«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики.

Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

Основы воспитания

По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.

Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:

  1. Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?

  2. Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.

  3. Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.

  4. Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.

  5. Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

Основы методики

Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.

Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.

Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:

  1. Детей нужно любить такими, какие они есть;

  2. Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;

  3. Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;

  4. Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.

Как работает методика Амонашвили

Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.

Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.

Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.

Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.

Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.

Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».

На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.
Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.

Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Методика амонашвили в начальной школе

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики.

Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

Основы воспитания

По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.

Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:

1. Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?

2. Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.

3. Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.

4. Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.

5. Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

Основы методики

Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.

Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.

Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:

1. Детей нужно любить такими, какие они есть;

2. Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;

3. Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;

4. Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.

Как работает методика Амонашвили

Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.

Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.

Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.

Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.

Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.

Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».

На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.

Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.

Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Читать онлайн Школа жизни (Фрагменты книги) страница 1. Большая и бесплатная библиотека

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

Мы представляем фрагменты книги Ш.А. Амонашвили “школа жизни” (М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998).

прочитав их, вы сможете понять отношение к ребенку учителя от бога Шалвы Амонашвили, проникнуть в сущность образования в созданной им “школе жизни”, понять цели ее создателя, ознакомиться с ее структурой и принципами построения образовательных курсов, воспользоваться советами, адресованными Ш.А. Амонашвили учителю.

О Школе Жизни 1

Как воспринимать Ребёнка 1

О движущих силах Природы в Ребёнке 2

Вера. Надежда. Любовь 3

О сущности образования в Школе Жизни 4

О целях образования в Школе Жизни 5

Структура Школы Жизни 6

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни 7

Образовательный план. О ведущих идеях образовательных курсов Школы Жизни 7

О дополнительном образовательном цикле 13

Особенности образовательного процесса в Школе Жизни 13

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни 14

Материальная база и предметно-пространственная среда Школы Жизни 15

О Школе Жизни

Иные особо организованные школы, имеющие свою теоретическую базу или определенную специфику, отличную от обычных школ, и в прошлом, и в наши дни носят разные названия.

Так, в педагогическом мире существовали и существуют: “Школа радости”, “Школа “Бодрая жизнь”, “Вальдорфская школа”, “Школа Френе”, “Школа самоопределения”, “Школа жизни”, “Школа завтрашнего дня”, “Школа Сухомлинского”, “Школа Щетинина” и т. д.

Естественно, что школы со специальными уклонами тоже имеют свои названия, вроде “Гуманитарная школа”, “Музыкальная школа”, “Математическая школа”, “Экономическая школа” и др.

Название “Школа Жизни” не есть изобретение автора, однако его содержание в том виде, в каком оно излагается в этом Трактате, специфично и отличается от содержания разных названий школ. Для пояснения специфики Школы Жизни следует обратиться к базовому понятию Школа жизни в нашей трактовке.

Во-первых, о самой Школе . понятия Школа связывается нами с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале ) означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

Понятие это имеет религиозно-духовное происхождение, и в нём мыслится процесс становления, совершенствования, восхождения души и духовности человека: Школа (скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне его . Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей, в процессе восхождения.

Из современного значения Школы утеряна суть духовности и суть радости, и “школа” стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями.

Не подвергая сомнению значимость знаний в становлении личности ребёнка, тем не менее смею утверждать, что качества знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, возникающих на базе знаний, определяются не только истинностью самих знаний, но их духовной насыщенностью, личностным отношением человека к знаниям .

Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно давать безнравственному, бездуховному, бессердечному, злому человеку современные высшие знания о законах природы и веществ, психики и Вселенной.

В базовом понятии гуманно-личностной педагогики возрождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления, и мыслится, что всё остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духовности и нравственности.

А теперь о Школе Жизни .

Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего, всей природы и, разумеется, человека и человеческих сообществ тоже.

В бесконечной цепи развития жизни на Земле существуют и конкретные исторические эпохи, характеризующиеся определёнными качествами.

