Занятие по патриотическому воспитанию.

Содержание

Занятия в ДОУ по патриотическому воспитанию

Занятие по патриотическому воспитанию.

Определение 1

Патриотическое воспитание – это разновидность педагогической деятельности, направленной на привитие у подрастающего поколения качеств, присущих патриоту и гражданину.

К таким качествам можно отнести следующие:

  • Нравственные основы общественного поведения;
  • Уважение к родному краю, своей стране, народу, ее населяющему;
  • Честь и достоинство;
  • Чувство долга и ответственности за свои поступки и решения;
  • Преданность Отечеству;
  • Стремление и готовность действовать в интересах общества и своей страны, защищать ее и жертвовать своими интересами для ее блага;
  • Толерантность;
  • Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;
  • Гордость за свою страну и свое наследие.

Замечание 1

Воспитание патриотизма и культуры построения межнациональных коммуникаций является важнейшей составной частью воспитательной системы на всех ее уровнях.

Прививать любовь к Родине необходимо с раннего возраста. Это позволить воспитать и духовно развить личность каждого учащегося, наделить ее нравственными ценностями и упростить процесс социализации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Патриотические качества оказывают формирующее воздействие на становление личности, развивая ее достоинство, духовные качества и ценности.

Цели, задачи и содержание занятий по патриотическому воспитанию в учреждениях дошкольного образования

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста нацелено на формирование основ патриотизма, воспитания уважительного отношения к родному краю и своей стране, ее гражданам и усвоение ее ценностей.

Данная цель определяет начинать воспитательную работу со знакомства с культурными ценностями и культурным наследием Родины. В этой связи, в организации воспитательного процесса в ДОУ можно выделить несколько подцелей:

  1. Ознакомление детей с традициями и обычаями своего народа.
  2. Дать детям представление о стране, в которой они проживают, закрепить их, рассказать историю становления и развития страны, ее названия, народов ее основавших и населявших, выделить природные особенности и культурную специфику развития.
  3. Ознакомление с праздниками, отмечаемыми в стране, как в древние времена, так и сегодня.
  4. Знакомство со сказками, преданиями.
  5. Знакомство с народным фольклором.
  6. Знакомство с народным творчеством, его особенностями, практические мероприятия в данном направлении.
  7. Привитие уважения, восхищения и любви к Родине и ее богатству.

Процесс патриотического воспитания дошкольников основывается на формировании и последующем развитии гражданского и патриотического сознания и нравственной позиции учащихся.

Воспитание патриотизма помогает формировать познавательную заинтересованность и потребность в познании своей страны, ее культуры, природы, традиций.

На этом основании, у детей в дальнейшем формируются общечеловеческие ценности, профессиональные качества, нравственные нормы поведения.

Чтобы достичь поставленных воспитательных целей, формулируется ряд задач:

  1. Подбор оптимальных технологий и методик организации воспитательного процесса;
  2. Обязательное проведение разнообразных мероприятий, ориентированных на развитие патриотизма, посредством участия в практической деятельности;
  3. Создание уютной атмосферы в ДОУ, позволяющей привить чувство привязанности ребенка к этому заведению. Это станет фундаментом привития чувства любви к Родине;
  4. Создать условия для развития самостоятельности детей, обеспечить их самореализацию;
  5. Показывать детям важность и значимость их деятельности и заинтересованность общества в освоении ими гражданственности и патриотизма;
  6. Применение современных технологий и средств в воспитательном процессе.

Занятия по патриотическому воспитанию должны проходить путем приобщения к народному творчеству и обычаям народа. При этом, следует знакомить детей с праздниками, которые позволят более эффективно повлиять на детское восприятие и мышлении, что соответственно положительно скажется на усвоении основ патриотизма.

Дети должны быть ознакомлены с символикой государства, ее значением и важностью для страны и ее народа, правами и свободами, культурными нормами, эстетическими принципами поведения, знать устройство своей страны, историческую значимость городов и регионов.

Патриотическое воспитание детей должно протекать прямолинейно т.е. дети сначала должны полюбить своих родных и близких, свою семью. Затем, прививается любовь к своему дому и детскому саду.

Потом уже к своей улице, поселению или городу, а затем к стране. Такая любовь должна складываться постепенно и осознанно.

Только так ребенок может полюбить свой дом, свою семью и страну такими, какие они есть.

