Семья в древней греции. Семьи Греции

Брачно-семейные отношения в Древней Греции

Семья в древней греции. Семьи Греции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Исторический факультет

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава I. Основы древнегреческой семьи……………………………………………………………….5

§ 1. Основа и бюджет семьи…………………….……………………….………………………………5

§ 2. Отношения отцов и детей………..………………..………..……….……………………………..7

§ 3. Положение женщины……………………………………………………………………………………………..9

Глава II. Брак и развод в Древней Греции………………………….………………………………….14

§ 1. Понятие и цель брака……………………………………………………………………………..14

§ 2. Церемонии брачно-разводного процесса………………………………………………………..18

Глава III. Имущественные отношения супругов..…………………………………………….………20

Заключение………………………………………………………………………………………………………24

Библиографический список………………………..………………………………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования.

     Как известно, крупнейшей цивилизацией Древнего Мира была древнегреческая цивилизация. Древнегреческая цивилизация обладала развитой культурой. Важную роль в жизни античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни.

     Изучение древнегреческого общества невозможно без представления роли в нем института семьи, которая являлась прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их образования.

Основа полиса – это свободный гражданин, который являлся носителем гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства, необходимой и для защиты от нападения. Поэтому, в процессе развития полиса, встает вопрос о развитии семейных отношений.

Именно семья стала для древнегреческого полиса залогом будущего существования: она являлась как гарантом обеспечения военных сил полиса, так и залогом его экономического развития. Также семья играла немалую роль в религиозно-эстетическом развитии полиса.

Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам.

     Как принято говорить в современном обществе: «Семья – это ячейка общества». Значимость семьи признавалась уже древнегреческими политиками и законодателями во многих полисах Древней Греции, важность семейных отношений была очевидна. Регулирование семейных отношений является одной из наиболее разработанных сфер права Древней Греции.

      Наш приведенный анализ показывает то, что актуальность данной темы неоспорима и сегодня. Так как невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах, то поэтому брачно – семейные отношения именно на примере Древней Греции и стали объектом исследования в данной работе.

     Степень научной разработанности проблемы.

Изучением данной темы занимались и занимаются многие учёные: Мухаев Р.Т., Михайлова Н.В., Крашенинникова Н.В., Жидков О.А., Чиркин С.В., Батыр К. и др.

    Цель исследования.

     цель заключается в исследовании становления, развития и функционирования института брака и семьи в Древней Греции.

    В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

     – изучение основополагающих начал, устройства древнегреческой семьи;

     – выяснение места роли мужчины и женщины в древнегреческой семье;

     – выяснение основных целей заключения брака;

     – рассмотрение вопроса о понятии брака и развода;

     – изучение основных обрядов и церемоний, связанных с брачным процессом и семейной жизнью.

     Эмпирическая база исследования.

      При написании данной курсовой работы была исследована и анализирована научная, учебная и нормативно-правовая база отечественных и зарубежных авторов, профессоров, докторов юридических наук, что было необходимо для достижения поставленных выше цели и задач.

Ещё в самом начале процесса образования семьи в Древней Греции общество опиралось на веру в бога, к которым они причисляли даже своих умерших родственников.

Согласно верованиям древних греков, на сыне лежала строгая обязанность приносить своему умершему отцу необходимую пищу, и эта обязанность вытекала не из долга признательности, а из его собственных интересов. Умершие были, действительно, в некотором роде священными существами.

Древние давали им самые почтительные имена, какие только могли выдумать. Они называли их добрыми, святыми, блаженными. Они питали к ним все благоговение, какое только доступно человеку по отношению к божеству, внушающему к себе любовь или ужас. Для них каждый усопший был богом.

Обладая возможностью приносить добро или зло своим близким, мертвый делал это исходя из того, насколько почитали его после смерти.

