Социальная компетентность дошкольника как основа развития ребенка. Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности

Содержание

Формирование социальной компетентности детей детского дошкольного возраста

Социальная компетентность дошкольника как основа развития ребенка. Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности

    1. Понятийно – терминологический аппарат темы исследования.
    2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка-дошкольника.
    3. Особенности развития общения у детей дошкольного возраста.
    4. Особенности психического развития дошкольников в условиях детского дома (коммуникативное развитие).

Объект исследования: процесс формирования социальной компетенции у детей дошкольного возраста проживающих в детском доме

Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной компетенции у детей дошкольного возраста через занятия.

Гипотеза исследования: предположение о том, что система занятий с использованием дидактических игр и упражнений с учётом современных требований способствует повышению формирования уровня социальной компетенции у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

2. изучить уровень социальной компетенции у детей  дошкольного возраста;

3. определить основные методы, формы использования занятий в процессе формирования социальной компетенции у детей дошкольного возраста и разработать методику их комплексного применения;

4. проследить динамику изменения уровня социальной компетенции в процессе экспериментальной работы;

Глава 1 . Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста

    1. Понятийно – терминологический аппарат темы исследования.

Так как мы проводим исследование на примере детей-сирот, рассмотрим эти понятия:

Дети – сироты – «это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних». Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – «это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей». Эта категория делится условно на несколько групп:

– дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3-4 лет);

– дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;

– беспризорные дети – это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице».

Анализ развития детей – социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90%) свидетельствует о том, что неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии. Проявляется это практически во всех сферах жизнедеятельности. В исследованиях Э.А. Минковой приводится эмоциональный портрет воспитанника детского дома, который характеризуется такими чертами, как:

Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество ДОУ с семьей

Социальная компетентность дошкольника как основа развития ребенка. Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности

Конкурс«Моя педагогическая инициатива»

Человек не может жить один. Высшеесчастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг,каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, – всё этоотзывается в сердце другого человека.

В.А. Сухомлинский

На разных этапахобщественного развития менялось отношение государства к семье и к семейномувоспитанию. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрятьинтересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. В каждомдошкольном учреждении знают те семьи, в которых заложен передовой опытсемейного воспитания.

Сегодня изменилосьотношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Обобразовании» в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первымипедагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье.

Сменились акценты,главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнемуактуальны.

Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, авзаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами,идеями, переживаниями.

В «Стратегиисоциально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года»,принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319,говорится о том, что в максимальной степени будет удовлетворена потребностьнаселения в услугах дошкольного образования. Охват детей дошкольным воспитаниемк 2020 году возрастёт в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом.

Признание приоритетасемейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательныхучреждений, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Цели работы:

– Вовлечениеродителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья».– Создание условий через сотрудничество ссемьёй для формирования у детей социальной компетентности.

– Обогащениеразвивающей среды социально-значимыми объектами.

Задачи:

– Организациясистемного подхода по информированности родителей в вопросах обучения ивоспитания детей.– Обогащениепроцессов общения между детьми и взрослыми, между родителями и воспитателями.

– Сохранениефизического и психологического здоровья детей.

Запросы, интересы,пожелания родителей, касающиеся вопросов здоровья, воспитания, образованиядетей, изучались при помощи анкетирования родителей. Изучив анкетные данные,был составлен план работы с семьёй. Направления в работе менялись свозрастом детей и потребностями родителей.

Направлениеработы определило и форму работы с семьёй: круглый стол; деловая игра; диспут; семинар-практикум; консультация; беседа; родительскоесобрание; вечера-развлечения; брейн-ринг; решение проблемных педагогическихзадач; тестирование; досуговые формы общения детей и взрослых; вечер вопросов иответов.

Активные методы сотрудничества с семьёй:

1. Школа молодых родителей:

  • Организациясекций по интересам.

2. Родительский клуб:

Так, в ясельнойгруппе в «Школе молодых родителей» работало 3 секции: «Здоровье», «Приобщениеребёнка к окружающему миру», «Учим общению».

В младшей и средней группахработало 4 секции: «Как вырастить ребёнка здоровым», «Как развить познавательныеи сенсорные способности у ребёнка», «Психологическое развитие детей», «Учимобщению, учимся общению».

В старшей группе работало тоже 4 секции, но несколькобыли изменены их направления. Одна секция совмещала вопросы психологического ипознавательного развития. И отдельно была выделена секция «Готовность ребёнка кшколе».

Секция «Каквырастить ребёнка здоровым»

На занятия секции выносилисьвопросы о причинах частых заболеваний ОРВИ у детей, о проведении закаливающих мероприятийв детском саду и дома, которые включали в себя и точечный массаж, и гимнастикудля глаз, и дыхательную гимнастику.

Воспитатели, физкультурный работник,медсестра давали рекомендации по ведению здорового образа жизни в семье,проводились спортивные праздники. Родители в свою очередь делились своим опытоми познаниями в этой сфере. При проведении анализа заболеваемости родителям былопредложено заполнить анкеты, которые включали личные вопросы.

Из данныханкетирования выяснилось, что высокой заболеваемости детей способствуютследующие факторы риска:

– вредные привычки родителей (курение, употреблениеспиртного) – 83%– частота заболеваний ОРВИ других членов семьи (более 2 разв год) – 61%– наследственные заболевания у родителей – 33%– неблагоприятное течение беременности – 88%– осложненные роды – 55%– кесарево сечение – 16%

– лечение антибиотиками в период заболевания (снижаетиммунитет) – 100%.