В развитии человеческих сообществ (государств, наций, народов) возникают исторически сложившиеся условия, предопределяющие качества настоящего и будущего.

Носителем изначального импульса жизни является вся Природа, вся Вселенная, каждое их конкретное проявление, разумеется, и сам человек. Жив тот, кто хочет жить . Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни.

Таким образом, в человеческих сообществах условия или качества настоящей, современной ступеньки жизни и её проявления в будущем не есть независимая от самих людей действительность. Жизнь будет крепнуть идеями общежития.

Осознавая в себе импульсы жизни и руководствуясь идеями общежития и сотрудничества, люди могут целенаправленно менять условия жизни, улучшать её качество и тем самым менять самих себя – совершенствовать свою духовность, свои знания, расширять грани своих возможностей.

Чем более целенаправленно и согласованно они будут мыслить, действовать, трудиться, творить, тем большего успеха достигнут в улучшении жизни и раскрытии своей человеческой и личностной природы, в познании самого себя.

Исходя из этого, гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую, что Ребёнок не только готовится к жизни, но он уже живёт .

Как водопад мчится жизнь, но не многие замечают это движение. Надо открыть Ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь.

Нужно также, чтобы Ребёнок постиг закон о бесконечности жизни, о бессмертии и по мере взросления всё больше задумывался над вопросом: “Зачем я живу?” А в поиске ответа приходил к выводу: “Чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества”.

Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.

Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в Ребёнке жизнь с помощью самой жизни .

Как воспринимать Ребёнка

Гуманно-личностный образовательный процесс должен быть пронизан учительским оптимизмом в отношении Ребёнка , то есть в отношении каждого конкретного ребёнка.

Учитель сам верит в формулу “Он всё может” и вселяет эту уверенность в Ребёнка.

Он поощряет детей стремиться к самовоспитанию , к выработке воли и характера, к обогащению и расширению духовного мира, к трудностям в развитии и усвоении знаний, ставит перед ними общие и индивидуальные цели.

Оптимизм учителя в отношении детей зависит от его философского восприятия Ребёнка.

Кем является Ребёнок для учителя? Если Ребёнок для него только ученик, воспитанник, который обязан, в силу социальной обусловленности, усваивать знания и нравственные ценности, то сила оптимизма в образовательном процессе гаснет, и учителю не раз покажется тот или иной ученик, отстающий от других и ведущий себя безалаберно, безнадёжным.

Чтобы не допустить даже такой мысли у учителя, не говоря уже о проявлении соответствующих ей отношений к таким детям (жалость, грубость, попытки избавиться), он должен быть вооружён, так сказать, педагогической верой , которая будет руководить им и питать его оптимизм. В чём заключается суть этой веры, суть восприятия Ребёнка учителем?

Сперва следует сказать о том, что педагогика, как важнейшая форма общечеловеческого и общественного мышления и деятельности людей, есть сложное, многогранное явление: она есть и наука, и искусство, и философия, и не обходится она в своей основе без таких постулатов, в которые надо верить, ибо невозможно их доказать научно.

В педагогике, как общечеловеческой и общественной форме мышления и тем более деятельности людей, доля научно обоснованных закономерностей и потому точных суждений и действий крайне ограниченна .

Проблема усугубляется тем, что учителя, которые ведут педагогическую деятельность и создают практику, не всегда вооружены полным набором этих научных знаний.

В этой важнейшей сфере человеческой в общественной жизни огромную роль играют творческий опыт, интуитивные решения (их можно назвать интуитивной педагогикой), вековая мудрость . Всё это приобретает свою значимость для конкретного учителя в зависимости от того, во что он верит в Ребёнке.

Амонашвили Шалва Александрович

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

– советский, грузинский, российский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989-1991), действительный член Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины (с 2006 г), доктор психологических наук (1973), профессор (1980), Почетный член Софийского университета.
Родился в 1931 году в г.

Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (в 1983-1991 – директор), с 1987 – генеральный директор экспериментального научно-педагогического
производственного объединения Министерства науки и образования Грузии.