Таким образом, каждая семья имела особых богов в лице своих предков и, следовательно, свою собственную религию.1 Но эта религия имела некоторые особенности. Мертвые не могли принимать приношения от любого человека; им были угодны приношения от их прямых потомков. Посторонний являлся для них чужим, можно сказать, врагом.

Поэтому необходимо было принять многочисленные меры, чтобы не дать угаснуть потомству навсегда. Кроме того, необходимо было в случае принятия постороннего в семью приобщить его прежде всего к домашнему культу и представить предкам. Из этих двух основных требований и вытекали все правила, относящиеся к древнегреческой семье.

Бюджет семьи

Древние греки не были расточительны. В особенности, афиняне. Они славились в Греции своей бережливостью и воздержанностью и вполне этого заслуживали.2 Они мало потребляли мяса, а больше питались рыбой и зеленью. Для своего существования они нуждались только в самом необходимом и не были от этого ни менее счастливы, ни менее развиты.

Ниже приведены примерные расходы небогатой семьи, состоявшей из трех лиц.

Пища.

Афинянин потреблял около одного литра муки ежедневно. Выпивал он не больше четверти литра вина, тем более что он никогда не пил неразбавленного вина. На оставшиеся деньги покупали еду. Даже небольшой суммы было, вероятно, достаточно, так как продукты питания стоили дешево.

Жилье.

Дома для небогатых были очень скромны. Древние греки гораздо меньше нас заботились о комфортабельности своих помещений, так как они почти все время проводили вне стен жилищ. В конце IV века до Р. X. большинство домов были одноэтажными, состоящими из трех-четырех комнат. И многие из этих домов были очень жалкие.

Одежда.

Надо полагать, что для семьи из трех лиц расходы на приобретение трех туник, трех пар сандалий и трех плащей (причем сандалии и плащи служили по несколько лет) составляют около двадцати  драхм в год.

Разные расходы.

Трудно предполагать, что древний грек из низшего класса мог бы нести такие расходы. Он пользовался удовольствиями, но они были бесплатны. В течение года он очень часто присутствовал на празднествах, но все эти зрелища, процессии, бега на конях и колесницах, борьба атлетов, гонки судов, музыкальные и драматические представления не стоили ему ровно ничего.

Нередко он даже питался за счет богатых. Он бесплатно посещал бани и занимался гимнастикой — для этого были особые учреждения, в которые мог свободно придти любой желающий. Если он заболевал, его безвозмездно лечил общественный врач. Если он желал посетить Олимпию или какое-либо другое место, он отправлялся туда пешком.

Родители были обязаны давать своим детям начальное образование; школы не были ни публичными, ни бесплатными, и школьная плата составляла около шести драхм. Складывая все расходы, получим, что бюджет бедной семьи составлял приблизительно от двухсот до трехсот драхм, включая непредвиденные расходы. Конечно, при таких расходах жизнь вели очень скромную, но нужды не терпели.

Естественно, чтобы жить в довольстве, расходов требовалось больше.  

1.2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца.3

На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка.

Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения.

Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.

На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.

Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.

Но в  течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках.

  Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.

Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона.

На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства.

Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.4

Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.

Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.5

обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.

Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей,  родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.

 
То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике.

Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.

Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.

Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию.6 Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

Спартанские женщины

В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы.

В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции.

Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.

Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством.

Вместе с мужем она следила за воспитанием детей.7 Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины — когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного.

На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть.

Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.

Семья в понимании греков

Семья в древней греции. Семьи Греции

Семья в понимании греков – это одна из важнейших жизненных ценностей.

Традициигреков и семейный уклад, которые практически в неизменном виде сохраняются на протяжении многих веков, доказывают это. В греческой семье, как это видно со стороны, главой является мужчина. Но это только видимость. На самом деле неформально вся власть в семье находится у женщин.

И, даже если вам кажется при взгляде на деревенскую картинку, где женщина тащит на себе тяжести в то время, как мужчина важно едет на ослике, что мужчины женщин как-то притесняют, то это вам только кажется. Все самые важные решения в семье принимаются под руководством женщин.

