Технология пластилинография оформление. Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Содержание

Пластилинография для детей – творчество и развитие

Технология пластилинография оформление. Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

18 Октября 2018

Пластилинография (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.

Польза пластилиновой живописи

Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.

При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.

На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.

Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.

Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу.

Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук.

Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг. 

Занятия можно начинать с двух — трёх лет, обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес. 

Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии “Открытка с пингвиненком”. Для детей старше 5 лет, с мамой 3+. http://artplastilin.ru/intro/

Цели и задачи пластилинографии

Цель пластилинографии — развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)

Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием — пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.

Начать заниматься могут дети 2-х – 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м – 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.

Задачи для старшего возраста (6-7 лет)

Возраст шесть — семь лет — переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.

Особенностями детей шести — семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно – образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • изучение новых видов — пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
  • развитие инициативности, способностей к творчеству;
  • получение навыков использования различных подручных средств;
  • развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
  • обучение новым способам — барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» — изготовление рамок, альбомов и т. п.

Общие рекомендации, материалы для работы

Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:

  1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
  2. затем перенести маркером рисунок на основу;
  3. выполнить работу в пластилине;
  4. оформить итог работы — сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.

Преимущества пластилиновой живописи:

  • несложная в работе техника;
  • снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
  • тренирует мелкую моторику;
  • легко исправлять ошибки, и вносить изменения.

В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.

Темы для работ должны быть знакомы детям — это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).

Рекомендации:

  • использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
  • основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
  • приготовить рабочее место для творчества — доску или клеёнку, влажную салфетку;
  • до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
  • после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом — мыть с мылом;
  • делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
  • покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить. 

Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.

Материалы для пластилинографии:

  • пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
  • основа (картон, пластик, стекло);
  • технические средства (стеки — специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
  • декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы – жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
  • шприц медицинский или кондитерский;
  • влажная салфетка вытирать руки;
  • доска для раскатывания колбасок и шариков.

Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.

Это важно: заниматься пластилином — сложно для детских пальчиков. Чтобы дети не переутомились и не потеряли интерес, нужно подготовить материал (разогреть, чтобы стал мягче) и делать паузы во время работы, разминки для рук и пальцев.  

Лепим новогоднего пингвина http://artplastilin.ru/intro/

Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/

Рисование мазками

Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность. 

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.  

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой.

Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет.

Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Оригинально смотрится сочетание различных приёмов — объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.

 Виды пластилиновой живописи.

  • Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
  • Обратная (витражная). Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности — стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
  • Модульная. В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
  • Мозаичная. В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
  • Контурная. Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
  • Многослойная. В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
  • Фактурная. В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида — барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).

На заметку

Если смешать желтый, красный и синий, получаются новые цвета. Жёлтый и синий — получится зелёный цвет, красный с жёлтым — оранжевый, синий с красным — будет фиолетовый.

Если соединить пластилин разных тонов — глянцевый и матовый, получается пластилин другого качества.

Чтобы у поверхности рисунка был глянцевый фон, пальцы нужно смочить водой.

Чтобы сделать цвета темнее, можно добавить к ним чёрный, а светлее — белый.

Творите, создавайте, сочетайте разные приёмы и цвета, украшайте узорами и декором. Стоит потратить время на то, чтобы заинтересовать и научить ребёнка этому оригинальному занятию. Польза и вам, и ребёнку. Вы сможете занять своего малыша, когда вам понадобится немного свободного времени.

Детям нравится играть с пластилином, они любят творить, будут рады научиться такому оригинальному объёмному рисованию и смогут создавать по-настоящему уникальные работы.

Книги по лепке из пластилина

Мне нравятся книжечки Ольги Московка с поэтапными мастер-классами по лепке. Для детей от 2 лет и старше. Очень рекомендую!

В лесу Домашние птицы Море Морские животные Насекомые Лепим птиц леса Транспорт Кит Коровка

Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Технология пластилинография оформление. Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить.

Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду.

Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости.

Необычный способ рисования – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых.

Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель – не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания.

Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина – учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству.

Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами “азбуки лепки”:

  • Размазывание – самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
  • Раскатывание – возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание – наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно – прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, “Солнышко” (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); “Цветы на траве” (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются “Осенние листья на земле”, “Падающий снег”, “Ежик”, “Разноцветный салют”, “Гирлянды на елочку”. Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек, Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк. А ромашки, незабудки, лютики-малютки

Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Мы слепили колобков, Сплющили их с боков. Тут же получился блин,

Очень мягкий (пластилин).

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Техника для старших дошколят

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание – прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
  • Прищипывание – используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
  • Примазывание, придавливание – приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
  • Налепливание – соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков – необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, “Снег идет”, “Бабочки на лугу”, “Корзинка с грибами”, “Натюрморт из фруктов”, “Ваза с полевыми цветами”, “Радуга и дождик”.

Детям нравится создавать картины из жизни животных (“Обитатели зоопарка”, “Ежик с грибами”, “Собака играет с мячиком”, “Котенок и клубок”), из жизни людей (“Праздник”, “Космос”, “Дети лепят снежную бабу”) или сказочных персонажей.

Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

Я леплю из пластилина Шарик, мячик и пингвина. А вот это – бегемотик У него большой животик. Пластилиновые ушки

Шевелятся на макушке

Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

  1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
  2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
  3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
  4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
  5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
  6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
  7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
  8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

  • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
  • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
  • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
  • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
  • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Какой бывает пластилинография

Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды.

Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности.

При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

Малыши легко осваивают эту технику уже в двух – трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратнаяпластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло.

Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе.

Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов.

Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы.

Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография – предполагает вылепливание объекта по контуру.

Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета.

Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография – представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки.

Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки.

Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография – самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр.

bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra – против и рельеф, углубленный рисунок).

Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

Портал педагога |

Технология пластилинография оформление. Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Прохорова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ “Детский сад №8 “Ласточка”
Населённый пункт: г.

Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: “Пластилинография-как средство формирования эстетического отношения и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста”
22.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Прохорова Н.В.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8

«Ласточка», г.Шадринск

«Пластилинография – как средство формирования эстетического отношения и

художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет

основные

ориентиры

обновления

содержания

образования

в

рамках

дошкольного

учреждения.

Он

дает

ориентировку

на

личностное

своеобразие

каждого

ребенка,

на

развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребёнка, преобразование

предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в

соответствии с их желаниями и склонностями.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания

уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой

личности. Необходимость формирования творческих способностей обуславливается тем,

что

она

определяет

продуктивную

направленность

личности,

творче скую

индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает

в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания.

В

целом

ряде

исследований

и

методических

разработок

Т.Н.

Доронова,

Т.С.

Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон показаны различные

аспекты

творчески

развивающего

потенциала

рисования,

лепки

и

других

видов

художественной

деятельности.

Н.А.

Ветлугина,

Т.С.

Комарова,

Н.П.

Сакулина,

Г.Г.

Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих

способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в

изобразительной

деятельности

у

ребенка

возникает

необходимость

комбинировать

самостоятельно

свои

впечатления,

находить

вариативные

решения

при

выполнении

заданий, широко использовать свой опыт.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом к

структуре образовательной программы дошкольного образования одно из направлений

содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,

направленно на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства, на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне

окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, что

является развитием детского творчества.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные

и

духовные

ценности,

которое

направлено

на

решение

проблем

или

удовлетворение

потребностей. Основной критерий — уникальность результата. Именно этот факт придаёт

продуктам

творчества

дополнительную

ценность,

способствует

к

раскрытию

индивидуальных особенностей ребёнка.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы,

педагоги: Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А.

Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина,

Е.Н. Игнатьев. И.Я. Лернер подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Развитие творческих способностей – одна из важных задач педагогической теории и

практики на современном этапе.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо,

вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать

возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников,

способствует

эстетическому

и

нравственному

воспитанию,

расширению

кругозора.

Примечательно,

что

рисовать

можно

не

только

с

помощью

красок,

карандашей

или

фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись

(пластилинография).

Что же это такое “пластилинография”? Само понятие состоит из двух слов

“пластилин” – художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем

случае создание полуобьемных изображений и “графия” – создавать, изображать.

В

пластилиновой

живописи

пластилин

используется

в

виде

«краски»,

ка к

изобразительный

материал,

а

инструментом

для

работы

с

этим

материалом

служат

ладошки и пальчики ребенка.