В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси.

Эксперимент по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы был начат в 1964. Система воспитания и обучения Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми.

Задача школы – опираясь на полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.
Нравственность школьного воспитания в системе Амонашвили основана на способности радоваться успехам других, готовности прийти на помощь.

Мастер педагогического творчества призывает учителей не заглушать природного познавательного инстинкта детей и отказаться от оценочной системы как стимула познавательной деятельности. В школе N200 города Москвы, работающей под научным руководством Ш.А.Амонашвили, в начальных классах осуществляется безотметочное обучение на основе содержательной оценочной деятельности.


Один из ведущих принципов гуманной педагогики, утверждающийся в школьной практике – не сравнивать успехи детей, сравнивать успехи ребенка только с его собственными успехами. На место соревновательности и соперничества ставится взаимопомощь и взаимовыручка, умение радоваться успеху другого.


Ученики участвуют в построении урока, в составлении заданий, создают собственные учебники.
В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение.

Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе — ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего.

К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А.Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа».

Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева становится одним из научных руководителей этой образовательной системы. С 2001 года Ш.А.

Амонашвили в качестве руководителя Международного Центра гуманной педагогики ведет широкую деятельность по утверждению идей гуманной педагогики – проводит семинары с учителями России и стран ближнего зарубежья, готовит студентов, аспирантов. Его система «Школы Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
Ш.А.

Амонашвили – руководитель лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили, научный руководитель экспериментальных школ № 1715, №200 г. Москвы и № 38 г. С.-Петербурга, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Ректор Академии педагогического искусства и социализации.

За последние 12 лет более 19 тысяч человек побывали на семинарах, проводимых Ш.А. Амонашвили во многих городах, и получили удостоверения о повышении квалификации. В 150 городах России, странах СНГ, в странах Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики.
Совместно с академиком Д.Д. Зуевым Ш.А.

Амонашвили издает 100-томную «Антологию Гуманной Педагогики» (издано 11 пятитомных выпусков, т.е. более 50 томов).
В Совете Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили объединил наиболее активных и творческих работников – учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики.

В состав Совета входят педагоги из Москвы, многих городов России (в 44 из них созданы региональные отделения Центра), а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.
В ходе Ежегодных Международных Чтений по гуманной педагогике под председательством Ш.А.

Амонашвили сформировалось Международное общественное жюри, утвердившее звание «Рыцарь Гуманной Педагогики», которое присваивается ежегодно десятерым наиболее отличившимся работникам образования. Им вручается диплом и золотой значок «Сердце и лебедь».

Среди награжденных – видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.
Ежегодно под руководством Ш.А.Амонашвили проходят Международные педагогические чтения. Награжден премией Правительства РФ (Постановление от 12 ноября 2013 года).
Ш.А. Амонашвили – автор многих книг, адресованных учителям и детям, а также клятвы учителя.

КЛЯТВА УЧИТЕЛЯ
Я – Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность за сохранение и процветание жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь:
любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности, быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях.
Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.
Клянусь:
не вредить детям, не вредить Ребенку.

(Выступление на 2-ой педагогической конференции в 1997 году.)

Сочинения:

Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Исповедь отца сыну. 1980, 2009
Созидая человека, 1982;
Здравствуйте, дети! М.

, 1983;
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М., 1984;
В школу – с шести лет, М., 1986;
Как живете, дети? М., 1986;
Единство цели. М., 1987.


Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

Школа жизни. М., 2000
Тайна Альбрехта Дюрера. 2000.
Размышления о гуманной педагогике. 2001.
Улыбка моя, где ты? М., 2002
Педагогическая симфония. М.

, 2002
Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003
Без сердца что поймем? М., 2004
Амон Ра . М., 2004
Спешите дети, будем учится летать. М., 2005
Истина школы.

М., 2006
Рука ведущая. М., 2008.
Баллада о воспитании. М., 2009.
Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. 2009
Как любить детей. М.