Эффективными средства патриотического воспитания детей являются музыка, литература, изобразительное искусство и народное творчество. Через них ребенок может получить представление о том, чем знамениты места, в которых он живет, природой их наполняющей, людьми и их жизнедеятельностью. Понимание этих процессов очень значимо и важно для воспитания патриотических чувств.

Основные принципы патриотического воспитания в ДОУ

Чтобы достичь целей и задач патриотического воспитания, его содержание должно базироваться на нравственно-психологических принципах, которые обеспечат создание среды в дошкольном заведении, комфортной для усвоения патриотических качеств. Основными принципами патриотического воспитания являются:

  1. Опора на нравственные коллективные взаимоотношения. Этот принцип означает самоотверженность в отношении к окружающим людям.
  2. Воспитание должно носить личностную ориентацию. Предполагается воспитать у детей сознательную жизненную позицию, чтобы они были готовы к самоотверженным действиям и поступкам.
  3. Комплексный подход к нравственному воспитанию и самовоспитанию.
  4. Прохождение воспитания на основе культурно-исторического контекста. Это позволяет сформировать объективное и последовательное знание, а также понимание традиций и ценностей, культурного наследия своей страны, ее исторических подвигов и значимости в мире.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»

Занятие по патриотическому воспитанию.

Автор занятия: Невзорова И. В., воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ № 6 г. Фрязино, Московской области.

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».Составление родового дерева (нарисованного).

Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.

Ход занятия:

Дети сидят в зале на стульчиках.

Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары – часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей.

Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри – защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели.

(Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель:

Правильно, а кем они были?

Дети:

Богатырями.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети:

Богатыри – это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель:

Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

Дети:

«Соловей – разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.

Воспитатель:

Дети, а с кем боролись герои – богатыри?

Дети:

С Соловьем – разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель:

Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети:

Дорогу.

Воспитатель:

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направоДеньги и слава,Пойдёшь налевоДрузей потеряешь и будешь не смелым.Двинешься прямо

Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:

Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос:

(Задание 1)

Для начала разомнитесь,По верёвочке пройдитесь,Со ступать с неё нельзяПропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос:

(задание 2)

Вот преграда на путиЕё так просто не пройтиНадо быстро вспоминатьИ пословицы сказать!

(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Смелость силе воевода.Тот герой кто за Родину горой.Кто смел тот на коня сел.За край свой насмерть стой.Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.Сам погибай, а товарища выручай.С родной земли умри, не сходи.Жить – Родине служить.Счастье – Родины дороже жизни.Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Голос:

(задание 3)

Вот и речка на путиНе проехать, не пройтиСоловей – разбойник злойМост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Голос:

(задание 4)

Здесь преграда, здесь КащейЕст он много-много детей (щей)Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)

Он силён, он здоров,Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,На границе стоял,Зорко – зорко наблюдал,Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Голос:

(задание 5)

Все преграды покорилисьДальше в путь вы все пустилисьНо, увы, не тут – то было,Вихрем всё вдруг закружило!Змей Горыныч трехголовыйПовстречался на пути,Тут спасенья не ищи!Но ребята не зевайИ оружие скорее выбирай!

(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик – гусляр.(под музыку).

Воспитатель:

Кто ты?

Гусляр:

Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель:

А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.

Богатырь, силён как вольный ветер,Могуч как ураган.Он защищает землюОт злобных басурман!Он силой доброю богатОн защищает стольный град.Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Воспитатель:

Вот кто такие богатыри.

Гусляр:

Аи, под славным городом под Киевом,Стояла -то застава богатырская.На заставе атаман был Илья Муромец,Податаманье был Добрыня Никитич,Есаул – Алёша – поповский сын.

Выходят три мальчика, одетых богатырями.

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,Рычал злодей-разбойник по-звериному,От его свиста все цветочки осыпалися,А что есть люди – все мертво лежат.Но срубил я ему буйну голову,Говорил притом таковы слова:«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Звучит музыка.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке -Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,Аи Змеинищо да то Горынищо,Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.Говорит-то Змеинищо таковы слова:«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,Я тебя в полон возьму, захочу – сожгу,
Захочу – сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,Ан упал-то Змей на сыру землю,На сыру землю, на ковыль-траву.Запросил пощады, душегубище.

Звучит музыка.

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,И что сам он трех саженей росту,Конь под ним, как лютый зверь,Изо рта пламень пышет,Из ушей – дым столбом – все боятся лютого,Как хлестнул я его по голове,А как упал он на сыру землю,То вскочил я ему на черну грудь,И отрезал ему голову прочь,

И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.