Но греческие мужчины стараются всячески скрывать неприглядную тайну о том, что они являются подкаблучниками.

Отношение к пожилым

Стоит отметить и трепетно-уважительное отношение греков к старшим родственникам: родителям, бабушкам и дедушкам. Часто взрослые дети всю жизнь живут вместе со своими родителями, хотя современные греки все же стараются вырваться из родного гнезда и жить независимо.

Это у них получается, когда они находят работу вдали от дома или женятся (выходят замуж). Почтительное уважение к старшим приводит к тому, что до самой глубокой старости греки живут в окружении своей большой семьи.

Почти никогда не встречается такое, чтобы пожилого грека родственники отправили в дом престарелых, в Греции такое не принято, и будет осуждаться окружающими. Поэтому и дома престарелых в этой стране являются большой редкостью.

В крайнему случае родственники стараются нанять пожилому больному человеку круглосуточную сиделку.

Из почтения к предкам у греков принята интересная традиция выбора имен для новорожденных. Всех младенцев в зависимости от их пола называют именами бабушек и дедушек (родителей мужа и жены). Назвать же ребенка тем именем, которое самим нравится, получится только в том случае, если детей одного пола больше двух.

Всем детям даются имена при крещении, а крестят греков в возрасте одного года. До того, как ребенку дано имя, в семье его называют просто «бебис» («младенец»). Крестные родители при крещении должны подарить своему крестнику полный комплект одежды и золотой крестик.

Это считается хорошим знаком и означает, что в своей жизни ребенок не будет ни в чем знать нужды.

Дети в Греции

Детей в Греции всячески балуют и ничего им не запрещают. Особенно это касается греческих мальчиков. Как считают мудрые греческие старушки, если мальчику в детстве что-то запрещать и в чем-то отказывать, то он может вырасти и стать несостоятельным мужчиной, попросту импотентом.

Во избежание такой беды мальчишки там могут позволять себе всё, и им за это ничего не будет. Конечно, их могут поругать и даже пригрозить страшными карами, но – никаких запретов. Дети могут в любом месте и в любое время бегать, прыгать, шуметь, кричать, а никто из окружающих им ничего не может сказать.

В итоге греки вырастают очень избалованными и неприспособленными для жизни. Возможно, такое воспитание и является одной из причин того, что греки порой до старости живут со своими родителями, которые не могут ни в чем отказать своим чадам. В том числе и в финансовой поддержке уже взрослых детей (у греков довольно хорошая пенсия).

Немного привести в чувство и обтесать избаловавшихся и обленившихся греков получается у армии и наемной работы. Иногда со временем эти недостатки проходят после женитьбы.

Греческие холостяки

Греческие холостяки средних лет, даже если уже давно живут отдельно от родителей по разным причинам, очень любят как можно чаще навещать отчий дом, чтобы полакомиться материнской стряпней, а также для того, чтобы мама постирала и погладила им одежду. Для греков мама – это идеал женщины, именно похожей на свою маму они хотят видеть свою жену. Чаще всего по такому принципу они жену и выбирают. Девушек, кстати, с ранних лет готовят к образу идеальной будущей тещи или свекрови.

Свадьба в Греции

В Греции до сих пор существует такая традиция, что чаще всего будущих супругов для своих детей выбирают родители. Ведь они лучше знают, что именно нужно их детям.

Они устраивают семейный ужин, куда приглашают потенциального жениха или невесту для своего ребенка и знакомят их. Если молодые друг другу понравились, то они могут дальше продолжить общение.

Если же пару раз родители не угадали со вкусом своего ребенка, и жених (невеста) их чаду не понравился, то дальше уже возникает возможность самостоятельного выбора будущего супруга.

Свадьбе в Греции предшествует церемония обручения. В принципе, после обручения молодые уже могут жить вместе и считаться мужем и женой. Правда, иногда обручение происходит в очень юном возрасте, когда детям всего по 6-7 лет, и о будущем родстве договариваются родители детишек. Так греческие дети и растут, настраиваясь на то, что в будущем они станут мужем и женой.