, 2010
Саломея, М., 2010.

http://sogp.ru/sha-amonashvili/84/

http://pritchi.ru/part_317

http://ivorr.narod.ru/biblio/pedagog/biblio_pedagoggum.htm

Принципы воспитания по амонашвили. Как работает методика Амонашвили

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

29.05.2019

Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях – чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

Взрослея и засоряясь духовно, мы теряем много благих качеств. В этом смысле нужно оставаться детьми.

Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень – образ Творца. Раскрытие и познание этой сути – и есть процесс воспитания.

Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

Потенциальные возможности каждого из нас неограниченны! Задача родителей – раскрывать эти образы, позволять им проявляться.

– Как это возможно сделать?

Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка – в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас – источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

Как будто я держу лейку и поливаю цветок, который еще не расцвел. Точно знаю, что бутон распустится, нужно лишь позаботиться о нем и подождать. То есть взрослые ежеминутно «поливают» внутренний образ ребенка своими внешними.

Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…

Закон воспитания: сейчас или никогда

– Какие правила нужно соблюдать, общаясь с детьми?

Специально выдумывать я их не стану. Это известнейшие 10 заповедей. Живите ими, и все правила сами будут исполнены. Если иначе, то нужно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, внимательными…

– Чего нельзя себе позволять?

В первую очередь, раздражения. Это главный враг воспитания! Мама и папа, которые запросто кричат, повышают голос и обижаются, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

И даже наказывать можно с любовью. Тогда ребенок принимает это как норму и не выплескивает на родителей ответную агрессию. Наказать – это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить – это путь указать.

Еще раз повторюсь, какой образ создаем, тот и раскрывается в ребенке. Если глобально: как живем, так и будет жить наше чадо, копируя наши программы поведения.

Получается, задача родителей – быть максимально осознанными в общении с детьми, постоянно наблюдать за собой?

Конечно. В отношении ребенка редко могут быть случайности. Все должно быть сотворено осознанно и преднамеренно. Ведь воспитание устроено так: какой-то важный период пройдет, и обратного пути к нему не будет. Мы не сможем вернуться к той же точке, чтобы что-то исправить.

Сейчас или никогда. Здесь такой закон действует. Иначе нужно будет заниматься перевоспитанием, переобучением, а это намного сложнее. Лучше, чтобы все было вовремя и соразмерено с мудростью.

Кроме того, нужно иметь более возвышенное представление о вашем ребенке, чем, возможно, есть на самом деле. Тогда вы будете искать пути в педагогике, чтобы это ваше воображение было доказано. Какие наши мысли, таким и становится мир вокруг нас. В начале было слово, а не дом, дача, гараж…

«Воспитание нужно начинать до зачатия»

У одного философа спросили: «Когда начинается воспитание детей?» Он поинтересовался: «А сколько лет Вашему ребенку?». Мать ответила: «Шесть недель от зачатия». Мудрец заметил, что она уже на шесть недель опоздала. Вы приводили в пример эту притчу. Так когда начинать воспитание?

До зачатия. Важно, как мама готовится к принятию будущего ребенка. Мы даем лишь тело, а душа приходит. Ее воспитание начинается в наших мечтах. Мы начинаем создавать и направлять образы: кого мы видим, насколько сильно хотим.

Представляете, что происходит, если мама мечется и думает, избавится ей от ребенка или нет? И малыш получает нечто отрицательное, и у женщины появляется ужасный образ…

– Вы упоминали, что будущие родители могут притягивать душу, звать… Как это?

Мечтая. В своих мыслях нужно обласкивать будущее существо. Умеете рисовать – рисуйте, как-нибудь представляйте, воображайте своего ребенка. Мама или папа становятся магнитом, притягивая души из разных пространств высшего мира. Оттуда, куда смогла дотянуться мечта.

– А дети выбирают родителей?

Философия говорит о том, что развитые души, конечно, делают свой выбор. А развитые родители могут притянуть существ из высших миров. Остальные – как получится.

«Дети научили меня искренней любви!»