Работа «Родительского клуба»

С родителями детейраннего возраста была организована работа «Родительского клуба» в двух формах:«Гостиной» и «Мастерской».

В «Гостиной» решались задачи по приобретениюродителями педагогических знаний о развитии детей раннего возраста, поинформированности родителей об особенностях психологического и физическогосостояния детей в период адаптации к детскому саду (велись индивидуальныедневники наблюдения), по обмену родительским опытом по воспитанию детей раннеговозраста.

В «Мастерской» решались задачи по обучению родителей методом и приемамдля улучшения их взаимоотношений с детьми, по вовлечению родителей вразвивающее педагогическое пространство, по привлечению к участию их вповседневной жизни детского сада.

Без сотрудничестваДОУ с семьёй трудно решать вопросы воспитания, развития и обучения ребёнка. Важныммеханизмом формирования социальной компетентности у детей является:

– сотрудничество с семьёй;– создание социализирующей развивающей среды;

– расширение социального окружения детей.

Для расширения социального окружения дошкольников регулярным стало:

– посещение ДОУ детейдругих возрастов,
– работа по сотрудничеству с ближайшим социальным окружением, а именно,библиотекой, школой, Домом культуры.

Родители в этомнаправлении работы стали первыми помощниками.

Родительские собрания

В моей системеработы обязательным условием является проведение двух родительских собраний вкаждой возрастной группе.

Первое проводится в начале учебного года, на которомвоспитатели знакомят родителей с задачами воспитания и развития детей на предстоящийгод.

Второе – в конце учебного года, где подводятся итоги по достигнутым успехамдетей. Объявления на родительские собрания писала в стихах:

Уважаемые родители!Об успехах своих детей узнать вы не хотите ли?Просим отбросить все ваши делаИ поспешить к нам в группу сюда.Здесь будет психолог и врач-педиатр,Вам даст консультацию наш музыкант.Так много о детях узнаете вы,

За них ваши сердца гордости будут полны.

Данная системаработы с семьёй имеет большие преимущества:

1. Родители являютсяпервыми педагогами своих детей, поэтому работа в секциях выстраивалась с учётоминдивидуальных особенностей развития личности ребёнка.

2. ДОУ – помощник,добрый советчик и мягкий корректировщик для семьи в вопросах физического,социального и психологического развития детей.

3. Родителипринимают активное участие в «жизни» группы и ДОУ. Проявляют инициативу посозданию развивающей среды: изготовлены уголки социализации.

Для фиксации динамики социальной компетентности у дошкольников я применяла следующие формы:

– вела дневникинаблюдения;– оформилаиндивидуальные «Портфолио успеха»;

– проводила диагностику продуктов деятельностидетей.

«Портфолио успеха»дошкольника включает разделы:

  • Информацияродителей.
  • Информацияпедагога.
  • Информацияребёнка.

«Информация родителей»– содержит сведения о ребенке, ожидания родителей, достижения ребенка,которые отметили сами родители.

«Информация педагогов» – включаетзаписи наблюдений за ребенком, проявление его инициативы, самостоятельности,осознанного поведения в четырех ключевых направлениях: социальные контакты,коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различныхисточников информации и деятельность как таковая.
«Информация ребенка» – рисунки, игры,которые он сам придумал, рассказы («Рассказы о себе», «Мои друзья», «Моиигрушки»), различные поделки, которые сфотографированы.

Дальнейшие планы работы

Мой опыт работы с семьёй используется на практикесотрудниками нашего детского сада. Коллеги применяют в работе с родителямиразнообразные формы. На 2010-2011 учебный год запланирована работа клуба«Выходного дня». Родители вместе со своими детьми смогут отдохнуть и с пользойпровести время.

Для них сотрудниками детского сада будут организованы различныеразвлекательные и познавательные мероприятия.

Руководство детского сада,воспитатели осуществляют сотрудничество с родителями и через средства массовойинформации, в частности через газету «Знамя труда», что способствует формированиюсоциальной компетентности, как родителей, так и детей.

Работая длительное время, я написала «Гимн воспитателей»,где отражается полное взаимодействие семьи и педагога по воспитанию детейдошкольного возраста, что раскрывает суть сотрудничества ДОУ с семьёй.

«Гимн воспитателей» (На мотив песни «Мы желаем счастья вам…»)

1. В мире, гдецарит покой земной,Где ты как ребёнок озорной,Где любую глупость можешь совершить.Детям отдаёшь себя сполна,И эмоций новая волна

Делает счастливее, счастливее тебя.

Припев:С детством нам всегда по пути,В сердце часть его сохрани, от горя заслониИ вовремя на помощь приди.С детством не расстанемся мы,И своей идее верны,Как в море корабли

Не ищем тихой гавани.

2. В мире, гдетебе покоя нет,Где бывает много детских бед,И, остаться в стороне, нет уж больше сил.Нужно, чтобы летом и зимойС каждым малышом был дом родной,

С каждым малышом был дом родной и согревал теплом.

https://www.youtube.com/watch?v=LuhBXExGN2I

Екатерина ЛеонидовнаТуманова, старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУД/С«Лесная сказка» поселка Безбожник Кировской области, стаж работы – 24года.

Об авторе: Екатерина Леонидовна пишетсценарии к мероприятиям, сочиняет стихи. Она – депутат районной Думы2-го и 3-госозывов в 2008 году, победитель областного конкурсного отбора лучшихпедагоговработников областных государственных и муниципальных образовательныхучреждений(в номинации «Лучший воспитатель»), в 2009 году стала победителемрайонногоконкурса «Мои инновации».

Фото автора

энтузиастка

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.