Гусляр:

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,Аи седлали вы коней добрых,Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

Воспитатель:

Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок – это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Скачать конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Патриотическое воспитание в школе

Занятие по патриотическому воспитанию.

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из самых актуальных проблем современности. Резкие колебания социальных и нравственных ориентиров в стране, изменения ценностей и отсутствие стабильности в обществе показали негативные результаты.

Понятие «патриотизм» приобрело расплывчатые рамки. Еще каких-то двадцать лет назад быть патриотом было, по меньшей мере, непочетно. Сегодня ситуация заметно стабилизируется.

Правительство и Министерство образования РФ видит патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости.

Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность.  Патриотическое воспитание – не каприз государства .

Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

? Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны.

Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся.

Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия.

Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.
  Основные направления патриотического воспитания

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:

Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так  тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).

Патриотическое воспитание старшеклассников

Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности.

Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания.

Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.

Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке.

Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт.

Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.

Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков – наличие программно-методического обеспечения.

Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:

  1. Праздник (концерта);
  2. Тематический урок;
  3. Экскурсии к памятным местам или монументам;
  4. Конкурсы (внутри класса и между классами);
  5. Тематические выставки;
  6. Организация школьного музея и музейные уроки;
  7. Открытые уроки;
  8. Тематические классные часы;
  9. Показ патриотических и документальных фильмов.

Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ

Форма мероприятияПримерные темы
Тематические уроки1.      Уроки Памяти «Недаром помнит вся Россия …» (1-11 кл)
2.      Диспут “Дети блокадного Ленинграда” по книге Е. Верейской “Три девочки” (6-7 классы)
3.      Урок мужества “Ленинградская победа” (7-8 классы)
4.      Уроки Мужества «Колокола нашей памяти», посвященные битве за Москву (1-11 классы)
5.      Урок мужества: «И шли на войну девчата…» «У войны не женское лицо…» с приглашением ветеранов войны и труда
Конкурсы1. Конкурс рисунков «Оружие, доспехи 1812 г.» (1-4 классы)
2. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
3. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Рукописная книга памяти (старшие классы)
4. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» – история одной фотографии. «Дню Пионерии посвящается»
5.               Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
6.               Участие в конкурсе «Защитники Отечества» среди военно-патриотических объединений школ
Классные часы 1-4 класс1. «Дети военной поры»
2. «Первая победа в Великой Отечественной войне»
3. «О подвигах, о доблести, о славе»
Классные часы 5-8 классы1. «Помни имя свое!»
2. «Русский характер»
3. «Есть слово такое – выстоять!»
4. «Наш край в годы войны»
5. «Помни, что когда-то шли на бой ребята»
Классные часы 9-11 классы1. «Они сражались за Родину!»
2. «Героические подвиги наших земляков»
3. «Он тогда не вернулся из боя»
4. «Полководцы Великой Отечественной Войны»
Выставки, уроки в школьном музее1. Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 г.
2. Музейные уроки «Колокола нашей памяти»
3. Участие в смотре-конкурсе залов, музеев, экспозиций боевой славы.
Экскурсии, участия в городских мероприятиях1. Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи г.Москва, г. Зарайск, г. Коломна, к памятникам и мемориалам, обелискам
2. Акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России», «Свет в окне» – шефство над ветеранами
3. Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории «Подвиг в камне и бронзе»
Открытые мероприятия1.      Открытое мероприятие на параллель «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвященное победе в Отечественной войне 1812 г
2.      Открытое мероприятие на параллель «Я – гражданин России!», посвященное Дню Конституции.
3. Открытое мероприятие на параллель «Есть такая профессия – Родину защищать!» ко Дню защитника Отечества.
Музыкальные мероприятия1. Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!»
2. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам!», посвященная Дню Победы.

  Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Защитники Отечества»

Занятие по патриотическому воспитанию.

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Защитники Отечества»

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием Защитник Отечества, Российские вооруженные силы, с различными родами войск.
  2. Развивать интерес к военному делу.
  3. Воспитывать любовь и  уважение к Отечеству, к защитникам Отечества, к прошлому России, чувство гордости за страну, чувство патриотизма.

Предварительная работа:

  • Рассказ воспитателя о празднике 23 февраля.
  • Чтение стихов об армии.
  • Рассматривание картинок военной техники и экипировки солдат.

