Сделаем наш дом чище».
МайНаблюдения:

  • Наблюдение за растениями на участке.
  • Наблюдение за появлением перелетных птиц 

Беседа о Красной книге Чувашской РеспубликиБеседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьяхД/и.: 

  • «Я садовником родился»;
  • «Расскажи какой цветок? ».

В Г. Скребицкий «Берегите птиц»,А. Барков «Голоса леса». Художественное творчество: Рисование

  • «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта» 
Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ :  Разработка лепбука «Природа нашего края »

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Самообразование – экологическое воспитание в детском саду

Самообразование экология. План по самообразованию (экологическое воспитание)

Всем привет! Вас приветствует Татьяна Сухих с новой темой: самообразование экологическое воспитание дошкольников.

Интересно кто-то подметил: человек всегда ищет красоту, но не замечает, что она его сопровождает с самого рождения. Это – природа. Она – первый источник эстетических чувств, вдохновения, ощущения гармонии и совершенства.

Но мало просто любоваться природой, нужно уважать дерево у дороги, заботиться о каждой травинке и былинке.

Воспитание родом из детства

Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках.

А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны.

Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?

Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.

Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях.

Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде.

Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…

Вооружаемся литературой!

Если воспитателю нужно написать план по самообразованию по теме экологического образования дошкольников, обязательно придется воспользоваться методической литературой. Я постаралась подобрать все лучшее для этой цели.

« OZON.RU» порадует воспитателя и учителя разнообразием пособий по экологическому воспитанию. Здесь есть все, что понадобится педагогу для всестороннего освоения теоретического материала.

Из «УчМага» я для себя присмотрела такие книги:

«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» – здесь есть методические материалы и интересная рабочая тетрадка для малышей для занятий в детском саду и дома;«Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ» – отличный материал, который стимулирует познавательную деятельность дошкольников по теме экология;«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» – богатейший материал, который пригодится для работы воспитателя на экологическую тему (утренники, занятия, викторины, игры).

Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?

Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.

Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы. Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю.

Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно.

Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни.

Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.

Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.

Задачи экологического воспитания детей:

  • Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
  • Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
  • Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
  • Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
  • Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
  • Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.

Коротко можно сказать так: задачи экологического образования заключаются в воспитании нового человека с экологическим мышлением.

Ребенок должен понимать, что он напрямую связан с природой и зависит от нее, как и все живое зависит от человека. Но любить природу мы должны не потребительски – за то, что она дает нам пищу, а любить искренне, как часть себя.

Сухомлинский В. говорил, что первоначальное воспитание – это воспитание сердца, прежде всего. То есть – эмоций, чувств, нравственности. Что будет заложено в раннем возрасте, то пожнем во взрослой жизни.

Так, что-то я увлеклась проповедями. Пора спросить ваше мнение о поднятом вопросе. Жду ваших комментариев, кликов по иконкам соцсетей и подписок на новости! Особенно активные мои читатели будут вознаграждены!

C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Самоанализ воспитателя: как правильно составить?

Альманах педагога | Экологическое воспитание детей младшего возраста

Самообразование экология. План по самообразованию (экологическое воспитание)

Кеменова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №17 ” Машенька”
Населённый пункт: г. Ступино, Московской области
Наименование материала: индивидуальный план по самообразованию
Тема: Экологическое воспитание детей младшего возраста
19.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №17 « Машенька»

Ступинского муниципального района

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: « Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Вторая младшая группа

Воспитатель: Кеменова Татьяна Александровна

Специальность: учитель начальных классов

Образование: педагогическое средне – специальное

Стаж педагогической работы: 4 года

Первая квалификационная категория

Переподготовка: «Образование и педагогика.

Педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Воспитатель ДОУ», 15.09.2016

Дата начала работы над темой : сентябрь 2016

Дата окончания : май 2017

Тема:

«Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Цель:

Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста .

Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную

компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в

воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание

экологической культуры поведения у детей.

Задачи :

:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой

литературы, посещения РМО, самообразования…;

•Разработать перспективный план работы с детьми;

•Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Уголок

природы в экологическом воспитании дошкольника»

Актуальность выбранной темы

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-

техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами.

Человек все активнее влияет на окружающую среду своей

жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят

экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая

составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание

формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет

допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных

закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно

дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок

выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу

близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем

предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при

помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для

всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей

проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,

и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического

воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная,

неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к

нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и

приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль

дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с

раннего возраста.