– О духовном воспитании. Что ребятишкам нужно рассказывать о Боге и о мире?

Это зависит от семейной культуры. Главное, говорить о духовном. Если в семье есть искренне верующие люди, то, конечно, они познакомят со своей религией. Ребенок пусть сам определяется: примет ли это, попросит ли повести в церковь, храм, мечеть.

И в семье, и в школе должна присутствовать разумная и не фанатичная религиозность. Та, которая никому не мешает. Моя вера говорит: не навреди, люби каждого, даже врага. Кого это обижает?

Не нужно вести себя так, будто кроме моей религии других нет. Конечно, есть! Я православный христианин, но у меня есть друзья мусульмане и евреи. Я иду к ним от имени их Бога. И стараюсь узнать их обычаи. Иначе как уважать ближних? В противном случае мы разойдемся, истребим друг друга на религиозной почве. Сейчас как раз это и происходит в мире…

– Вы говорили, что дети – лучшие педагоги. Чему вас научили ваши дети и внуки?

Во-первых, терпению. Я постоянно упражняюсь в этом. Во-вторых, любви. Ведь они умеют любить искренне. Это потом мы навязываем принцип тебе-мне. Но изначально у детей нет условий, почему нужно любить родных людей. Этой чистоте и доброте стоит учиться. Взрослым нужно возвращаться к ребенку внутри себя…

Досье

Шалва Амонашвили – всемирно известный педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, автор десятков педагогических, психологических и художественных произведений.

Его система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Образование.Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 году – докторскую.

Карьера. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, участь на втором курсе университета.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии – лаборантом, научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 – 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Проекты. Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ. Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Награды и звания.

Доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почетный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства». Награждён медалями: «К. Д. Ушинского», «Учитель Великой России».
Книги. «Педагогическая симфония», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «В школу с шести лет», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни», «Вера и любовь», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Баллада о воспитании», «Истина Школы», «Без сердца что поймём?», «Спешите, дети, будем учиться летать!», «Почему не прожить нам жизнь героями духа», «Амон-Ра», «Саломея», «Вся Земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая».

Марина Чайка.

АмонашвилиШалва Александрович

Родился8 марта 1931г,Тбилиси. В настоящее времяШ.А. Амонашввили – доктор психологическихнаук, профессор, академик Российскойакадемии образования, ЛауреатГосударственной премии РоссийскойФедерации, иностранный член Украинскойакадемии педагогических наук. Крометого, он – почетный доктор Софийскогоуниверситета им. Св.

Климента Охридского(Болгария); заслуженный профессорМосковского Городского педагогическогоУниверситета; почетный профессор рядауниверситетов разных стран. Основноевнимание его исследований сосредоточенонаначальном обучении (новое содержание,формы и методы).Ещезадолго (с 1965 г.

) до введения в нашейстране обязательного обучения детей с6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовалпроблему раннего обучения. Он доказывал,что этосензитивный возраст,т.е. наиболее чувствительный, податливый,благоприятный, отзывчивый для ускоренногоинтеллектуального и нравственногоразвития, для формирования культурычувств. Ш.А.

Амонашвили уделил особоевнимание личности учителя, его нравственнымкачествам и духовному облику. Учителя,работающие с шестилетками, должныобладать целым рядом особых качеств,быть людьми доброй души и любить детейтакими, какие они есть. Учитель долженпонимать детей. Учителю надо бытьоптимистом.

Учителя “обязаны олицетворятьчеловека будущего, человека новогосклада” . Завоевать любовь детей -насущнейшая задача учителя, считаетученый-исследователь, “ибо только черезлюбовь к своему учителю ребенок входитв мир знаний и осваивает моральныеценности общества” Педагогическаяи дидактическая система Ш.А.

Амонашвилипроникнута гуманным отношением к детям,основана на чувстве уважения к ним,взаимной любви учителя и учащихся. Сэтих же позиций он относится к проблемешкольной оценки и отметки

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.