Несмотря на крепкую приверженность православному христианству, греки сквозь пальцы смотрят на то, что молодые до свадьбы живут вместе. Они относятся к этому так, что брак – это очень серьезно, и нужно заранее узнать, смогут ли эти два человека всю оставшуюся жизнь провести вместе.

В Греции довольно редко встречаются разводы, так как дело это очень дорогостоящее и занимающее очень много времени и сил. Поэтому стараются заранее получить максимальную уверенность в крепости будущей семьи. Иногда бывает так, что свадьбу проводят только тогда, когда невеста находится в положении и ждет ребенка.

А случается и такое, что греки официально женятся одновременно с крещением своего первого малыша.

В основном греки женятся достаточно поздно, чаще всего после 30 лет. К этому времени у них уже нажито какое-то имущество, иногда имеется отдельное жилье, и есть ощущение стабильности. Завести детей тоже стараются попозже.

После свадьбы молодожены в Греции частенько остаются жить в доме мужа вместе с его родителями. Такое положение дел может длиться по многу лет. Вообще греческие семьи очень большие и крепкие. В одном доме могут одновременно проживать сразу несколько поколений одной семьи: бабушки, дедушки, родители, дети, внуки, правнуки и т.д.

Семейные торжества у греков, а также такие большие религиозные праздники, как Рождество Христово и Пасха, проводятся в большом семейном кругу, за столом, где собирается вся семья. Даже если взрослые дети живут отдельно от своих родителей, на праздники они обязательно приезжают к матери и отцу вместе со своими детьми.

Несмотря на крепкие семейные узы, у греков часто возникают острые споры по поводу дележа наследства.

Что касается воспитания детей, то оба родителя на равных принимают участие в их судьбе. Конечно, в воспитании дочки большее участие принимает мама, а в воспитании сына – отец. Они проводят много времени со своими детьми, всячески их балуя и стараясь научить необходимым в жизни навыками и знаниями.

Кстати, даже если родители развелись, отец не только платит положенные алименты, но и принимает участие, насколько это возможно, в воспитании детей. Он гуляет с ними, играет, читает им книжки и занимается многими другими вещами, полезными для ребенка.

Дети в старой и новой семье разведенного мужчины должны ощущать одинаковое внимание со стороны отца.

В греческой семье права мужа и жены практически одинаковые. Что касается обязанностей, то на женщине, конечно, лежат все домашние хлопоты по хозяйству, полное ведение домашних дел. В том случае, если дел слишком много, и женщине одной не справиться, то муж, конечно же, может ей помочь. Детей к домашним делам в основном не привлекают, от них требуется только хорошо учиться.

Крепость и устойчивость семейных традиций в Греции является тем фундаментом, на котором стоят не только семейные, но и прочие нравственные ценности этой страны. И было бы очень хорошо, если бы прочие западные страны на прекрасную православную Грецию не смогли оказать влияние хотя бы в этой сфере жизни.

Брак и свадьба в Древней Греции: обычаи, которые удивляют

Семья в древней греции. Семьи Греции

Супружеская жизнь мужчин и женщин в Древней Греции разительно отличалась между собой. Одни наслаждались властью, господством и всеми удовольствиями того времени, а другие были вынуждены довольствоваться более скромными семейными радостями.

Какая жизнь ожидала мужчин после свадьбы, что обязательно должны были сделать новоиспеченные мужья? Какая жизнь ждала девушек Древней Греции после свадьбы?

Суровые законы вступления в брак: возраст не помеха

В Древней Греции были достаточно суровые свадебные обычаи. Так девушек выдавали замуж задолго до полового созревания, пока они были чисты и еще не познали близости с мужчиной. Обычно девушки становились женами в возрасте до 12 лет, покидали свой родной дом и выходили замуж за мужчин, которые были старше на 15-16 лет.