План работы на год

Изучение

методическ

ой

литературы

сентябрь – май

1. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка»

(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.

2. С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском

саду».2002г.

3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим

миром».2007г.

4. А.И.Иванова»Живая экология»(Программа экологического

образования дошкольников».2007г.

5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.

6.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через

движение(Интегрированные занятия).2006г.

7. С.Н.Николаева «Юный эколог».2002г.

8. Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ

журнала «Ребёнок в детском саду»:

№5 2006г.

№2 2007г.

№4 2007г.

№5 2007г.

9.Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ

журнала «Дошкольное воспитание»:

№7 2007г . №6 2009г.

№5 2007г №8 2009г.

№4 2009г. №32011г.

10.Л.А.Пенькова»Под парусом Лето плывёт по Земле».2006г.

Работа с

сентябрь

1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.

Цель: учить различать овощи – репу, морковь, свеклу, картофель,

детьми

помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета,

вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.

2. Наблюдение №1 за комнатными растениями.

Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении,

учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять

струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о

комнатных растениях как о живых существах.

3. Наблюдение №2 за комнатными растениями.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть

и показывать части растений (листья, цветы)

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей находить овощи на ощупь, называть их.

октябрь

1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с фруктами.

Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их

названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные

ощущения детей.

2. Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Цель: способствовать умению различать овощи и фрукты на вкус.

3. Рисование «Осенний листопад»

Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной

деятельности: рисовать листья на деревьях с помощью мазков,

приучать детей играть вместе, не толкать друг друга.

4. Наблюдение №3 за комнатными растениями.

Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, закрепить навыки

полива.

ноябрь

1. Игра «Путешествие в лес»

Цель: дать первоначальные представления о лесе и его

обитателях (лисе, зайце)

2. Наблюдение «Кто живет в аквариуме»

Цель: обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и

симпатию к его обитателям.

3. Наблюдение « Что есть у рыбки? Как они едят»

Цель: дать первоначальные представления о строении рыбки,

что она живая и ее надо кормить, показать прием кормления.

4. Игра «Путешествие в лес»

Цель: расширить представления детей о лесе и его обитателях

( в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и медведь; медведь

спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем)

декабрь

1.Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»

Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки),

учить любоваться елью

2. Наблюдение «Наша елочка живая»

Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву,

желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать

ветки)

3. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес»

Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса.

январь

1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»

Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку.

Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке

зимующих птиц.

2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях»

Цель: дать первоначальные представления о составе куриной

семье, их внешних отличиях. Учить детей узнавать их, узнавать

звуки, которые издают курица, петух, цыплята.

3. Наблюдение «Чем угощаем птиц?»

Цель: продолжать знакомить с птицами, формировать

представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и

голодно, поэтому их нужно подкармливать зернышками и

белым хлебом.

4. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

коровой и теленком.

Цель: познакомить с коровой и теленком, их отличительными

особенностями.

февраль

1. Наблюдение «Белый снег пушистый»

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает

в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые.

Учить любоваться снегом.

2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

козой и козленком.

Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными

особенностями. Закрепить знания о корове и теленке. Развивать

игровые умения детей.

3. Наблюдение «Как снег становиться водой»

Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая

вода грязная , значит и снег грязный – в рот его брать нельзя

4. Наблюдение «Разноцветные льдинки»

Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед

(твердый, холодный, блестящий), льдинками можно украсить

елку.

март

1.Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

кошкой и котятами.

Цель: познакомить с кошкой и котятами, их отличительными

особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить

выполнять разные игровые роли.

2. Посадка репчатого лука.

Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще,

полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить

зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду.

Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.

3. Игра-драматизация «Лесные чудеса»

Цель: закреплять представления о диких животных: зайце,

белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

4. Наблюдение за ростом лука

Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими

луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в

группе тепло и есть вода.

апрель

1. Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.

Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой

тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что

листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в

вазе.

2. Наблюдение за таянием снега.

Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег

чернеет, появляются проталины, ручьи.

3. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с

лошадью и жеребенком.

Цель: познакомить с лошадью и жеребенком, их

отличительными особенностями. Развивать речь, умение

слушать. Учить выполнять разные игровые роли.

май

1. Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками»

Цель: показать растение, сообщить его название, выделить

характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель

длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на

красоту растения.

2. Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой»

Цель: закрепить знание об одуванчике, познакомить с мать-и-

мачехой. Показать различие и сходство этих растений.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.

3. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»

Цель: показать превращение желтых цветов в пушистые

шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и

одуванчиков

Работа с

семьёй

декабрь

Совместная поделка кормушек для птиц.

Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»

март

Консультация «Весенние прогулки»

май

Консультация «Лето- время новых открытий»

Самореали

зация

май

Открытый

показ

ООД

во

второй

младшей

группе

по

теме

»Зимние беседы»

май

Отчёт

о

проделанной

работе

по

теме

самообразования

на

итоговом педсовете.

Проект « Волшебница- вода»

Самообразование воспитателя по экологии в детском саду

Самообразование экология. План по самообразованию (экологическое воспитание)

МБОУ Одинцовская СОШ № 3

Московская область г.Одинцово

План по самообразованию.

Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Выполнила:

воспитатель Колодина И.Г.- высшая категория

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры,эксперименты,опыты.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План работы на год

Изучение методической литературы

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. – №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Работа с детьми

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств воздуха, снега в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом, снегом.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Открытый показ образовательной деятельности «Волшебное царство трёх ветров»

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Консультация для педагогов ДО «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Консультация для педагогов.

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Услуги по обработке данных, выдаче Свидетельств и Дипломов в электронном виде оказываются ИП Фенин С.В. (ИНН 401701775545, ОГРНИП 317402700007717)

Источник: 2018.vospitately.ru

Чтобы понять как сделать, Самообразование воспитателя по экологии в детском саду, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей в ДОУ»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Актуальность темы:

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы.

В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды.

К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа.

Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.

– формирование начал экологической культуры детей;

– становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

– формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

– развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

– осознание ребенком себя как части природы;

– привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

– пополнить педагогическую копилку новой информацией;

– изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

– создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

Форма самообразования: индивидуальная

– переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

– воспитание защитников экологии;

– творческая активность воспитанников.

– сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;

– провести анкетирование родителей;

– изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;

– составить конспекты занятий, развлечений;

– создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

– создание и внедрение проекта «экология наших сердец».

. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка»

(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.

Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»

Подбор методического оснащения.

Обмен опытом работы с

воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Изучение уровня экологических знаний детей.

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей.

памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

Изготовление экологические игры.

Просмотр деятельности педагога

Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

МБДОУ №112 «Детский сад общеразвивающего вида»

Информационные листы в виде таблицы с результатами

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь»,«Зелёный спецназ»

Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья»

Трудовая деятельность «Посади свое дерево.»

«Дома для пернатых друзей»

«Елочка-красавица, всем ребятам нравится»

«Подарок Деду Морозу»

Выставка поделок из бросового материала

конкурс стенгазет «Земля –наш общий дом», «Четыре времени года»

«Чей это след» и др.

Конкурс на лучшую кормушку

«Зимняя сказка»; «Деревья, большие и маленькие»; «Природная лечебница»

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушени…

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: «Зимние игры и забавы» Цель: закрепить понятия детей о зиме.Задачи:Образовательные:-.

Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством книж…

Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством книжек – игрушек На всех этапах развития дошкольной педагогики проблема сенсорного.

Сценарий утренника на 8 марта «Конкурс красоты» для подготовительной группы

Сценарий утренника на 8 марта «Конкурс красоты» для подготовительной группы Ведущий: 8 Марта – день торжественный, день радости и красоты. На всей земле.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по РЭМП в подготовите…

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по РЭМП в подготовительной группе«Путешествие со Снеговиком в страну математики» Цель: 1. Познакомить детей с днями недели при.

Конспект по художественно – эстетическому развитию «Знакомство с нетрадиционным…

Конспект по художественно – эстетическому развитию«Знакомство с нетрадиционными изобразительными средствами» Задачи: Познавательное развитие: – познакомить детей с новыми изобразительными средствами – углем.

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешес…

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков«Путешествие в далекое прошлое» Программные содержание: – закрепить знания детей о нашей стране.

Развитие мелкой моторики детей дошкольно…

25-01-2019 %HITS Работа с родителями %AUTHOR

«Развитие мелкой моторики дошкольников». «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский Наверно каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым умным, находчивым, и приносил только 5 в дневниках.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.