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко

практикующихся

в

дошкольном

учреждении.

А

в пластилиновой живописи заложены

колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые

влияют

на

формирование

и

развитие

художественно-эстетического

и

образно-

пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Авторы

Н.Б.

Халезова,

Б.Б.

Косминская,

Н.

П.

Саккулина,

Т.

С.

Комарова,

исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие

способности детей отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной

координацией

и

уровнем

работоспособности,

степенью

овладения

техническими

навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Пластилинография в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при

определённой

организации

обучения

носит

подлинно

творческий

характер

(Г.Н.Давыдова). Процесс

рисования

пластилином

в

изобразительной

деятельности

вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также

развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение,

речь. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в

технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно

– образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В

игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и

оттенять

второстепенные

детали.

Дошкольники

получают

знания,

умения,

навыки,

знакомятся

с

миром

предметов

в

процессе

частичного

использования

бросового

материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей,

раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

Деятельность по пластилинографии реализует основные структурные единицы в

рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного

Образования образовательных областей.

«Познавательное развитие» – ознакомление с предметами, объектами, явлениями

окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно – прикладным искусством.

«Социально-коммуникативное развитие»- формирование умения общаться и

взаимодействовать с взрослым и сверстниками, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных

установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

«Физическое развитие» – приобретение опыта в двигательной деятельности – и

направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой

активности каждого ребёнка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.

На занятиях по пластилинографии в интересной игровой форме обогащается

словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с

пластилином, ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация

деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание,

формирование и активизацию словаря, пониманию ребёнком речи окружающих.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике

пластилинография позволяет нам решать не только развитие творческих способностей, но

и в комплексе , способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Пластилинография хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного

возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну

в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

Прежде чем приступить непосредственно к рисованию пластилином детям следует

показать приёмы лепки пластилином. Овладение ими поможет создавать необходимые

формы и придавать фигурам соответствующее положение

.

Раскатывание – кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый

ладонью,

раскатывается

прямолинейными

движениями

кистей

рук,

удлиняется

и

приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание – кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка

потянув

щепоткой

часть

пластилина

– оттягиванием –

можно

из

оттянутого

материала

сформировать

часть

изображения.

Изображение

плоских

и

гладких

поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы

поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

Сплющивание – наиболее применяемый приём – для этого шарик сдавливают до

формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием –

нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов –

трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прощипывание – осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части

формы, где создаётся новая деталь.

Способы лепки бывают разные: рельефный (барельефный, горельефный)

-изображение выступает над основой, контррельефный способ лепки -изображение

углубляется в основу, аппликация – заполнение части поверхности работы.

Этапы обучения «пластилинографии»:

Подготовительный. Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания

пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение

приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя

пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по

всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные

предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности

работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до

конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать

последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному

указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок

для работы.

Хорошо использовать на занятиях пластилинографией природный материал:

веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком

практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научится

любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушёному и

неказистому листику.

Для облегчения работы на первых занятиях можно пользоваться такой техникой, как

трафаретная пластилинография. Эта техника позволяет без рисования контура сделать

очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям — своей

простотой, такая работа даже у самых маленьких малышей должна и обязана получиться

на отлично. Использование нетрадиционной техники придаёт детским работам

необычность, декоративность, воспитывает интерес, будит фантазию.

Таким образом, техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием

открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя

пластилиновую палитру, используют разные виды пластилиновой живописи для

изображения характерных особенностей создаваемого образа. В.А.Сухомлинский говорил:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Список использованных источников

1.

Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – М.: Издательство «Скрипторий

2003», 2010 .-80 с.

2.

Закон об образовании 2013 г. – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в РФ»;

3.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей

2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

4.

Московка О.С. “Я леплю из пластилина”, изд.”Карапуз”,М. 2013г

5.

Новиковская О. А. «Ум на кончиках пальцев». –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

6.

Ткаченко Т .Б. ,Стародуб К.И.”.”Уроки лепки из пластилина”, изд.”Феникс”, 2012г

7.

Т.Н.Яковлева. Пластилиновая живопись. М., 2010;

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.