Материал к занятию: Телевизор для просмотра фотографий по теме.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодняшнее наше занятие называется Защитники Отечества

  • Кого мы называем защитниками Отечества? (ответы)
  • От кого надо защищать свою страну? (ответы)
  • Каким должен быть защитник Родины? (ответы)

Воспитатель: (параллельный показ фотографий по тексту) Ребята во все времена нашу Родину защищали храбрые воины!

Наша страна очень красивая. Богатая, чудная, большая, необъятная. В стародавние времена Русь со всех сторон окружена была многочисленными врагами. Все они хотели захватить нашу землю. Нашему народу постоянно приходилось  защищаться от врагов.

Первыми защитниками земли Русской были богатыри. Смелые, храбрые, могучие, обладающие недюжинной силой. В одиночку богатыри могли справиться с целым войском. Как вихрь налетали на русские земли хазары, половцы, монголо-татары. Грабили, сжигали, разоряли города ,деревни, православные церкви, убивали людей. Многих молодых и здоровых забирали в полон-плен, где потом продавали в рабство.

Освобождали от врагов наше Отечество князья – воители, возглавлявшие свои дружины. Великими князьями-воителями, полководцами были Александр Невский и Дмитрий Донской. Воины княжеской дружины назывались дружинники. Они были мастерами рукопашного боя – владели мечом, секирой и булавой. Воины, владевшие оружием дальнего боя (луком и арбалетом) назывались лучники.

Ребята, каких самых известных богатырей вы знаете! (ответы)

Конечно же все в мире изменяется, так и военное дело постоянно совершенствовалось – изменялось оружие, облачение, стратегии.

После дружин было создано стрелецкое войско, затем при Петре1 была создана регулярная армия и военно-морской флот, затем рабоче-крестьянская красная армия, и уже потом Российские вооруженные силы.

Воспитатель: Ребята в наше время существует много родов войск:

  • это сухопутные войска: как выдумаете что это за войска? (ответы). В них входят мотострелковые войска, танковые, ракетные, инженерные, войска противовоздушной обороны;
  • военно-воздушные силы: а это что за войска? (ответы). Дальняя авиация, военно-транспортная авиация, армейская авиация, фронтовая авиация;
  • военно-морской флот: как вы думаете что сюда входит? (ответы). Подводные силы, надводные силы, морская авиация и береговые войска;
  • ракетные войска стратегического назначения: что это такое? (ответы).
  • воздушно-десантные;
  • космические войска.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру – угадай род войск! Я буду показывать фотографии а вы называть род войск!

Ребята, а в каких войсках хотели бы служить вы и почему? (ответы).

Ребята наше занятие заканчивается, я хочу прочесть вам стихотворение Михаила Светлова «Солдат Российской Армии»

Одной большой семьей                             живут народы,Крепка Страна Россия,                           как гранит.На страже Мира, счастья                                 и свободыСолдат Российской Армии                                         стоит.

 Нам не страшны любые                                  непогоды!Есть у страны труда                           надежный щит -На страже мира, счастья                             и свободыСолдат Российской Армии                                   стоит. Учись! Работай!                   Молодые годыТвоя страна          лелеет и хранит.

На страже мира, счастья                             и свободыСолдат Российской Армии

                                   стоит.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы)

Презентация к занятию 

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Портал педагога | Патриотическое воспитание детей подготовительной группы «Наш дом -Россия»

Занятие по патриотическому воспитанию.

Паршина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №92
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Патриотическое воспитание детей подготовительной группы «Наш дом -Россия»
12.10.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной

группе «Наш дом -Россия»

Автор воспитатель:

Паршина Светлана Ивановна

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной

группе «Наш дом –Россия»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

– образовательные: закреплять знания детей Обобщить и систематизировать знания детей

о России,

– воспитательные: формировать уважительное отношение к государственным символам;

воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;

– развивающие : развивать внимание, память, мышление, воображение. Продолжать

работу по обогащению и уточнению словаря.

Предварительная работа:

1.

Чтение и заучивание стихотворений о Родине.

2.

Рассматривание флага и герба РФ

3.

Прослушивание гимнов РФ, песен о России.

4.

Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе.

5.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди

среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

6.

Материалы к занятию:

2.

Дидактическая игра «Собери флаг России»

3.

записи: гимн РФ

4.

Изображения государственных символов России

Ход занятия:

Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, садитесь, и послушайте меня внимательно. Я вам прочитаю очень

красивое стихотворение Якова Обидова «Мать Земля».