В среднем в Греции люди доживали до 30 лет. Если удавалось дожить до 40 лет, то ты уже считался стариком. Обычно люди не умирали своей смертью. Виновниками большой смертности были болезни и частные войны. Чем быстрее девушка выходила замуж, тем больше детей она могла родить, и тем больше будущих солдат могло получить государство.

Древняя Греция лояльно относилась к сексуальной жизни. Каждый грек мог иметь столько детей, сколько ему родила жена или любовница. Никаких ограничений в этом плане не было. В среднем у грека могло быть 10 детей. Может показаться, что это много. Но до взрослого возраста доживало все лишь 1 или 2 ребенка.

Свадьба это дорого: сколько стоила невеста

Это может показаться диким, но брак обычно сопровождался подписанием брачного договора, согласно которому девушка переходила в собственность мужу за некоторую плату (можно считать это аналогом выкупа). В качестве оплаты использовался скот, продукты питания, драгоценные металлы.

Размер оплаты варьировался в зависимости от внешности девушки, ее работоспособности и общего достатка семьи. Так, за невесту могли отдать до 20 коров, 300 грамм серебра или же всего лишь мешок ячменя.

Позже выкуп потерял свое значение и начал носить символический характер. Сегодня у некоторых национальностей выкуп невесты по-прежнему является обязательным ритуалом. Например, в России и сейчас жених платит символический выкуп подружкам невесты.

Процедура помолвки

Свадьба в Древней Греции отличается от современной. Она делилась на несколько этапов: помолвка, пир в доме невесты, пир в доме жениха.

Как мы уже говорили брак в Греции – это договор купли-продажи невесты, который заключался между женихом и отцом невесты. При этом присутствие невесты вообще не требовалось. Девушку не знакомили с женихом до самой свадьбы. Конкретные условия оплаты и дату свадьбу обсуждали перед свадьбой на помолвке.

Свадебное платье невесты и наряд жениха

В день свадьбы девушки одевали красивое длинное платье с вышивкой и застежками на плечах. Голова покрывалась специальным головным убором или же покрывалом (аналог сегодняшней фаты).

Наряд мужчин был более простым. Кусок материи прямоугольной формы скреплялся с помощью застежек на плечах и по внешнему виду слабо отличался от платья невесты. Свадебная одежда обязательно должна была быть белого цвета, так как белый цвет – это символ верности, света и чистоты.

Как проходила свадьба

К свадебному алтарю молодожены отправлялись в сопровождении барабанщиков, флейтистов и факельщиков. В первый день празднования закатывалось пиршество в доме отца невесты, которое постепенно переносилось в дом жениха. Пиршество сопровождалось шумным весельем, громкими песнями и танцами. Греки верили, что шум отгоняет злых духов.

Жениха и невесту осыпали монетами, орехами, финиками и фигами, что символизировало богатство и достаток. Позже обычай праздновать свадьбу несколько дней с большим размахом утратил свою актуальность. Пиршества становились более скромными, и именно эта традиция дошла до наших дней.

В Древней Греции невесте запрещено было употреблять алкоголь. Хотя греки делали вино отменного качества, его обычно пили разбавленным, да и в целом пьянство считалось позором и каралось общественным порицанием. Такие правила соблюдались в городах, а вот за их стенами обычно царила совсем другая атмосфера.

Интим после свадьбы

Брак в Древней Греции в большинстве своем имел одну главную цель – воспроизведение потомства. Девушек после свадьбы ожидала незавидная судьба. По своим правам они практически приравнивались к рабыням во всех сферах жизни, в том числе и в сексуальной.

Женщина в браке должна была заниматься воспитанием детей и хозяйством. Главное назначение жены – рожать детей и прислуживать мужу. Появляться на улице без особого повода и видеться с посторонними мужчинами (даже родственником) в то время считалось зазорным.

Мужчины могли изменять женам без каких-либо серьезных последствий. А вот женщины при измене изгонялись с позором из дома, при этом изымалось все приданое.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.