Скажи мне, как правильно Землю называть?

Земля дорогая?

Земля Золотая?

Земля – наша милая,

Добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И дождик и ты…

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле.

В какой же стране мы живём?

Дети: Мы живём в России. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории,

как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как

много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди

ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег,

а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде

надо ехать 7 дней – неделю. Давайте найдем Россию на глобусе. Молодцы ребята.

Воспитатель: Страна наша называется Россия. А как называют людей, живущих в нашей

стране?

Дети: Их называют россияне.

Воспитатель: Назовите столицу России.

Дети: Москва

Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о Москве?

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России

Которое любит тебя

Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?

Дети: Орел.

Воспитатель: В нашей стране много городов. Какие города вы знаете?

Дети: ответы детей (Воронеж, Санкт-Петербург и т.д.) Правильно.

Воспитатель: Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы

думаете, что такое Родина?

Дети: Родина – значит родная, как мать и отец.

Родина – место, где мы родились.

Родина – страна, в которой мы живём.

Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою

страну. За что вы любите нашу Родину?

Дети: За то, что тут мы родились.

За то, что она красивая и т.д.

Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много

красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова.

Игра: « Передай сердечко» (дети передают сердечко и называют по одному

прилагательному к слову Родина. Например: милая, красивая, любимая, родная,

единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним

некоторые из них.

Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за Родину горой – тот истинный герой!

Одна у человека мать – одна и Родина.

Родина любимая, что мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить- Родине служить.

Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?

Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать стихотворение о нашей Родине?

Дети: Дети читают стихи:

—1—

З.Александрова

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки берёза – скромница

И ромашковый бугор

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь от маков красная, золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

—2—

С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.

С берёзок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками Любимую землю свою.

—3—

Так что же такое ты, Родина?

Поля в перелесках зари.

Всё очень знакомое вроде бы,

А глянешь – и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега Взлететь, не боясь вышины,

И синюю звёздочку с неба Достать для родимой страны.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте мы с вами сейчас поиграем сейчас в русскую

народную игру “Золотые ворота ”

Воспитатель: Мы поиграли и продолжаем .Дети мы говорили столица нашей Родины

город Москва. В Москве находится правительство нашего государства. Назовите

президента нашей страны?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель: Какие государственные символы нашей страны вы знаете?

Дети: Герб, флаг, гимн.

Воспитатель: Государственные символы – это символы, которые объединяют граждан

одной страны. Нас с вами.

Воспитатель: А, сейчас, найдите герб нашей страны.

(Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных гербов герб России.)

Ребенок читает стихотворение про герб:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный

Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны

особенная, самая главная песня. Что это за песня?

Дети: Это гимн России.

Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны – это тоже государственный символ. А что

такое гимн?

Дети: Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в

особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны –

артистам, спортсменам, учёным – вручают награды. Молодые воины принимают присягу,

то есть дают Родине клятву в верности.

Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать

государственный гимн?

Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя

разговаривать.

Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к

своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.

Звучит аудиозапись гимна.

Дети слушают стоя.

Дети садятся.

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России –

флаге.

Дети подходят к стене с изображением Российского флага.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?

Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.

Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге

первая (наверху)?

Дети: Белая полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?

Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие

белые облака, белые ромашки.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?

Дети: Синяя полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?

Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?

Дети: Красная полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?

Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.

Воспитатель: Белый цвет – это мир и чистота. Синий – небо и верность. Красный – огонь и

отвага. А кто расскажет стихотворение о флаге?

Стихотворение:

Флаг у нас прекрасный–

Белый, синий, красный!

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага….

Вот цвета родного флага!

Воспитатель:А теперь, ребята, я предлагаю вам пройти в мастерскую. Где вы изготовите

флаг России для воспитанников младших групп.

Перед работой нам нужно подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

В стране, где мы с тобой живем,

Флаг гордо реет над Кремлем.

Он белый, как снега России,

Как небеса над нами, синий.

И цвета утренней зари

Внизу полоска, посмотри.

Пока он вьется над Кремлем,

Спокойно мы с тобой живем! (Массаж пальчиков)

Воспитатель объясняет, как изготовить флаг, дети выполняют работу .

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о России, о символах. Мне хочется, что

бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны

беречь свою Родину.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом – свою Родину?

Дети: Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами…

Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много

сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.

Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы

настоящие россияне.

Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети уходят в группу.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.